Екатеринбург |
|
27 декабря 2022 г. |
Дело N А60-2547/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Ивановой С.О., Вдовина Ю.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Городская объединенная компания" (далее - общество, ООО "УК "ГОК", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.05.2022 по делу N А60-2547/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ООО "УК "ГОК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Комитета по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа (далее - комитет) об отказе в исключении общества из Перечня организаций для управления многоквартирным домом, расположенным на территории Кушвинского городского округа, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания (далее - перечень), а также обязании комитета исключить с 09.12.2021 общество из перечня организаций для управления многоквартирным домом, расположенным на территории Кушвинского городского округа, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденного постановлением Администрации Кушвинского городского округа от 14.11.2019 N 1472.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Кушвинского городского округа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Заявитель жалобы считает необоснованным вывод судов о том, что из взаимосвязанного толкования подпункта "д" пункта 7 и абзаца 3 пункта 8 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616), исключение из перечня осуществляется по заявлению организации, являющейся управляющей многоквартирным домом, а не только включенной в перечень организаций для управления многоквартирным домом, так как пунктом 8 Правил N 1616 предусмотрено право организации подать заявление об исключении из перечня, на основании которого она подлежит исключению из перечня организаций, в случае если она определена в качестве управляющей организации, а не является таковой. Общество в жалобе настаивает на том, что толкование судами права граждан на жилище, выражающееся в обеспечении благоприятных и безопасных условий проживания, является несостоятельным, поскольку исключение управляющей организации из перечня не нарушает таких прав. Указывает на неправомерный вывод апелляционного суда о реализации прав граждан на жилище путем предоставления коммунальных услуг, в связи с тем, что в соответствии с пунктом 3 Правил N 1616 предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и не может осуществляться управляющей организацией.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Кушвинского городского округа от 14.11.2019 N 1472 "Об утверждении перечня организаций для управления многоквартирным домом, расположенным на территории Кушвинского городского округа, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация" (далее - постановление N 1472) утвержден Перечень организаций для управления многоквартирным домом, расположенным на территории Кушвинского городского округа, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Обществом 11.10.2019 подано заявление о включении ООО "УК "ГОК" в перечень.
Постановлением Администрации Кушвинского городского округа от 01.02.2021 N 92 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация" (далее - постановление N 92) общество определено для управления многоквартирными домами согласно списку многоквартирных жилых домов, приведенных в приложении 1 к указанному постановлению.
В адрес комитета 03.12.2021 ООО "УК "ГОК" направлено заявление об исключении его из перечня организаций в соответствии с пунктом 8 Правил N 1616, по которому 09.12.2021 от комитета поступил отказ на заявление об исключении из перечня от 07.12.2021 N 1619.
Полагая, что действия (бездействие) комитета об отказе в исключении заявителя из перечня являются незаконными, ООО "УК "ГОК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия оснований для признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) закреплено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с этим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 данной статьи, но не более одного года
В силу пункта 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в Перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В Перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в Перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в Перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В силу пункта 6 Правил N 1616 управляющие организации включаются в Перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в Перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке). Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня наступления перечисленных в пункте 7 Правил N 1616, в частности, со дня поступления заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций (подпункт "д" пункта 7 Правил N 1616). Управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из Перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из данного Перечня (абзац третий пункта 8 Правил N 1616).
На основании положений части 17 статьи 161 ЖК РФ, на управляющую организацию возложено управление таким многоквартирным домом до выбора способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, но на срок не более одного года.
Осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для не проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено ЖК РФ (пункт 4 Правил N 1616).
С учетом названных положений, управляющая организация, определенная в соответствии с Правилами N 1616, будет осуществлять временное управление многоквартирным домом сроком не более одного года.
Судами из материалов дела установлено и сторонами не оспаривается, что ООО "УК "ГОК" 11.10.2019 подано заявление о включении в перечень, на основании которого и в соответствии с постановлением N 1472 общество включено в перечень.
Таким образом, как верно указали суды, подавая заявление на включение в перечень, управляющая организация добровольно на свой риск приняла на себя обязательство по заключению договора управления на условиях, предусмотренных Правилами N 1616.
Судами установленотакже, что постановлением N 92 ООО "УК "ГОК" определена управляющей организацией для временного управления 63 многоквартирных домов, которое обществом оспорено. Решением Кушвинского городского суда Свердловской области от 22.03.2021 ООО "УК "ГОК" отказано в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме. Не согласившись с решением Кушвинского городского суда от 22.03.2021, общество обратилось в Свердловский областной суд с апелляционной жалобой на решение Кушвинского городского суда. Апелляционным определением Свердловского областного суда от 25.05.2021 решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 22.03.2021 отменено, административное дело направлено в Кушвинский городской суд Свердловской области на новое рассмотрение в ином составе. По результатам нового рассмотрения решением Кушвинского городского суда Свердловской области от 20.08.2021 ООО "УК "ГОК" повторно отказано в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме. Общество 17.09.2021 обратилось в Свердловский областной суд с апелляционной жалобой на решение Кушвинского городского суда от 20.08.2021. По результатам апелляционного рассмотрения 02.12.2021 решение Кушвинского городского суда от 20.08.2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Таким образом, изложенные обстоятельства суды правомерно расценили как подтверждающие законность определения ООО "УК "ГОК" в качестве управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Суды верно заключили, что исключение ООО "УК "ГОК" из перечня будет являться нарушением законодательства, в частности, статьи 161 ЖК РФ.
Суды обоснованно сделали вывод, что из взаимосвязанного толкования подпункта "д" пункта 7 и абзаца 3 пункта 8 Правил N 1616 следует, что исключение из перечня осуществляется по заявлению организации, являющейся управляющей многоквартирным домом, а не только включенной в перечень организаций для управления многоквартирным домом, и целью такого порядка актуализации перечня, учитывая положения статьи 161 ЖК РФ и пункта 4 Правил N 1616, является защита гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации права граждан на жилище, прав и законных интересов собственников помещений и пользователей помещениями в многоквартирных домах, в которых собственники помещений не выбрали способ управления или не реализовали выбранный способ управления, не определили управляющую организацию, с тем, чтобы такие многоквартирные дома не находились без управления, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных этим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
При таких обстоятельствах, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки обстоятельств дела, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды обоснованно заключили об отсутствии у комитета оснований для исключения общества из перечня, правомерно признав законными действия комитета.
Доказательства нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической сфере, обществом в материалы дела не представлены.
Таким образом, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Судами правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права. По существу приведенные доводы сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.05.2022 по делу N А60-2547/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Городская объединенная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обоснованно сделали вывод, что из взаимосвязанного толкования подпункта "д" пункта 7 и абзаца 3 пункта 8 Правил N 1616 следует, что исключение из перечня осуществляется по заявлению организации, являющейся управляющей многоквартирным домом, а не только включенной в перечень организаций для управления многоквартирным домом, и целью такого порядка актуализации перечня, учитывая положения статьи 161 ЖК РФ и пункта 4 Правил N 1616, является защита гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации права граждан на жилище, прав и законных интересов собственников помещений и пользователей помещениями в многоквартирных домах, в которых собственники помещений не выбрали способ управления или не реализовали выбранный способ управления, не определили управляющую организацию, с тем, чтобы такие многоквартирные дома не находились без управления, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных этим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2022 г. N Ф09-8224/22 по делу N А60-2547/2022