Екатеринбург |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А60-45277/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования и молодежной политики Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2022 по делу N А60-45277/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 по тому же делу по заявлению частного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка "Успешинка" детский сад N 415 к Министерству образования и молодежной политики Свердловской области о признании недействительными результатов проверки, указанных в акте от 31.05.2021.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель Министерства образования и молодежной политики Свердловской области - Шульга К.Е. (доверенность от 11.11.2022).
Частное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка "Успешинка" детский сад N 415 (далее - заявитель, ЧДОУ "Успешинка" д/с415, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству образования и молодежной политики Свердловской (далее - заинтересованное лицо, Министерство) области о признании недействительными результатов проверки по соблюдению условий, целей и порядка предоставления субсидии из областного бюджета на обеспечение получения дошкольного образования в ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415 за 2018-2021 годы недействительными, признать незаконными и необоснованными результаты проверки Министерства в отношении ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415, указанные в акте проверки N б/н от 31.05.2021, признать незаконным и необоснованным требование Министерства от 28.06.2021 N 0201-82/7229 о частичном возврате в бюджет Свердловской области субсидии на обеспечение получения дошкольного образования, в частной дошкольной образовательной организации в размере 5 933 130 руб.
Решением суда первой инстанции от 21.06.2022 заявленные требования удовлетворены частично; в части требований о признании незаконными результатов проверки Министерства по соблюдению условий, целей и порядка предоставления субсидии из областного бюджета на обеспечение Получения дошкольного образования в ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415 за 2018-2021 годы, указанные в акте проверки N б/н от 31.05.2021 производство по делу прекращено; признано недействительным требование Министерства от 28.06.2021 N 0201-82/7229 о частичном возврате в бюджет Свердловской области субсидии на обеспечение получения дошкольного образования в частной дошкольной образовательной организации в размере 5 933 130 рублей; на Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит решение и постановление судов отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что согласно нормативным правовым актам в сфере бюджетных правоотношений, основанием для возврата средств в областной бюджет является не только нарушение целевого характера расходов, но и не соблюдение частной дошкольной образовательной организацией условий и порядка предоставления субсидий. Министерством ставится под сомнение численность обучающихся, условия соглашений о предоставлении субсидий учреждением нарушены.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, Министерством проведена проверка по соблюдению условий, целей и порядка предоставления субсидии из областного бюджета на обеспечение получения дошкольного образования в ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415 за 2018-2021 годы. По результатам проверки составлен акт проверки N б/н от 31.05.2021, а также выставлено требование от 28.06.2021 N 0201-82/7229 о частичном возврате в бюджет Свердловской области субсидии на обеспечение получения дошкольного образования в частной дошкольной образовательной организации в размере 5 933 130 рублей.
Полагая, что результаты проверки Министерства по соблюдению условий, целей и порядка предоставления субсидии из областного бюджета на обеспечение Получения дошкольного образования в ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415 за 2018-2021 годы являются недействительными, результаты проверки Министерства в отношении ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415, указанные в акте проверки N б/н от 31.05.2021, являются незаконными и необоснованными, требование Министерства от 28.06.2021 N 0201-82/7229 о частичном возврате в бюджет Свердловской области субсидии на обеспечение получения дошкольного образования в частной дошкольной образовательной организации в размере 5 933 130 рублей также является незаконным, ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт соблюдения учреждением условий предоставления субсидии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Исходя из статьи 6 БК РФ получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В абзаце 5 статьи 69 БК РФ закреплено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Как определено пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
В целях реализации пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" постановлением Правительства Свердловской области от 9 апреля 2014 N 297-ПП утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях" (далее - Порядок предоставления субсидии, утвержденный Постановлением N 297-ПП).
Настоящий Порядок определяет условия предоставления субсидии из областного бюджета на обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях (далее - субсидия), порядок расчета объема субсидии, а также процедуру возврата субсидии в случае нарушения условий, предусмотренных при ее предоставлении (пункт 1).
Субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого Министерством с частной дошкольной образовательной организацией (пункт 13 Порядка предоставления субсидии, утвержденный Постановлением N 297-ПП).
В силу п. 17 Порядка предоставления субсидии, утвержденный Постановлением N 297-ПП контроль за соблюдением частной дошкольной образовательной организацией целей, условий и порядка предоставления субсидии осуществляется Министерством.
Министерство после представления частной дошкольной образовательной организацией отчетов, а также по иным основаниям проводит обязательные проверки соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии.
При выявлении Министерством нарушений целей, условий и порядка предоставления субсидии материалы проверок направляются в Министерство финансов Свердловской области.
Субсидия подлежит возврату частной дошкольной образовательной организацией в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования Министерства о возврате средств субсидии.
Требование о возврате средств субсидии направляется Министерством частной дошкольной образовательной организации в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидии.
При невозврате субсидии в срок, указанный в части четвертой настоящего пункта, Министерство принимает меры по взысканию подлежащих возврату в областной бюджет средств субсидии в судебном порядке.
Контроль за соблюдением частной дошкольной образовательной организацией целей, условий и порядка предоставления субсидии осуществляется также органами государственного финансового контроля Свердловской области на основании ежегодных планов контрольных мероприятий и при наличии оснований во внеплановом порядке (пункт 18 Порядка предоставления субсидии, утвержденный Постановлением N 297-ПП).
Как следует из материалов дела, учреждение является некоммерческим частным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми.
