Екатеринбург |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А76-45561/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерногообщества "Чебаркульстрой" (далее - общество "Чебаркульстрой", налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.06.2022 по делу N А76-45561/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Челябинской области (далее - налоговый орган, инспекция) - Беломытцева А.И. (доверенность от 30.12.2021).
Общество "Чебаркульстрой" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к инспекции о признании безнадежными к взысканию:
- 77 560 руб. 47 коп. пени по налогу на прибыль в Федеральный бюджет,
- 8 556 руб. 30 коп. пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта,
- 6 329 руб. 94 коп. пени по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации после 01.01.2017,
- 39 руб. 18 коп. пени по страховым взносам в Фонд социального страхования до 01.01.2017,
- 861 руб. 03 коп. пени по страховым взносам в Фонд социального страхования с 01.01.2017,
- 102 руб. 96 коп. пени по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017,
- 952 руб. 86 коп. пени по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2017,
- 2 915 160 руб. 66 коп. пени по налогу на добавленную стоимость, 1 274 руб. штрафы по налогу на добавленную стоимость,
- 305 610 руб. налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 201 396 руб. 20 коп. пени по упрощенной системы налогообложения,
- 42 420 руб. 80 коп. пени по налогу на имущество,
- 19 789 руб. 83 коп. транспортный налог, 55 281 руб. 27 коп. пени по транспортному налогу,
- 845 294 руб. земельный налог, 468 341 руб. 72 коп. пени по земельному налогу, 11 616 руб. 40 коп. штрафа по земельному налогу,
- 1 758 руб. 49 коп. пени по налогу на прибыль до 01.01.2005,
- 187 696 руб. 47 коп. пени по земельному налогу до 01.01.2006,
- 30 коп. прочие налоги и сборы, пени по прочим налогам и сборам в размере 81 304 руб. 39 коп.,
- 2 001 руб. 37 коп. пени по целевым сборам на содержание милиции и благоустройство,
- 4 175 руб. 68 коп. пени по прочим местным налогам и сборам городского округа,
- 6 110 895 руб. 03 коп. пени по недоимке пени и иным финансовым санкциям по взносам,
- 132 410 руб. 60 коп. пени по недоимке пени и штрафам в Фонд социального страхования,
- 22 116 руб. 92 коп. пени по недоимке пени и штрафам в Фонд обязательного медицинского страхования,
- 76 673 руб. 25 коп. пени по недоимке пени и штрафам в Фонд занятости,
- 01 коп. Единый социальный налог Фонда социального страхования, 239 руб. 63 коп. пени по Единому социальному налогу Фонда социального страхования,
- 38 коп. Единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, 220 руб. 25 коп. пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования,
- 3 000 руб. денежные взыскания за нарушение законодательства.
Решением суда от 08.06.2022 (судья Свечников А.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 (судьи Скобелкин А.П., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Чебаркульстрой" просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Заявитель кассационной жалобы отмечает, что судами первой и апелляционной инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что большая часть налогов, подлежащих списанию, была сформирована до 2005 года, до момента выхода предприятия в процедуру ликвидации, следовательно положения о ликвидируемом предприятии и порядке погашения задолженности перед кредиторами и их праву требования применены судами неверно. Также кассатор отмечает, что до смены положений законодательства в 2008 году были закрыты процедуры взыскания, начатые Федеральной службой судебных приставов.
Налоговым органом представлен отзыв по доводам кассационной жалобы, в соответствии с которым, считает оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик 18.05.1999 зарегистрирован в качестве юридического лица и состоит на налоговом учете в инспекции.
Обществом "Чебаркульстрой" 14.11.2005 принято решение о ликвидации, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2057409508979.
Обществом "Чебаркульстрой" 17.07.2007 представлен промежуточный ликвидационный баланс, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2077420017850.
До настоящего времени налогоплательщик находится в стадии ликвидации.
Обществу 17.07.2007 налоговым органом выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций по состоянию на 01.09.2018 с указанием о наличии задолженности.
По результатам уточнения сумм в результате сверки, сторонами представлены сведения о наличии задолженности, в том числе:
- 77 560 руб. 47 коп. пени по налогу на прибыль в Федеральный бюджет,
- 8 556 руб. 30 коп. пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта,
- 6 329 руб. 94 коп. пени по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации после 01.01.2017,
- 39 руб. 18 коп. пени по страховым взносам в Фонд социального страхования до 01.01.2017,
- 861 руб. 03 коп. пени по страховым взносам в Фонд социального страхования с 01.01.2017,
- 102 руб. 96 коп. пени по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017,
- 952 руб. 86 коп. пени по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования с 01.01.2017,
- 2 915 160 руб. 66 коп. пени по налогу на добавленную стоимость, 1 274 руб. штрафы по налогу на добавленную стоимость,
- 305 610 руб. налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 201 396 руб. 20 коп. пени по упрощенной системы налогообложения,
- 42 420 руб. 80 коп. пени по налогу на имущество,
- 19 789 руб. 83 коп. транспортный налог, 55 281 руб. 27 коп. пени по транспортному налогу,
- 845 294 руб. земельный налог, 468 341 руб. 72 коп. пени по земельному налогу, 11 616 руб. 40 коп. штрафа по земельному налогу,
- 1 758 руб. 49 коп. пени по налогу на прибыль до 01.01.2005,
- 187 696 руб. 47 коп. пени по земельному налогу до 01.01.2006,
- 30 коп. прочие налоги и сборы, пени по прочим налогам и сборам в размере 81 304 руб. 39 коп.,
- 2 001 руб. 37 коп. пени по целевым сборам на содержание милиции и благоустройство,
- 4 175 руб. 68 коп. пени по прочим местным налогам и сборам городского округа,
- 6 110 895 руб. 03 коп. пени по недоимке пени и иным финансовым санкциям по взносам,
- 132 410 руб. 60 коп. пени по недоимке пени и штрафам в Фонд социального страхования,
- 22 116 руб. 92 коп. пени по недоимке пени и штрафам в Фонд обязательного медицинского страхования,
- 76 673 руб. 25 коп. пени по недоимке пени и штрафам в Фонд занятости,
- 01 коп. Единый социальный налог Фонда социального страхования, 239 руб. 63 коп. пени по Единому социальному налогу Фонда социального страхования,
- 38 коп. Единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, 220 руб. 25 коп. пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования,
- 3 000 руб. денежные взыскания за нарушение законодательства.
