Екатеринбург |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А07-31320/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Республиканская коммунальная компания" (далее - общество "РКК", налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.06.2022 по делу N А07-31320/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) - Мусина Л.Б. (доверенность от 29.12.2021).
Общество "РКК" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к инспекции об отмене решения от 02.08.2021 N 7 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2020 года в сумме 6 666 667 руб., о признании частично незаконным решения от 02.08.2021 N 1821 в части признания необоснованным применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2020 года в сумме 6 666 667 руб.; внесения исправлений в бухгалтерский и налоговый учет; уменьшения суммы налога, заявленного к возмещению в размере 6 666 667 руб., о взыскании с инспекции расходов по уплате государственной пошлины.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство), Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - Управление).
Решением суда от 06.06.2022 (судья Мигранова Г.Р.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 (судьи Скобелкин А.П., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "РКК" просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Заявитель кассационной жалобы считает, что налоговым органом не доказано, что условия рассматриваемого договора о представлении бюджетных инвестиций от 21.12.2018 N 182 не включены в список исключений, предусмотренных пунктом 2.1. статьей 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В подтверждение своей позиции кассатор ссылается на письмо Минфина России от 24.02.2021 N 03-03-06/1/12530, согласно которому если в субсидию (бюджетные инвестиции) не заложен налог на добавленную стоимость (далее - НДС), сумму предъявленного НДС можно принять к вычету в общем порядке, так как бюджетные инвестиции не компенсирует его сумму и общество оплачивает налог за счет собственных средств. Также, заявитель кассационной жалобы утверждает, что в редакции НК РФ от 01.01.2019 п. 2.1. ст. 170 НК РФ предусмотрена норма явно улучшающая положение налогоплательщика, которая, по его мнению, должна распространяться на возникшие отношения, поскольку приобретение основных средств было осуществлено в период действия этой редакции. Налогоплательщик выражает несогласие с выводами судов относительно того, что бюджетные инвестиции являются безвозмездными, так как в обмен на взнос в уставный капитал обществом "РКК" было передано акционеру эквивалентное количество акций; указанная трактовка пункта 2.1. статьи 170 НК РФ нарушает Федеральный закон "О защите конкуренции", поскольку предприятия с участием в уставном капитале Российской Федерации или субъектов РФ ставятся в менее выгодную экономическую ситуацию, чем предприятия с участием иных юридических и физических лиц.
Управлением представлен отзыв по доводам кассационной жалобы, в соответствии с которым, считает оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Как установлено судами, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации по НДС за 3 квартал 2020 года, представленной обществом "РКК" 23.10.2020 в налоговый орган.
По результатам проверки составлены акт от 08.02.2021 N 1033, дополнение к акту налоговой проверки от 18.06.2021 N 5 и вынесено решение от 02.08.2021 N 1821 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому налогоплательщику отказано в применении налогового вычета по НДС за 3 квартал 2020 года в сумме 6 666 667 руб., решением от 02.08.2021 N 7 налогоплательщику отказано в возмещении НДС в сумме 6 666 667 рубля.
Основанием для доначисления НДС явилось неправомерное предъявление налогоплательщиком к вычету суммы НДС в размере 6 666 667 руб. по основным средствам (объектам инженерных сетей и сооружений в микрорайоне "Кузнецовский затон" городского округа город Уфа Республики Башкортостан), приобретенным за счет бюджетных инвестиций. Обществу "РКК" вменяется нарушение статей 88.169, 170, 171, 172 и 173 НК РФ.
Общество "РКК", полагая, что данное решение принято с нарушением норм НК РФ и нарушает его права и законные интересы, обратилось с апелляционной жалобой в Управление.
Решением Управления от 22.10.2021 N 240/17 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Общество "РКК" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными решений налогового органа об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в порядке, предусмотренном 6 статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов (пункт 1 статьи 172 НК РФ).
Следовательно, при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, являющихся объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, и наличии счетов-фактур надлежащим образом оформленных первичных документов, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) налогоплательщик считается правомерно реализовавшим право на налоговый вычет по НДС.
Пунктом 3 статьи 170 НК РФ предусмотрены ситуации, при которых налогоплательщик, правомерно воспользовавшийся налоговым вычетом, обязан восстановить сумму налога, заявленную к вычету.
В силу подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога.
В данную статью Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ (начало действия редакции 29.12.2017) внесены изменения, в соответствии с которыми, суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
При этом положения данного абзаца применяются независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
При частичном возмещении затрат в случаях, предусмотренных настоящим подпунктом, восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле.
