Екатеринбург |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А60-24389/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Институт реакторных материалов" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.06.2022 по делу N А60-24389/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Уральского межрегионального территориального Управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Акционерное общество "Институт реакторных материалов" (далее - заявитель, общество "ИРМ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральскому межрегиональному территориальному управлению по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 28.04.2022 N 470-6-12ИРМ/2022-ПО.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ИРМ" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из неправильного толкования нормы, содержащейся в пункте 8 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", устанавливая тождественность введенного условия об отсрочке исполнения и условий об ограничениях, установленных в других пунктах указанного постановления.
Общество в обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку срок исполнения предписания от 08.04.2021 N 470-11-02/15 автоматически продлен на основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица, а именно до 06.07.2022.
В отзыве на кассационную жалобу заинтересованное лицо просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что решением Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 10.02.2010 N ГК-038 общество "ИРМ" признано организацией пригодной эксплуатировать объекты использования атомной энергии (ядерные установки - комплекс с исследовательским ядерным реактором ИВВ-2-М; радиационные источники), осуществлять деятельность по эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников.
Общество "ИРМ" имеет лицензию Ростехнадзора от 11.11.2015 N ГН-03-108-3090 на право эксплуатации ядерной установки и входит в Перечень объектов использования атомной энергии, в отношении которых вводится режим постоянного государственного надзора, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 610-р (пункт 7).
При проведении проверки 08.04.2021 было установлено, что начальник группы эксплуатации экспериментальных стендов Шабельников Е.В., входивший в состав комиссии по расследованию нарушения в работе ИЯУ ИВВ-2-М от 02.03.2021 в обществе "ИРМ" не имеет разрешения Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии в вышеуказанной должности, что является нарушением пункта 5.1.2 НП-033-11.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 08.04.2021 N 470-6-15ИРМ/2021-ПР, выдано предписание от 08.04.2021 N 470-11-02/15, которым общество "ИРМ" предписывалось обеспечить выполнение требований пункта 5.1.2 НП-033-11.
По результатам рассмотрения протокола от 08.04.2021 было вынесено постановление о назначении административного наказания обществу "ИРМ" от 22.04.2021 N 470-6-15ИРМ/2021-ПО в виде административного штрафа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.07.2021 по делу N А60-21588/2021 постановление от 22.04.2021 N 470-6-15ИРМ/2021-ПО отменено в части назначения административного наказания обществу по части 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в размере штрафа, превышающем 100 000 руб.
Административное правонарушение подтверждено, фактические выводы, изложенные в протоколе и постановлении не оспорены.
Обществом "ИРМ" подано заявление в Арбитражный суд Свердловской области о признании незаконным и отмене предписания от 08.04.2021 N 470-11-02/15.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.09.2021 по делу N А60-33798/2021 в удовлетворении заявленных обществом "ИРМ" о требований о признании недействительным предписания от 08.04.2021 N 470-11-02/15 отказано.
Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23.12.2021 решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.09.2021 по делу N А60-33798/2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (статья 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, факт законности вынесения предписания от 08.04.2021 N 470-11-02/15 о необходимости обществу "ИРМ" обеспечить выполнение требований пункта 5.1.2 НП-033-11, а также постановления о привлечении к административной ответственности в связи с выявленными нарушениями от 22.04.2021 N 470-6-15ИРМ/2021-ПО установлен вступившими в законную силу судебными актами.
Из материалов дела следует, что в период 11.04.2022 по 14.04.2022 в отношении общества "ИРМ" проведена проверка в рамках осуществления режима постоянного государственного надзора на объекте использования атомной энергии.
Целью проведения проверки являлась проверка выполнения ранее выданного предписания от 08.04.2021 N 470-11-02/15.
При проведении проверки в период с 11.04.2022 по 14.04.2022 установлено, что в организационную структуру акционерного общества "Институт реакторных материалов" утвержденную директором общества 17.01.2022 внесено изменение в части переименования группы эксплуатации экспериментальных стендов в группу испытаний топливных и конструкционных материалов.
Согласно пункту 3.1. "Положения о группе испытаний топливных и конструкционных материалов" основные задачи группы, это организация и проведение реакторных и стендовых экспериментальных испытаний материалов и изделий реакторной техники, включая спецэнерготехнику, с использованием реакторных испытательных стендов "РИСК", "УРАЛ", "ВИРС", что аналогично основным задачам установленными пунктом 3.1. "Положения группы эксплуатации экспериментальных стендов".
Основным направлением деятельности группы испытаний топливных и конструкционных материалов является выполнение научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ на ИЯУ ИВВ-2-М.
Согласно главе 1 "Должностной инструкции руководителя группы испытаний топливных и конструкционных материалов" цель должности установлена, как организационное и техническое руководство персоналом группы испытаний топливных и конструкционных материалов в соответствии с направлением деятельности для обеспечения: - успешного проведения реакторного испытания образцов топлива, макетов твэлов, конструкционных материалов различного назначения и теплоносителей для разрабатываемых ЯЭУ различного назначения (в том числе в оборонных целях), с использованием реакторных испытательных стендов "РИСК", "УРАЛ", "ВИРС"; - технической эксплуатации реакторных стендов "РИСК", "УРАЛ", "ВИРС", что аналогично целям установленным в главе 1 должностной инструкции начальника группы эксплуатации экспериментальных стендов.