В отношении указанных сумм инспекцией предприняты следующие меры взыскания:
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 77 560 руб. 47 коп., в том числе: сумма 73 833 руб. 41 коп. (приняты меры в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на основании постановления от 23.11.2005), сумма 3 727 руб. 06 коп. (начислена за период 01.11.2009-25.07.2012, направлены требования об уплате N 28232 от 10.11.2009, N 361 от 26.03.2010, N 1340 от 06.10.2010, N 91 от 13.04.2011, N 88 от 11.04.2012, N 3707 от 17.04.2013),
- пени по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации в сумме 8 556 руб. 30 коп. (образовалась за период 29.10.2009 по 15.07.2012, выставлены требования об уплате N 362 от 26.03.2010, N 1341 от 06.10.2010, N 92 от 13.04.2011, N 89 от 11.04.2012, N 3707 от 17.04.2013),
- пени по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации за периоды с 1 января 2017 года в сумме 6 329 руб. 94 коп. (задолженность образовалась в период с 01.07.2017 по 01.09.2018, направлены требования об уплате N 46334 от 07.08.2017, N 52855 от 21.08.2017, N 58960 от 31.10.2017, N 4518 от 08.02.2018, N 8954 от 14.05.2018, N 11124 от 12.07.2018, N 11604 от 25.07.2018, N 3303 от 05.10.2018),
- пени по страховым взносам в Фонд социального страхования за периоды до 01.01.2017 в сумме 39 руб. 18 коп. (задолженность за период 01.02.2017-01.04.2017, направлено требование об уплате N 46334 от 07.08.2017),
- пени по страховым взносам в Фонд социального страхования за периоды с 01.01.2017 в сумме 861 руб. 03 коп. (задолженность за период с 28.04.2017 по 01.09.2018, направлены требования об уплате N 58960 от 31.10.2017, N 4518 от 08.02.2018, N 8954 от 14.05.2018, N 11124 от 12.07.2018, N 11604 от 25.07.2018, N 3303 от 05.10.2018, N 6852 от 11.10.2018),
- пени по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования за периоды до 01.01.2017 в сумме 102 руб. 96 коп. (задолженность за период с 01.02.2017-01.09.2018, направлены требования об уплате N 46334 от 07.08.2017, N 52855 от 21.08.2017, N 58960 от 31.10.2017, N 11685 от 18.10.2018),
- пени по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования за периоды с 01.01.2017 в сумме 952 руб. 86 коп. (задолженность за период с 01.07.2017 по 01.09.2018, направлены требования N 46334 от 07.08.2017, N 52855 от 21.08.2017, N 58960 от 31.10.2017, N 4518 от 08.02.2018, N 8954 от 14.05.2018, N 11124 от 12.07.2018, N 11604 от 25.07.2018, N 3303 от 05.10.2018),
- Налог на добавленную стоимость: пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 915 160 руб. 66 коп. (в отношении суммы 2 843 468 руб. 86 коп. (период образования до 02.12.2005) приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005, в отношении пени 71691 руб. 80 коп. (период начисления 26.03.2010 - 01.03.2013), из которой на сумму 64647 руб. 80 коп. направлены требования N 11759 от 26.03.2010, N 25200 от 29.07.2010, N 1343 от 06.10.2010, N 442 от 08.02.2011, N 93 от 13.04.2011, N 91 от 11.04.2012, N 14 от 23.01.2013, N 60 от 15.02.2013, N 158 от 21.03.2013), штраф в сумме 1 274 руб. (решение от 22.09.2010 N 46 по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года, направлены требования N 718 от 11.10.2010),
- Налог по упрощенной системе налогообложения: задолженность по налогу в сумме 317145 руб. (текущие платежи за период 2011-2017 г.г.), по уплате пени в сумме 155 685 руб. 64 коп. (за период с 01.08.2011-01.09.2018, направлены требования N 4136 от 05.04.2012, N 96 от 11.04.2012, N 160 от 21.03.2013, N 3707 от 17.04.2013, N 429 от 16.05.2013, N 115952 от 19.07.2013, N 16 от 29.01.2014, N 1463 от 17.02.2014, N 165 от 10.04.2014, N 3781 от 17.04.2014, N 309 от 13.05.2014, N 3974 от 08.07.2014, N 4105 от 30.07.2014, N 4223 от 09.10.2014, N 4319 от 18.11.2014, N 58 от 21.01.2015, N 2613 от 05.02.2015, N 4172 от 04.04.2015, N 4847 от 07.04.2015, N 6558 от 19.05.2015, N 76966 от N 77437 от 21.10.2015, N 538 от 27.01.2016, N 1345 от 16.02.2016, N 3258 от N 1872 от 06.07.2016, N 2794 от 08.07.2016, N 4034 от 10.10.2016, N 398 от 30.01.2017, N 39789 от 24.05.2017, N 1334 от 26.08.2017, N 2735 от 13.11.2017, N 5965 от 10.04.2018, N 6799 от 17.04.2018, N 11124 от 12.07.2018, N 3303 от 05.10.2018),
- пени по упрощенной системе налогообложения в сумме 45 510 руб. 56 коп. (задолженность за период 01.06.2010-01.07.2016, направлены требования N 2040 от 13.04.2011, N 92 от 11.04.2012, N 159 от 21.03.2013, N 428 от 16.05.2013, N 115951 от 19.07.2013, N ПО от 21.02.2014, N 3472 от 10.04.2014, N 3255 от 24.02.2015, N 6558 от 19.05.2015),