Указанная доля определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий и (или) бюджетных инвестиций.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в проверяемом периоде согласно договору купли-продажи от 09.12.2019 N И5/2019 налогоплательщиком приобретены у Некоммерческой организации Фонд Развития жилищного строительства Республики Башкортостан инженерные сети и сооружения в микрорайоне "Кузнецовский затон" городского округа город Уфа Республики Башкортостан за 89 700 000 руб. (в том числе НДС 14 950 000 руб.), а именно:
- магистральная сеть водоотведения микрорайона "Кузнецовский Зато" в Кировском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (кадастровый номер 02:55:000000:43040, адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, протяженность: 2191 м);
- канализационная насосная станция (кадастровый номер 02:55:011106:1227, адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский, ул. Солнечногорская, д. 7, глубина: 5.8 м);
- сети бытовой канализации объекта: "Улицы и инженерные сети кварталов N 54, 55, 56, микрорайон "Кузнецовский Затон" Кировского района городскогно округа г. Уфа, Республики Башкортостан" (кадастровый номер: 02:55:011106:1793, адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский р-н, протяженность: 1772 м), а также иное оборудование согласно описанию и характеристике, указанной в приложении N 1 "Перечень имущества", является неотъемлемой частью договора.
Оплата за приобретенные объекты произведена платежными поручениями:
- от 15.01.2020 N 3 на сумму 40 000 000 руб., назначение платежа "Оплата за магтстр. сеть водоотвед. мкрн "Кузнецовский Затон" в Кировском р-не городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, КНС, сети быт. канализ. по дог-ру N И5/2019 от 09.12.2019, в т.ч. НДС 20.00% - 6 666 666 руб. 67 коп." за счет бюджетных средств;
- платежное поручение от 15.01.2020 N 1 на сумму 49 700 000 руб., назначение платежа: "Оплата за магтстр. сеть водоотвед. мкрн "Кузнецовский Затон" в Кировском р-не городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, КНС, сети быт. канализ. по дог-ру N И5/2019 от 09.12.2019, в т.ч. НДС 20.00% - 8 283 333 руб. 33 коп." за счет кредитных средств.
Указанные объекты приняты обществом "РКК" к бухгалтерскому учету 16.12.2019 по акту приема передачи имущества к договору от 09.12.2019 N И5/2019.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц учредителем общества "РКК" является Министерство с долей участия 100%, размер уставного капитала с 05.04.2017 - 200 000 000 руб., с 06.11.2019 - 990 000 000 руб.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.09.2018 N 432 "О предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями Республики Башкортостан и государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, на реализацию инвестиционного проекта по приобретению объектов инженерной инфраструктуры в микрорайоне "Кузнецовский затон" городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет средств бюджета Республики Башкортостан", Приказом Министерства от 01.11.2018 N 1364 "О решениях единственного акционера общества "РКК", принято решение об увеличении уставного капитала общества на 312 000 000 руб., через продажу акций путем заключения договора бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционного проекта от 21.12.2018 N 182 на приобретение объектов инженерной инфраструктуры в микрорайоне "Кузнецовский затон" г. Уфы Республики Башкортостан.
В соответствии с договором от 21.12.2018 N 182 о предоставлении бюджетных инвестиций из бюджета Республики Башкортостан обществу "РКК", Министерство (Главный распорядитель бюджетных средств) передает в собственность, а Российская Федерация в лице Министерства (Приобретатель) принимает на условиях, установленных Договором, в счет бюджетных инвестиций, указанных выше, 300 000 (триста тысяч) штук обыкновенных именных бездокументарных акций общества "РКК" (далее - акции), размещаемых в качестве дополнительного выпуска с целью увеличения уставного капитала налогоплательщика. Денежные средства в размере 312 000 000 руб., предоставляемые Министерством, подлежат использованию на приобретение объектов инженерной инфраструктуры в микрорайоне "Кузнецовский затон" городского округа город Уфа Республики Башкортостан с эквивалентным увеличением доли Республики Башкортостан в лице приобретения в уставном капитале Субъекта инвестиций (бюджетные инвестиции).
Рыночная стоимость объектов составляет не более 564 000 000 руб., в том числе: за счет бюджетных инвестиций - 312 000 000 руб.; за счет собственных (заемных) средств - не более 252 000 000 руб.
Судами установлено, что денежные средства, предназначенные для приобретения объектов инженерной инфраструктуры в микрорайоне "Кузнецовский затон", в размере 312 000 000 руб. поступили 25.12.2018 на расчетный счет общества "РКК" по платежному поручению от 25.12.2018 N 179229 через лицевой счет в Федеральном казначействе на основании постановления от 07.09.2018 N 432.
Целью взаимодействия сторон Договора от 21.12.2018 N 182 является реализация инвестиционного проекта "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан" на сумму 312 000 000 руб. в соответствии с утвержденной республиканской адресной инвестиционной программой на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Согласно пункту 1 договора от 21.12.2018 N 182 предметом является приобретение объектов инженерной инфраструктуры в микрорайоне "Кузнецовский затон" городского округа город Уфа Республики Башкортостан, как исполнение вышеуказанной цели.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что бюджетные инвестиции представляются на приобретение объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с приложением N 1 к договору.
В силу пункта 1 договора от 21.12.2018 N 182 налогоплательщик обязуется: использовать бюджетные инвестиции исключительно на приобретение объектов инженерной инфраструктуры; произвести передачу акций в собственность Республики Башкортостан только после получения целевых бюджетных инвестиций; ежеквартально представлять отчет об использовании бюджетных инвестиций; вернуть бюджетные инвестиции в случае их нецелевого использования и т.д.