Разрешение Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии в должности начальника группы эксплуатации экспериментальных стендов не представлено (руководителя группы испытаний топливных и конструкционных материалов отдела реакторных испытаний), следовательно эксплуатирующей организацией (общество "ИРМ") не обеспечено надлежащее выполнение пункта 5.1.2 НП-033-11, т.е. не обеспечен уровень квалификации и подготовки персонала ИЯУ, что является фактом не выполнения предписания от 08.04.2021 N 470-11-02/15 выданного обществу "ИРМ" (срок устранения нарушения истек 07.04.2022), в чем административным органом усмотрены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ.
В связи с неисполнением требований предписания в установленный срок, 14.04.2022 в отношении общества "ИРМ" составлен протокол об административном правонарушении N 470-6-12ИРМ/2022-ПР по части 17 статьи 19.5 КоАП РФ.
В отношении общества 28.04.2022 административным органом вынесено постановление N 470-6-12ИРМ/2022-ПО о признании общества "ИРМ" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив представленные доказательства и установив, что выданное предписание в установленный срок не исполнено, руководствуясь положениями статей 6 и 24.1 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Положением о режиме постоянного надзора на объектах использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 373, суды пришли к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ, отсутствии нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, а также отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права в силу следующего.
Частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, регулирующие ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор или государственный контроль.
Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица.
С субъективной стороны правонарушения характеризуются как умыслом, так и неосторожностью.
Объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в области атомной энергии.
Согласно статье 24.1 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии) под федеральным государственным надзором в области использования атомной энергии понимаются деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами (далее - юридические лица) требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок (инспекций) указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, и деятельность указанного федерального органа исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами своей деятельности.
Основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного регулирования безопасности предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
В соответствии со статьей 6 Закона об использовании атомной энергии федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии - это нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии, включая требования безопасности объектов использования атомной энергии, требования безопасности деятельности в области использования атомной энергии, в том числе цели, принципы и критерии безопасности, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии. После введения в действие федеральных норм и правил они являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и действуют на всей территории Российской Федерации.
Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Законом об использовании атомной энергии и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 373 утверждено Положение о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии (далее - Положение).
Указанное Положение устанавливает порядок осуществления постоянного государственного надзора (в том числе проверок и отдельных мероприятий по контролю) на объектах использования атомной энергии, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов использования атомной энергии, в отношении которых вводится режим постоянного государственного надзора.
При осуществлении надзора проводится мониторинг соблюдения (выполнения) предписаний, выданных по результатам проведения проверок и отдельных мероприятий по контролю при осуществлении надзора (подпункт "е" пункта 6 Положения).
Режим надзора на объектах повышенной опасности обеспечивается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (пункт 2 Положения).
Судами установлено, что обществу "ИРМ" на основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, было предписано устранить выявленное нарушение, указанное в предписании, в срок до 07.04.2022.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что в срок до 07.04.2022 предписание не исполнено, что свидетельствует о наличии в действиях общества "ИРМ" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем общество настаивает на том, что оспариваемое постановление является незаконным и полагает, что срок исполнения предписания от 08.04.2021 N 470-11-02/15 автоматически продлен на основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", до 06.07. 2022.
Отклоняя указанный довод общества, суды указали, что установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" запреты и ограничения не применяются к проверкам, проводимым в соответствии с Законом об использовании атомной энергии, поскольку в силу пункта 11 положения указанного постановления не распространяются на проверки в рамках федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, следовательно, положения о продлении срока исполнения предписания в рассматриваемом случае не подлежат применению к оспариваемому предписанию.
Суд округа отмечает, что несогласие общества с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование норм материального права не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не является основанием для отмены судебных актов.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и установив, что выданное предписание общество не исполнило; доказательств того, что заявителем были предприняты исчерпывающие меры, для соблюдения требований законодательства в области использования атомной энергии в материалах дела не содержится, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества события вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ при разрешении вопроса о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, суды приняли во внимание, что имея возможность для соблюдения установленных правил и норм, общество проигнорировало требования законодательства, за нарушение которых установлена административная ответственность, не приняло все зависящие от нее меры по их соблюдению.
С учетом установленного, выводы судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ, являются правильными, основанными на материалах дела.
Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено с учетом положений части 3.2, части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере административного штрафа менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией части 17 статьи 19.5 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности деяния, отсутствии исключительных обстоятельств совершения правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным судами не установлено.
С учетом изложенного, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований общества.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и отклонены на основе оценки представленных в дело доказательств. Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.06.2022 по делу N А60-24389/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Институт реакторных материалов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и установив, что выданное предписание общество не исполнило; доказательств того, что заявителем были предприняты исчерпывающие меры, для соблюдения требований законодательства в области использования атомной энергии в материалах дела не содержится, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества события вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ.
...
С учетом установленного, выводы судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ, являются правильными, основанными на материалах дела.
...
Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено с учетом положений части 3.2, части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере административного штрафа менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией части 17 статьи 19.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 декабря 2022 г. N Ф09-8349/22 по делу N А60-24389/2022