- пени по налогу на имущество в сумме 42 420 руб. 80 коп. (задолженность за период до 02.12.2005: приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005; задолженность в сумме 39 950 руб. 17 коп. за период 01.01.2009-01.05.2013, направлены требования N 28232 от 10.11.2009, N 364 от 26.03.2010, N 11978 от 12.05.2010, N 1344 от 06.10.2010, N 94 от 13.04.2011, N 93 от 11.04.2012, N 1463 от 17.02.2014),
- транспортный налог: налог в сумме 19 789 руб. 83 коп. (за период до 02.12.2005, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на оснований постановления от 23.11.2005), пени в сумме 55 281 руб. 27 коп. (в том числе: задолженность в сумме 4927 руб. 97 коп. (начислены до 01.01.2005) приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005; задолженность в сумме 50353 руб. 3 коп. (начислена за период 01.05.2006-01.09.2018), направлены требования N 28232 от 10.11.2009, N 11759 от 26.03.2010, N 11978 от 12.05.2010, N 35625 от 06.10.2010, N 442 от 08.02.2011, N 2040 от 13.04.2011, N 4258 от 10.04.2012, N 94 от 11.04.2012, N 4964 от 25.07.2012, N 2345 от 07.03.2013, N 1463 от 17.02.2014, N 3472 от 10.04.2014, N 227 от 21.01.2015, N 539 от 24.01.2015, N 2613 от 05.02.2015, N 579 от 24.02.2015, N 4847 от 07.04.2015, N 6558 от 19.05.2015, N 76966 от 10.07.2015, N 538 от 27.01.2016, N 1345 от 16.02.2016, N 3258 от 12.04.2016, N 855 от 20.02.2017, N 37721 от 28.04.2017, N 4925 от 19.02.2018, N 5965 от 10.04.2018, N 6799 от 17.04.2018),
- земельный налог: задолженность по налогу в сумме 845 294 руб. (текущие начисления за период с 02.02.2015 по 02.02.2018), пени в сумме 468 341 руб. 72 коп. (за период с 01.09.2010 по 01.09.2018), штраф в сумме 11 616 руб. 40 коп. (решение по результатам камеральной налоговой проверки N 24546 от 17.07.2017, направлены требования N 35625 от 06.10.2010, N 442 от 08.02.2011, N 95 от 13.04.2011, N 4136 от 05.04.2012, N 2345 от 11.04.2012, N 3707 от 07.03.2013, N 1463 от 17.04.2013, N 3472 от 17.02.2014, N 227 от 10.04.2014, N 539 от 21.01.2015, N 2613 от 24.01.2015, N 579 от 05.02.2015, N 4172 от 24.02.2015, N 6558 от 04.04.2015, N 76966 от 19.05.2015, N 77437 от 10.07.2015, N 91212 от 21.10.2015, N 538 от 24.11.2015, N 1345 от 27.01.2016, N 1214 от 16.02.2016, N 3258 от 12.04.2016, N 1872 от 06.07.2016, N 2794 от 08.07.2016, N 4034 от 10.10.2016, N 398 от 30.01.2017, N 855 от 20.02.2017, N 37721 от 28.04.2017, N 1334 от 26.08.2017, N 6215 от 20.09.2017, N 2735 от 13.11.2017, N 4925 от 19.02.2018, N 5965 от 10.04.2018, N 6799 от 17.04.2018, N 1661 от 13.07.2018, N 3303 от 05.10.2018),
- пени по налогу на прибыль в сумме 1 758 руб. 49 коп. (задолженность образовалась до 01.01.2005, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по земельному налогу 187 696 руб. 47 коп. (период до 01.01.2006, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- прочие налоги и сборы: задолженность налогам в сумме 30 коп., пени в сумме 81 304 руб. 40 коп. (период до 01.07.2005, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по уплате целевых сборов в сумме 2 001 руб. 37 коп. (период до 01.01.2005, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005,
- пени по уплате прочих местных налогов в сумме 4 175 руб. 68 коп. (приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации в сумме 6 110 895 руб. 03 коп. (период образования до 01.01.2006, приняты меры в соответствии со ст. 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по взносам в Фонд социального страхования в сумме 132 410 руб. 60 коп. (период до 01.01.2006, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по взносам в Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 22 116 руб. 92 коп. (период до 01.01.2005, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по взносам в Государственный фонд занятости населения в сумме 76 673 руб. 25 коп. (период до 25.01.2006, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования: задолженность по уплате взносов в сумме 1 коп. по сроку уплаты 15.01.2010, пени в сумме 239 руб. 63 коп. за период 01.12.2009-25.04.2010 (направлены требования N 71 от 04.02.2010, N 363 от 26.03.2010, N 1342 от 06.10.2010),
- Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд обязательного медицинского страхования: задолженность по уплате налога в сумме 38 коп., пени в размере 220 руб. 25 коп. (направлены требования N 71 от 04.02.2010, N 90 от 11.04.2012),
- денежные взыскания (штрафам) в сумме 3000 руб. (решение камеральной налоговой проверки N 5715 от 02.10.2017, сформировано требование об уплате N 8037 от 25.10.2017).