Реализация проекта осуществляется по утвержденной в установленном порядке проектной документации "Приобретение объектов инженерной инфраструктуры в микрорайоне "Кузнецовский затон" городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Проанализировав вышеизложенное, суды первой и апелляционной установили, что договором от 21.12.2018 N 182 закреплено участие Республики Башкортостан в исполнении инвестиционного проекта; предметом данного договора является перечисление бюджетных инвестиций, а не перечисление денежных средств по "договору купли-продажи акций"; денежные средства предоставлены конкретному получателю - налогоплательщику, носят целевой характер и повлекли увеличение стоимости государственного имущества на эквивалентную часть уставного капитала налогоплательщика. Следовательно, поступившие налогоплательщику в качестве вклада в уставный капитал денежные средства являются бюджетными инвестициями.
Бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Из статей 28 и 38 Бюджетного кодекса следует, что бюджетная система Российской Федерации отвечает принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
К бюджетным ассигнованиям, в соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса, относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
На основании пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи (пункт 1 статьи 79 Бюджетного кодекса).
Учитывая приведенные правовые нормы, выделение бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, всегда осуществляется только путем увеличения уставного (складочного) капитала юридических лиц, с выделением доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Пунктом 2.1 статьи 170 НК РФ (вступившим в силу с 01.01.2018) установлено, что в случае приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, вычету не подлежат.
Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ (ред. от 15.04.2019) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в пункт 2.1 статьи 170 НК РФ.
"2.1. В случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.
В случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав частично за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат в соответствующей доле.
Указанная доля определяется как отношение суммы субсидий и (или) бюджетных инвестиций, израсходованных на приобретение товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, к общей стоимости указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав с учетом предъявленных налогоплательщику и фактически уплаченных им при ввозе таких товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумм налога.
В случае предоставления субсидии на уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, уплаченная за счет таких субсидий и (или) бюджетных инвестиций сумма налога вычету не подлежит.
Суммы налога, не подлежащие вычету в соответствии с настоящим пунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.
В случае, если при предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций не определены конкретные товары (работы, услуги), в том числе основные средства, нематериальные активы, имущественные права, на приобретение которых предоставляются указанные субсидии и (или) бюджетные инвестиции, налогоплательщик обязан вести раздельный учет затрат, осуществляемых за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, и затрат, осуществляемых за счет других источников.
Положения настоящего пункта применяются также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.
Положения настоящего пункта не применяются в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией".
Согласно статье 9 Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ (ред. от 15.04.2019) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", Положения пункта 2.1 и подпункта 7 пункта 3 статьи 170 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Судами обеих инстанций из представленных в материалы дела документов установлено, что спорная сумма (субсидии в размере 312 000 000 руб.) перечислена обществу "РКК" 25.12.2018, в связи с чем, суды пришли к обоснованному выводу, что возникшие обстоятельства не подпадают под действие пункта 2.1. статьи 170 НК РФ в редакции, внесенной Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ.
Таким образом, в отношении полученных налогоплательщиком от его учредителя в качестве взноса в уставный капитал денежных средств в виде бюджетных инвестиций, с возникновением права государственной собственности на эквивалентную часть в уставном капитале данного общества, применяются нормы пункта 2.1 статьи 170 НК РФ.
Доводы налогоплательщика основаны на неверном толковании норм права, поскольку вышеуказанные положения были внесены в Кодекс Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ и начали действовать только с 1 января 2019 г., в связи с чем, ссылка на абзац 8 пункта 2.1 статьи 170 НК РФ правомерно признана судом апелляционной инстанции неверной.
В соответствии с пунктом 2.1 и подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 главы 21 НК РФ в редакции, действующей до 1 января 2019 года, в случае приобретения товаров (работ, услуг, имущественных прав) за счет бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиком за счет бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджета субъекта Российской Федерации до 1 января 2019 года, к вычету не принимаются.
На основании исследованных доказательств, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые решения являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы общества "РКК" в сфере предпринимательской деятельности.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.06.2022 по делу N А07-31320/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Республиканская коммунальная компания"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами обеих инстанций из представленных в материалы дела документов установлено, что спорная сумма (субсидии в размере 312 000 000 руб.) перечислена обществу "РКК" 25.12.2018, в связи с чем, суды пришли к обоснованному выводу, что возникшие обстоятельства не подпадают под действие пункта 2.1. статьи 170 НК РФ в редакции, внесенной Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ.
Таким образом, в отношении полученных налогоплательщиком от его учредителя в качестве взноса в уставный капитал денежных средств в виде бюджетных инвестиций, с возникновением права государственной собственности на эквивалентную часть в уставном капитале данного общества, применяются нормы пункта 2.1 статьи 170 НК РФ.
Доводы налогоплательщика основаны на неверном толковании норм права, поскольку вышеуказанные положения были внесены в Кодекс Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ и начали действовать только с 1 января 2019 г., в связи с чем, ссылка на абзац 8 пункта 2.1 статьи 170 НК РФ правомерно признана судом апелляционной инстанции неверной."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 декабря 2022 г. N Ф09-9056/22 по делу N А07-31320/2021