В целях обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, а также в целях реализации Постановления Правительства Свердловской области от 09.04.2014 N 297-ПП в проверяемом периоде Министерством на основании заявлений заключены соглашения от 26.01.2018 N 215, от 23.01.2019 N 177, от 23.01.2020 N 169, от 20.02.2021 N 110 от 04.03.2019 N Д-26/097 о предоставлении субсидии из областного бюджета на обеспечение получения дошкольного образования в частной дошкольной образовательной организации (далее - Соглашение) с ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415.
Как определено пунктом 1.1 соглашения его предметом является предоставление из бюджета Свердловской области субсидии в целях возмещения затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) Получателя, связанных с предоставлением дошкольного образования
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области "Об утверждении Плана контрольных мероприятий отдела финансового контроля и аудита в отношении получателей бюджетных средств и государственных организаций Свердловской области, подведомственных Министерству образования и молодежной политики Свердловской области, на 2021 год" N 971-Д от 24.12.2020 был утвержден перечень частных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, и на обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, подлежащих проверке соблюдения условий и целей предоставленной субсидии из областного бюджета на обеспечение получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и питания в 2021 году (Приложение N 1).
В соответствии с приказами Министерства от 08.04.2021 N 74-И "О проведении проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии из областного бюджета на обеспечение получения дошкольного образования в ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415 за 2018, 2019 и 2020 годы" (в редакции приказов от 12.05.2021 N 110-И, от 15.04.2021 N 80-И) комиссией проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415 средств субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение затрат связанных с обеспечением получения дошкольного образования в 2018-2021 годы.
По результатам проверки 31.05.2021 составлен Акт проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии из областного бюджета на обеспечение получения дошкольного образования в ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415 за 2018-2021 годы.
В ходе исследования обстоятельств дела судом первой инстанции установлено, 13 апреля 2021 года по адресу: ул. Косарева, 15А в г. Екатеринбурге, 14 апреля 2021 года по адресу: ул. Белинского, 228 в г. Екатеринбурге, где находятся подразделения ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415 сотрудники отдела финансового контроля и аудита, потребовали предоставить документы, имеющие отношение к соблюдению условий получения средств субсидии на финансовое обеспечение затрат связанных с обеспечением получения дошкольного образования в 2018-2021 годы; перечень необходимых для проверки документов они не предоставлен.
16 апреля 2021 года в адрес ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415 поступило электронное письмо специалиста Министерства о том, что документы просьба не отправлять, проверка проведена, идет подведение итогов.
26 апреля 2021 года ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415 дополнительно направлены документы заказной почтовой корреспонденцией в адрес Министерства, интересующие специалистов 13 и 14 апреля 2021 года.
31 мая 2021 года директору ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415 Бокитько Л.М. был передан Акт по результатам проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии из областного бюджета на обеспечение получения дошкольного образования в частном дошкольном образовательном учреждении центр развития ребенка "Успешинка" детскому саду N 415 за 2018 - 2021 годы от 31.05.2021.
Однако, как было установлено судами обеих инстанций, доказательств того, что Министерством в ходе проверки были исследованы все документы ЧДОУ "Успешинка" д/с N 415 не представлено.
Заявителем в материалы дела представлены оригиналы документов, подтверждающих осуществление образовательной деятельности в сфере дошкольного образования (в частности, Договоры на оказание образовательных услуг с родителями обучающихся; Приказы по зачислению, переводу и отчислению обучающихся в проверяемый период) (том дела с 9 по 51).
Судом первой инстанции Министерству предложено исследовать дополнительно представленные доказательства, представить письменные пояснения относительно документов учреждения, соответствующие расчеты, в случае не принятия доказательств представить обоснованные возражения.
По результатам неоднократного ознакомления с материалами дела, представители Министерства пояснили суду о невозможности провести оценку документов в совокупности, поскольку у заинтересованного лица отсутствуют документы представленные учреждением ранее в ходе проверки. Министерство указало, что произвести расчет среднегодовой численности обучающихся, получавших дошкольное образование в ЧДОУ в период с 2018 по 2020 годы не представляется возможным, так как ЧДОУ не подтвержден факт возникновения образовательных отношений в соответствии с требованиями статьи 53 Закона N 273-ФЗ.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункты 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ)).
Отклонение фактов, свидетельствующих о ведении заявителем деятельности в сфере оказания образовательных услуг, по формальным обстоятельствам, не может служить основанием для признания учреждения не предоставившим документы о соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Основанием для возврата субсидии является нарушение порядка и условий получения субсидии и нарушение целевого характера использования субсидии.
Правовая природа договорного обязательства о предоставлении субсидии заключается в безвозмездной передаче получателю субсидии денежных средств для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением отчета об их использовании.
Факт не целевого использования средств субсидии Министерством не доказан, деятельность в сфере оказания образовательных услуг ведется заявителем, соглашение не расторгнуто, таким образом, оснований для возврата предъявленных к взысканию бюджетных средств Министерством не доказано.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2022 по делу N А60-45277/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства образования и молодежной политики Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как определено пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
В целях реализации пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" постановлением Правительства Свердловской области от 9 апреля 2014 N 297-ПП утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях" (далее - Порядок предоставления субсидии, утвержденный Постановлением N 297-ПП).
...
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункты 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ))."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 декабря 2022 г. N Ф09-9241/22 по делу N А60-45277/2021