Полагая, что указанная задолженность является безнадежной к взысканию по причине истечения сроков ее взыскания, общество "Чебаркульстрой" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что в материалы дела представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности при том, что налоговым органом принимались все необходимые меры по принудительному взысканию с должника задолженности перед бюджетом, предусмотренные НК РФ.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему налоговому законодательству Российской Федерации,
Так, обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 и пунктом 1 статьи 45 НК РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком указанной обязанности налоговые органы в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ вправе взыскивать возникшую недоимку по налогам, а также пени в порядке, установленном НК РФ.
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ.
Аналогичный нормы установлены действовавшим в спорный период Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и в отношении страховых взносов.
Из буквального толкования положений статьи 44 НК РФ следует, что утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Пунктом 1 статьи 59 НК РФ установлен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ одним из таких оснований является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
При этом списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем, задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной (подпункт 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 1150-0 и в пункте 9 постановления Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 57)
Признание задолженности безнадежной к взысканию подразумевает под собой придание определенного статуса задолженности плательщика перед бюджетом, при которой ее взыскание невозможно осуществить (она числится на лицевых счетах за плательщиком), но субъект административных полномочий (налоговый орган, пенсионный фонд) не имеет правовых оснований для начала и осуществления процедуры ее взыскания (как в судебном, так и во внесудебном порядках).
При этом признание безнадежной к взысканию задолженности в самостоятельном судебном производстве возможно только тогда, когда субъектом административных полномочий не предпринято каких-либо действий по ее взысканию, а сроки принятия новых мер истекли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 НК РФ обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.
Требованием об уплате налога, в соответствии со статьей 69 НК РФ, признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках (пункты 1 и 2 статьи 46 НК РФ).
При этом взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Из пункта 1 статьи 47 НК РФ следует, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 46 НК РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней и штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Согласно пункту 53 постановления Пленума N 57 при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога.
В силу части 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 статьи 21 указанного закона, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
В случае ликвидации организации-должника исполнительное производство подлежит окончанию, после чего судебный пристав-исполнитель направляет исполнительный документ ликвидационной комиссии (ликвидатору) (пункт 6 части 1 статьи 47 Закона N 229-ФЗ).
На основании выше изложенного, по существу в случае ликвидации организации-должника ликвидационной комиссии делегируются публично-правовые функции по исполнению исполнительного документа, в связи с чем ее обязанность действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица и его кредиторов (пункт 4 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)) предполагает также необходимость осуществлять возложенные на нее полномочия с учетом требований независимости и равного подхода ко всем заинтересованным в итогах процедуры ликвидации лицам.
В соответствии со статьей 46 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в том числе, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1); в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с п. 4 ч. 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях. 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника (ч. 5).
Учитывая вышеизложенное, единый пресекательный срок давности взыскания налоговым органом недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам законодательством о налогах и сборах не установлен, такой срок определяется совокупностью сроков, установленных для осуществления мер по взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам в бесспорном или судебном порядке.
Между тем процедура ликвидации юридического лица изменяет указанные сроки. Задолженность по налогам уплачивается в соответствии с очередностью выплат кредиторам ликвидируемой организации. Налоговые органы также являются кредиторами организации.
Нормой статьи 64 ГК РФ установлена очередь для расчетов по налоговым долгам с бюджетом и внебюджетными фондами (третья очередь). Причем удовлетворение обязательств каждой последующей очереди происходит только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
Таким образом, налоговые органы не вправе принудительно взыскивать налоговые платежи (страховые взносы) с ликвидируемой организации на основании статей 46 - 47 НК РФ, поскольку обязаны учитывать правила и принципы, установленные для уплаты налогов (сборов, пеней, штрафов) организацией, находящейся в стадии ликвидации.
В период нахождения юридического лица в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями общества решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесении в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов) путем вынесения решений о взыскании по статьям 46 и 47 НК РФ, поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Ввиду того, что законодательством прямо указано на запрет налоговым органам осуществлять меры по взысканию в период ликвидации предприятий, срок вынесения таких решений о взыскании задолженности в бесспорном порядке (а равно и срок обращения за судебным взысканием) переносится на срок действия принятого решения о введении процедуры ликвидации и до прекращения процедуры ликвидации.
В случае прекращения процедуры ликвидации налоговые органы не лишены возможности реализовать последующую как бесспорную, так и судебную процедуру взыскания указанных сумм.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик, начиная с 2005 года и по настоящее время, находится в процедуре ликвидации, следовательно, у инспекции не имелось оснований по бесспорному взысканию налогов и страховых взносов, в том числе по повторному предъявлению в службу судебных приставов постановления о взыскании за счет имущества.
Срок вынесения решений о взыскании задолженности в бесспорном порядке по статьям 46 - 47 НК РФ, а также срок обращения за судебным взысканием, переносится на срок действия принятого решения о введении процедуры ликвидации и до прекращения процедуры ликвидации.
Как верно указано судами первой и апелляционной инстанций, основания для признания безнадежной к взысканию задолженности, на возможность которого ссылалось общество "Чебаркульстрой", у инспекции также отсутствовали.
Ссылка налогоплательщика на истечение сроков взыскания спорных сумм судами правомерно не принята во внимание, так как течение таких сроков, учитывая нахождение общества "Чебаркульстрой" в процедуре ликвидации, с начала процедуры ликвидации не происходило.
Также, у инспекции не имелось оснований для списания в бесспорном порядке указанных сумм в период нахождения общества "Чебаркульстрой" в стадии ликвидации.
Из материалов дела следует, что факт наличия недоимки, пени и штрафов в заявленных суммах налогоплательщиком не оспаривается, длительный характер пропуска срока их погашения также не оспаривается.
