Екатеринбург |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А07-33528/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Поротниковой Е.А., Ивановой С.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гурман" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2022 по делу N А07-33528/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Гурман" (далее - общество "Гурман", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - УФАС по Республике Башкортостан, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 19.08.2021 N ТО002/06/105-1658/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Юлдыбаево" муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан (далее - МОБУ СОШ с. Юлдыбаево).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Гурман" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заявитель считает, что судами не исследованы доводы общества в части применения бальной системы при оценке заявки. В обоснование доводов кассационной жалобы общество указывает на то, что заказчиком нарушены требования, предъявляемые к документации по закупке. Кроме того заявитель отмечает, что протокол должен был быть составлен исходя из заявленных критериев с определением победителя, а не отказом обоим заявителям.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 13.08.2021 в адрес Управления поступила жалоба общества на действия МОБУ СОШ с. Юлдыбаево при осуществлении закупки N 0301300310921000001 "Оказание услуг по организации горячего питания в образовательных учреждениях муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан".
По мнению заявителя, заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно заявка заявителя отклонена не в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, поскольку обществом "Гурман" были предоставлены все необходимые документы, для участия в данном конкурсе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным антимонопольным органом уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, заказчиком представлена информация по закупке N 0301300310921000001.
УФАС по Республике Башкортостан при рассмотрении материалов дела установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 11.08.2021 заявка общества "Гурман" отклонена со ссылкой на часть 8 статьи 56.1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями аукционной документации, а именно пунктом 9 "Технического задания" доставка продуктов питания должна осуществляться специализированным транспортом, который должен быть оборудован для перевозки данных видов продуктов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В составе заявки общества "Гурман" на участие в закупке отсутствовали документы, подтверждающие наличие подобного транспорта в любой форме собственности или пользования.
В соответствии с пунктом 21 "Технического задания", работники должны иметь обязательно высший разряд, повышать/подтверждать квалификацию раз в три года. Наличие штатного расписания работников кухни. Автоматизированное ведение бухгалтерского учета, отправка документов по ЭДО.
Из представленной обществом информации следует, что из 6 сотрудников, на которых представлены сведения об образовании и квалификации, лишь два сотрудника имеют высший разряд.
В соответствии с пунктом 10 "Технического задания" выставлено требование к работе транспорта и водителя-экспедитора, и соблюдение им санитарно-эпидемиологических требований. Обществом "Гурман" по штатному расписанию водитель-экспедитор не предусмотрен.
В соответствии с дополнительными требованиями предусмотренными частью 2 статьи 31, а именно пунктом 6 приложения 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") в качестве подтверждения наличия опыта необходимо представить копию ранее исполненного контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Обществом предоставлена информация о ранее исполненном контракте, вместе с тем, из представленного контракта не представляется возможным определить возможность поставки пищевых продуктов.
Изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, УФАС по Республике Башкортостан пришло к выводу, что отклонение заявки общества не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы обществом не было представлено достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных доводов.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением в действиях заказчика, признаков нарушения положений Закона о контрактной системе не установлено.
В связи с чем, антимонопольным органом принято решение от 19.08.2021 N ТО002/06/105-1658/2021 о признании жалобы общества "Гурман" необоснованной.
Общество полагая, что решение антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания решения антимонопольного органа недействительным.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок в Российской Федерации регулируются положениями Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Контроль в сфере закупок, в том числе, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля (подпункт "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 данной статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлен принцип обеспечения конкуренции контрактной системы в сфере закупок.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен в описании объекта закупки указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из положений части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона; 3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Частью 7 названной статьи установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Антимонопольным органом при рассмотрении жалобы общества "Гурман" на действия комиссии заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 0301300310921000001 "Оказание услуг по организации горячего питания в образовательных учреждениях муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан (МОБУ СОШ с. Юлдыбаево)" было вынесено решение от 19.08.2021 N ТО002/06/105-1658/2021 об отсутствии в действиях заказчика в лице МОБУ СОШ С. Юлдыбаево нарушений Закона о контрактной системе.
Из материалов дела следует, что заказчик при рассмотрении и оценке заявок на участие в электронном аукционе пришел к выводу, что заявка общества "Гурман" не соответствует требованиям, установленным документацией по закупке N 0301300310921000001 "Оказание услуг по организации горячего питания в образовательных учреждениях муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан (МОБУ СОШ с. Юлдыбаево)".
В представленном в материалы дела протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 11.08.2021 N ПРОII1, размещенным на сайте Единой информационной системы, отражено полное обоснование и фактические обстоятельства по отклонению заявки общества со ссылками на положения Закона о контрактной системе и положения документации по закупке, как того требует часть 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В Единой информационной системе в открытом доступе представлена информация относительно результатов проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 0301300310921000001 "Оказание услуг организации горячего питания в образовательных учреждениях муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан (МОБУ СОШ с. Юлдыбаево)".
Судами установлено, что согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 11.08.2021 N ПРОII1 были отклонены заявки обоих участников: общества "Гурман" и Потребительский кооператив "Преображенск", поскольку ни одна из поданных заявок не соответствовала требованиям, установленным конкурсной документацией, в связи с чем комиссией заказчика принято следующее обобщенное решение: "По результатам рассмотрения вторых частей заявок участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме признать конкурс с ограниченным участием в электронной форме несостоявшимся на основании части 9 статьи 54.7 Закона о контрактной системе".
В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 24.08.2021 N ПРЕ1 процедура была признана несостоявшейся на основании части 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
Таким образом, поскольку оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует закону, а заявитель не представил доказательств нарушения указанным решением его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу выражают несогласие заявителя жалобы с произведенной судами оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может быть положено в основу отмены принятых по делу судебных актов по результатам кассационного производства.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.06.2022 по делу N А07-33528/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гурман" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
...
В представленном в материалы дела протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 11.08.2021 N ПРОII1, размещенным на сайте Единой информационной системы, отражено полное обоснование и фактические обстоятельства по отклонению заявки общества со ссылками на положения Закона о контрактной системе и положения документации по закупке, как того требует часть 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.
...
В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 24.08.2021 N ПРЕ1 процедура была признана несостоявшейся на основании части 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 января 2023 г. N Ф09-9152/22 по делу N А07-33528/2021