В материалы дела налоговым органом представлены доказательства того, что ею предприняты все предусмотренные законом меры по взысканию указанных недоимки, пени и штрафов, а именно:
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 77 560 руб. 47 коп., в том числе: сумма 73 833 руб. 41 коп. (приняты меры в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на основании постановления от 23.11.2005), сумма 3 727 руб. 06 коп. (начислена за период 01.11.2009-25.07.2012, направлены требования об уплате N 28232 от 10.11.2009, N 361 от 26.03.2010, N 1340 от 06.10.2010, N 91 от 13.04.2011, N 88 от 11.04.2012, N 3707 от 17.04.2013),
- пени по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации в сумме 8 556 руб. 30 коп. (образовалась за период 29.10.2009 по 15.07.2012, выставлены требования об уплате N 362 от 26.03.2010, N 1341 от 06.10.2010, N 92 от 13.04.2011, N 89 от 11.04.2012, N 3707 от 17.04.2013),
- пени по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации за периоды с 1 января 2017 года в сумме 6 329 руб. 94 коп. (задолженность образовалась в период с 01.07.2017 по 01.09.2018, направлены требования об уплате N 46334 от 07.08.2017, N 52855 от 21.08.2017, N 58960 от 31.10.2017, N 4518 от 08.02.2018, N 8954 от 14.05.2018, N 11124 от 12.07.2018, N 11604 от 25.07.2018, N 3303 от 05.10.2018),
- пени по страховым взносам в Фонд социального страхования за периоды до 01.01.2017 в сумме 39 руб. 18 коп. (задолженность за период 01.02.2017-01.04.2017, направлено требование об уплате N 46334 от 07.08.2017),
- пени по страховым взносам в Фонд социального страхования за периоды с 01.01.2017 в сумме 861 руб. 03 коп. (задолженность за период с 28.04.2017 по 01.09.2018, направлены требования об уплате N 58960 от 31.10.2017, N 4518 от 08.02.2018, N 8954 от 14.05.2018, N 11124 от 12.07.2018, N 11604 от 25.07.2018, N 3303 от 05.10.2018, N 6852 от 11.10.2018),
- пени по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования за периоды до 01.01.2017 в сумме 102 руб. 96 коп. (задолженность за период с 01.02.2017-01.09.2018, направлены требования об уплате N 46334 от 07.08.2017, N 52855 от 21.08.2017, N 58960 от 31.10.2017, N 11685 от 18.10.2018),
- пени по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования за периоды с 01.01.2017 в сумме 952 руб. 86 коп. (задолженность за период с 01.07.2017 по 01.09.2018, направлены требования N 46334 от 07.08.2017, N 52855 от 21.08.2017, N 58960 от 31.10.2017, N 4518 от 08.02.2018, N 8954 от 14.05.2018, N 11124 от 12.07.2018, N 11604 от 25.07.2018, N 3303 от 05.10.2018),
- Налог на добавленную стоимость: пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 915 160 руб. 66 коп. (в отношении суммы
2 843 468 руб. 86 коп. (период образования до 02.12.2005) приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005, в отношении пени 71691 руб. 80 коп. (период начисления 26.03.2010 - 01.03.2013), из которой на сумму 64647 руб. 80 коп. направлены требования N 11759 от 26.03.2010, N 25200 от 29.07.2010, N 1343 от 06.10.2010, N 442 от 08.02.2011, N 93 от 13.04.2011, N 91 от 11.04.2012, N 14 от 23.01.2013, N 60 от 15.02.2013, N 158 от 21.03.2013), штраф в сумме
1 274 руб. (решение от 22.09.2010 N 46 по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года, направлены требования N 718 от 11.10.2010),
- Налог по упрощенной системе налогообложения: задолженность по налогу в сумме 317145 руб. (текущие платежи за период 2011-2017 г.г.), по уплате пени в сумме 155 685 руб. 64 коп. (за период с 01.08.2011-01.09.2018, направлены требования N 4136 от 05.04.2012, N 96 от 11.04.2012, N 160 от 21.03.2013, N 3707 от 17.04.2013, N 429 от 16.05.2013, N 115952 от 19.07.2013, N 16 от 29.01.2014, N 1463 от 17.02.2014, N 165 от 10.04.2014, N 3781 от 17.04.2014, N 309 от 13.05.2014, N 3974 от 08.07.2014, N 4105 от 30.07.2014, N 4223 от 09.10.2014, N 4319 от 18.11.2014, N 58 от 21.01.2015, N 2613 от 05.02.2015, N 4172 от 04.04.2015, N 4847 от 07.04.2015, N 6558 от 19.05.2015, N 76966 от N 77437 от 21.10.2015, N 538 от 27.01.2016, N 1345 от 16.02.2016, N 3258 от N 1872 от 06.07.2016, N 2794 от 08.07.2016, N 4034 от 10.10.2016, N 398 от 30.01.2017, N 39789 от 24.05.2017, N 1334 от 26.08.2017, N 2735 от 13.11.2017, N 5965 от 10.04.2018, N 6799 от 17.04.2018, N 11124 от 12.07.2018, N 3303 от 05.10.2018),
- пени по упрощенной системе налогообложения в сумме
45 510 руб. 56 коп. (задолженность за период 01.06.2010-01.07.2016, направлены требования N 2040 от 13.04.2011, N 92 от 11.04.2012, N 159 от 21.03.2013, N 428 от 16.05.2013, N 115951 от 19.07.2013, N ПО от 21.02.2014, N 3472 от 10.04.2014, N 3255 от 24.02.2015, N 6558 от 19.05.2015),
- пени по налогу на имущество в сумме 42 420 руб. 80 коп. (задолженность за период до 02.12.2005: приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005; задолженность в сумме 39 950 руб. 17 коп. за период 01.01.2009-01.05.2013, направлены требования N 28232 от 10.11.2009, N 364 от 26.03.2010, N 11978 от 12.05.2010, N 1344 от 06.10.2010, N 94 от 13.04.2011, N 93 от 11.04.2012, N 1463 от 17.02.2014),
- транспортный налог: налог в сумме 19 789 руб. 83 коп. (за период до 02.12.2005, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на оснований постановления от 23.11.2005), пени в сумме 55 281 руб. 27 коп. (в том числе: задолженность в сумме 4927 руб. 97 коп. (начислены до 01.01.2005) приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005; задолженность в сумме 50353 руб. 3 коп. (начислена за период 01.05.2006-01.09.2018), направлены требования N 28232 от 10.11.2009, N 11759 от 26.03.2010, N 11978 от 12.05.2010, N 35625 от 06.10.2010, N 442 от 08.02.2011, N 2040 от 13.04.2011, N 4258 от 10.04.2012, N 94 от 11.04.2012, N 4964 от 25.07.2012, N 2345 от 07.03.2013, N 1463 от 17.02.2014, N 3472 от 10.04.2014, N 227 от 21.01.2015, N 539 от 24.01.2015, N 2613 от 05.02.2015, N 579 от 24.02.2015, N 4847 от 07.04.2015, N 6558 от 19.05.2015, N 76966 от 10.07.2015, N 538 от 27.01.2016, N 1345 от 16.02.2016, N 3258 от 12.04.2016, N 855 от 20.02.2017, N 37721 от 28.04.2017, N 4925 от 19.02.2018, N 5965 от 10.04.2018, N 6799 от 17.04.2018),
- земельный налог: задолженность по налогу в сумме 845 294 руб. (текущие начисления за период с 02.02.2015 по 02.02.2018), пени в сумме
468 341 руб. 72 коп. (за период с 01.09.2010 по 01.09.2018), штраф в сумме
11 616 руб. 40 коп. (решение по результатам камеральной налоговой проверки N 24546 от 17.07.2017, направлены требования N 35625 от 06.10.2010, N 442 от 08.02.2011, N 95 от 13.04.2011, N 4136 от 05.04.2012, N 2345 от 11.04.2012, N 3707 от 07.03.2013, N 1463 от 17.04.2013, N 3472 от 17.02.2014, N 227 от 10.04.2014, N 539 от 21.01.2015, N 2613 от 24.01.2015, N 579 от 05.02.2015, N 4172 от 24.02.2015, N 6558 от 04.04.2015, N 76966 от 19.05.2015, N 77437 от 10.07.2015, N 91212 от 21.10.2015, N 538 от 24.11.2015, N 1345 от 27.01.2016, N 1214 от 16.02.2016, N 3258 от 12.04.2016, N 1872 от 06.07.2016, N 2794 от 08.07.2016, N 4034 от 10.10.2016, N 398 от 30.01.2017, N 855 от 20.02.2017, N 37721 от 28.04.2017, N 1334 от 26.08.2017, N 6215 от 20.09.2017, N 2735 от 13.11.2017, N 4925 от 19.02.2018, N 5965 от 10.04.2018, N 6799 от 17.04.2018, N 1661 от 13.07.2018, N 3303 от 05.10.2018),
- пени по налогу на прибыль в сумме 1 758 руб. 49 коп. (задолженность образовалась до 01.01.2005, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по земельному налогу 187 696 руб. 47 коп. (период до 01.01.2006, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- прочие налоги и сборы: задолженность налогам в сумме 30 коп., пени в сумме 81 304 руб. 40 коп. (период до 01.07.2005, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по уплате целевых сборов в сумме 2 001 руб. 37 коп. (период до 01.01.2005, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005,
- пени по уплате прочих местных налогов в сумме 4 175 руб. 68 коп. (приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации в сумме 6 110 895 руб. 03 коп. (период образования до 01.01.2006, приняты меры в соответствии со ст. 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по взносам в Фонд социального страхования в сумме
132 410 руб. 60 коп. (период до 01.01.2006, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по взносам в Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 22 116 руб. 92 коп. (период до 01.01.2005, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по взносам в Государственный фонд занятости населения в сумме 76 673 руб. 25 коп. (период до 25.01.2006, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования: задолженность по уплате взносов в сумме 1 коп. по сроку уплаты 15.01.2010, пени в сумме 239 руб. 63 коп. за период 01.12.2009-25.04.2010 (направлены требования N 71 от 04.02.2010, N 363 от 26.03.2010, N 1342 от 06.10.2010),
- Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд обязательного медицинского страхования: задолженность по уплате налога в сумме 38 коп., пени в размере 220 руб. 25 коп. (направлены требования N 71 от 04.02.2010, N 90 от 11.04.2012),
- денежные взыскания (штрафам) в сумме 3000 руб. (решение камеральной налоговой проверки N 5715 от 02.10.2017, сформировано требование об уплате N 8037 от 25.10.2017).
Данные обстоятельства указывают на то, что инспекцией до начала процедуры ликвидации общества "Чебаркульстрой" и после ее начала реализованы меры по взысканию налогов и страховых взносов, пени и штрафов.
Учитывая, что материалами дела подтверждается соблюдение налоговым органом установленного законом порядка взыскания задолженности, а принятые инспекцией меры принудительного взыскания не отозваны и продолжают действовать и в настоящее время (ликвидация общества не прекращена), суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что отсутствуют основания для признания заявленных налогоплательщиком сумм безнадежными к взысканию.
Доводы общества "Чебаркульстрой" о том, что налоговым органом с 2007 г. не предпринималось никаких мер взыскания сформированного объема задолженности правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, ввиду того, что применение мер принудительного взыскания, в том числе предусмотренных статьей 46 НК РФ, приведет к нарушению очередности удовлетворения требовании кредиторов, предусмотренной статьей 49 ГК РФ, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для бесспорного взыскания задолженности, так как налогоплательщик с 2005 г. находится в процедуре ликвидации.
Принимая во внимание изложенное, поскольку инспекцией возможность принудительного взыскания заявленной задолженности не утрачена, указанная задолженность на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ не может быть признана безнадежной к взысканию.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.06.2022 по делу N А76-45561/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Чебаркульстрой"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалы дела налоговым органом представлены доказательства того, что ею предприняты все предусмотренные законом меры по взысканию указанных недоимки, пени и штрафов, а именно:
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 77 560 руб. 47 коп., в том числе: сумма 73 833 руб. 41 коп. (приняты меры в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на основании постановления от 23.11.2005), сумма 3 727 руб. 06 коп. (начислена за период 01.11.2009-25.07.2012, направлены требования об уплате N 28232 от 10.11.2009, N 361 от 26.03.2010, N 1340 от 06.10.2010, N 91 от 13.04.2011, N 88 от 11.04.2012, N 3707 от 17.04.2013),
- пени по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации в сумме 8 556 руб. 30 коп. (образовалась за период 29.10.2009 по 15.07.2012, выставлены требования об уплате N 362 от 26.03.2010, N 1341 от 06.10.2010, N 92 от 13.04.2011, N 89 от 11.04.2012, N 3707 от 17.04.2013),
- пени по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации за периоды с 1 января 2017 года в сумме 6 329 руб. 94 коп. (задолженность образовалась в период с 01.07.2017 по 01.09.2018, направлены требования об уплате N 46334 от 07.08.2017, N 52855 от 21.08.2017, N 58960 от 31.10.2017, N 4518 от 08.02.2018, N 8954 от 14.05.2018, N 11124 от 12.07.2018, N 11604 от 25.07.2018, N 3303 от 05.10.2018),
- пени по страховым взносам в Фонд социального страхования за периоды до 01.01.2017 в сумме 39 руб. 18 коп. (задолженность за период 01.02.2017-01.04.2017, направлено требование об уплате N 46334 от 07.08.2017),
- пени по страховым взносам в Фонд социального страхования за периоды с 01.01.2017 в сумме 861 руб. 03 коп. (задолженность за период с 28.04.2017 по 01.09.2018, направлены требования об уплате N 58960 от 31.10.2017, N 4518 от 08.02.2018, N 8954 от 14.05.2018, N 11124 от 12.07.2018, N 11604 от 25.07.2018, N 3303 от 05.10.2018, N 6852 от 11.10.2018),
- пени по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования за периоды до 01.01.2017 в сумме 102 руб. 96 коп. (задолженность за период с 01.02.2017-01.09.2018, направлены требования об уплате N 46334 от 07.08.2017, N 52855 от 21.08.2017, N 58960 от 31.10.2017, N 11685 от 18.10.2018),
- пени по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования за периоды с 01.01.2017 в сумме 952 руб. 86 коп. (задолженность за период с 01.07.2017 по 01.09.2018, направлены требования N 46334 от 07.08.2017, N 52855 от 21.08.2017, N 58960 от 31.10.2017, N 4518 от 08.02.2018, N 8954 от 14.05.2018, N 11124 от 12.07.2018, N 11604 от 25.07.2018, N 3303 от 05.10.2018),
- Налог на добавленную стоимость: пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 915 160 руб. 66 коп. (в отношении суммы
2 843 468 руб. 86 коп. (период образования до 02.12.2005) приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005, в отношении пени 71691 руб. 80 коп. (период начисления 26.03.2010 - 01.03.2013), из которой на сумму 64647 руб. 80 коп. направлены требования N 11759 от 26.03.2010, N 25200 от 29.07.2010, N 1343 от 06.10.2010, N 442 от 08.02.2011, N 93 от 13.04.2011, N 91 от 11.04.2012, N 14 от 23.01.2013, N 60 от 15.02.2013, N 158 от 21.03.2013), штраф в сумме
1 274 руб. (решение от 22.09.2010 N 46 по результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года, направлены требования N 718 от 11.10.2010),
- Налог по упрощенной системе налогообложения: задолженность по налогу в сумме 317145 руб. (текущие платежи за период 2011-2017 г.г.), по уплате пени в сумме 155 685 руб. 64 коп. (за период с 01.08.2011-01.09.2018, направлены требования N 4136 от 05.04.2012, N 96 от 11.04.2012, N 160 от 21.03.2013, N 3707 от 17.04.2013, N 429 от 16.05.2013, N 115952 от 19.07.2013, N 16 от 29.01.2014, N 1463 от 17.02.2014, N 165 от 10.04.2014, N 3781 от 17.04.2014, N 309 от 13.05.2014, N 3974 от 08.07.2014, N 4105 от 30.07.2014, N 4223 от 09.10.2014, N 4319 от 18.11.2014, N 58 от 21.01.2015, N 2613 от 05.02.2015, N 4172 от 04.04.2015, N 4847 от 07.04.2015, N 6558 от 19.05.2015, N 76966 от N 77437 от 21.10.2015, N 538 от 27.01.2016, N 1345 от 16.02.2016, N 3258 от N 1872 от 06.07.2016, N 2794 от 08.07.2016, N 4034 от 10.10.2016, N 398 от 30.01.2017, N 39789 от 24.05.2017, N 1334 от 26.08.2017, N 2735 от 13.11.2017, N 5965 от 10.04.2018, N 6799 от 17.04.2018, N 11124 от 12.07.2018, N 3303 от 05.10.2018),
- пени по упрощенной системе налогообложения в сумме
45 510 руб. 56 коп. (задолженность за период 01.06.2010-01.07.2016, направлены требования N 2040 от 13.04.2011, N 92 от 11.04.2012, N 159 от 21.03.2013, N 428 от 16.05.2013, N 115951 от 19.07.2013, N ПО от 21.02.2014, N 3472 от 10.04.2014, N 3255 от 24.02.2015, N 6558 от 19.05.2015),
- пени по налогу на имущество в сумме 42 420 руб. 80 коп. (задолженность за период до 02.12.2005: приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005; задолженность в сумме 39 950 руб. 17 коп. за период 01.01.2009-01.05.2013, направлены требования N 28232 от 10.11.2009, N 364 от 26.03.2010, N 11978 от 12.05.2010, N 1344 от 06.10.2010, N 94 от 13.04.2011, N 93 от 11.04.2012, N 1463 от 17.02.2014),
- транспортный налог: налог в сумме 19 789 руб. 83 коп. (за период до 02.12.2005, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на оснований постановления от 23.11.2005), пени в сумме 55 281 руб. 27 коп. (в том числе: задолженность в сумме 4927 руб. 97 коп. (начислены до 01.01.2005) приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005; задолженность в сумме 50353 руб. 3 коп. (начислена за период 01.05.2006-01.09.2018), направлены требования N 28232 от 10.11.2009, N 11759 от 26.03.2010, N 11978 от 12.05.2010, N 35625 от 06.10.2010, N 442 от 08.02.2011, N 2040 от 13.04.2011, N 4258 от 10.04.2012, N 94 от 11.04.2012, N 4964 от 25.07.2012, N 2345 от 07.03.2013, N 1463 от 17.02.2014, N 3472 от 10.04.2014, N 227 от 21.01.2015, N 539 от 24.01.2015, N 2613 от 05.02.2015, N 579 от 24.02.2015, N 4847 от 07.04.2015, N 6558 от 19.05.2015, N 76966 от 10.07.2015, N 538 от 27.01.2016, N 1345 от 16.02.2016, N 3258 от 12.04.2016, N 855 от 20.02.2017, N 37721 от 28.04.2017, N 4925 от 19.02.2018, N 5965 от 10.04.2018, N 6799 от 17.04.2018),
- земельный налог: задолженность по налогу в сумме 845 294 руб. (текущие начисления за период с 02.02.2015 по 02.02.2018), пени в сумме
468 341 руб. 72 коп. (за период с 01.09.2010 по 01.09.2018), штраф в сумме
11 616 руб. 40 коп. (решение по результатам камеральной налоговой проверки N 24546 от 17.07.2017, направлены требования N 35625 от 06.10.2010, N 442 от 08.02.2011, N 95 от 13.04.2011, N 4136 от 05.04.2012, N 2345 от 11.04.2012, N 3707 от 07.03.2013, N 1463 от 17.04.2013, N 3472 от 17.02.2014, N 227 от 10.04.2014, N 539 от 21.01.2015, N 2613 от 24.01.2015, N 579 от 05.02.2015, N 4172 от 24.02.2015, N 6558 от 04.04.2015, N 76966 от 19.05.2015, N 77437 от 10.07.2015, N 91212 от 21.10.2015, N 538 от 24.11.2015, N 1345 от 27.01.2016, N 1214 от 16.02.2016, N 3258 от 12.04.2016, N 1872 от 06.07.2016, N 2794 от 08.07.2016, N 4034 от 10.10.2016, N 398 от 30.01.2017, N 855 от 20.02.2017, N 37721 от 28.04.2017, N 1334 от 26.08.2017, N 6215 от 20.09.2017, N 2735 от 13.11.2017, N 4925 от 19.02.2018, N 5965 от 10.04.2018, N 6799 от 17.04.2018, N 1661 от 13.07.2018, N 3303 от 05.10.2018),
- пени по налогу на прибыль в сумме 1 758 руб. 49 коп. (задолженность образовалась до 01.01.2005, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по земельному налогу 187 696 руб. 47 коп. (период до 01.01.2006, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- прочие налоги и сборы: задолженность налогам в сумме 30 коп., пени в сумме 81 304 руб. 40 коп. (период до 01.07.2005, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по уплате целевых сборов в сумме 2 001 руб. 37 коп. (период до 01.01.2005, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005,
- пени по уплате прочих местных налогов в сумме 4 175 руб. 68 коп. (приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации в сумме 6 110 895 руб. 03 коп. (период образования до 01.01.2006, приняты меры в соответствии со ст. 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по взносам в Фонд социального страхования в сумме
132 410 руб. 60 коп. (период до 01.01.2006, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по взносам в Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 22 116 руб. 92 коп. (период до 01.01.2005, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
- пени по взносам в Государственный фонд занятости населения в сумме 76 673 руб. 25 коп. (период до 25.01.2006, приняты меры в соответствии со статьей 47 НК РФ на основании постановления от 23.11.2005),
...
Доводы общества "Чебаркульстрой" о том, что налоговым органом с 2007 г. не предпринималось никаких мер взыскания сформированного объема задолженности правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, ввиду того, что применение мер принудительного взыскания, в том числе предусмотренных статьей 46 НК РФ, приведет к нарушению очередности удовлетворения требовании кредиторов, предусмотренной статьей 49 ГК РФ, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для бесспорного взыскания задолженности, так как налогоплательщик с 2005 г. находится в процедуре ликвидации.
Принимая во внимание изложенное, поскольку инспекцией возможность принудительного взыскания заявленной задолженности не утрачена, указанная задолженность на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ не может быть признана безнадежной к взысканию."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 декабря 2022 г. N Ф09-8754/22 по делу N А76-45561/2021