Екатеринбург |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А07-26082/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Гавриленко О.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - УФК по Республике Башкортостан, казначейство, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2022 по делу N А07-26082/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 по тому же делу.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2022 рассмотрение кассационной жалобы УФК по Республике Башкортостан отложено на 17.01.2023.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2023 произведена замена судьи Сухановой Н.Н., находящейся в отпуске, на судью Жаворонкова Д.В.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании 17.01.2023 приняли участие представители:
УФК по Республике Башкортостан - Зиганшин А.А. (доверенность от 05.08.2022);
Управления городского хозяйства Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - управление, заявитель) - Байгутлина М.Р. (доверенность от 13.01.2023) и Шайдуллин С.И. (доверенность от 16.01.2023).
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к УФК по Республике Башкортостан о признании недействительным подпункта 1 пункта 1 резолютивной части представления от 25.06.2021 N 0100-21-06/4764 (в части возврата неправомерно израсходованных средств в размере 77 025 439 руб. 80 коп.).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2022, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022, подпункт 1 пункта 1 резолютивной части представления УФК по Республике Башкортостан от 25.06.2021 N 0100-21-06/4764 (в части возврата неправомерно израсходованных средств в размере 77 025 439 руб.80 коп.) признан недействительным.
Не согласившись с указанными судебными актами, ссылаясь на нарушения норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, УФК по Республике Башкортостан обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой.
Доводы казначейства аналогичны доводам, изложенным при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций. Заявитель настаивает на нарушении управлением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств. Как указывает заявитель, расходы на принятые и оплаченные в рамках исполнения муниципального контракта от 09 сентября 2020 года N 080130001190000183-0340018-02 в соответствии с прилагаемым Расчетом стоимости видов проводимых мероприятий, не включенных в муниципальную программу "Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018-2024 годы" по объекту "Благоустройство набережной реки Белой и прилегающей территории в городском округе город Салават Республики Башкортостан" составляют 82 734 092 руб.16 коп., в том числе средства федерального бюджета в размере 77 025 439 руб.80 коп.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, казначейством в отношении управления проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда" за период с 01.01.2020 по 02.04.2021.
По итогам проверки УФК по Республике Башкортостан составлен акт от 23.04.2021 и вынесено представление от 25.06.2021 N 0100-21-06/4764 (далее - представление), которым установлено неправомерное расходование средств федерального бюджета в размере 77 025 439 руб. 80 коп на оплату мероприятий (работ), не включенных в Муниципальную программу "Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018-2022 годы", утвержденную постановлением Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 15.12.2017 N 3658-п, что явилось, по мнению казначейства, нарушением статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 1.2 Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Салават Республики Башкортостан на реализацию программ формирования современной городской среды от 17.01.2020 N 80739000-1-2020-001 (далее - Соглашение о предоставлении субсидии), подпункта "б" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, приложенных к Государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 (далее - Правила предоставления и распределения субсидий).
Подпунктом 1 пункта 1 указанного представления казначейство обязало управление устранить оспариваемое нарушение и принять меры по устранению его причин и условий в срок не позднее 01.10.2021 путем возврата средств федерального бюджета.
Полагая, что подпункт 1 пункта 1 представления не соответствует бюджетному законодательству, нарушает его права и законные интересы, управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с рассматриваемым заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из положений бюджетного законодательства и конкретных обстоятельств дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого правового акта недействительным.
Оснований для постановки иных выводов суд округа также не усматривает в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В статье 34 БК РФ установлено, что одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)
Согласно статье 38 БК РФ в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Статьей 132 БК РФ предусмотрено, что условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Башкортостан осуществляется на основании соглашений, заключаемых между министерством и администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан (пункт 8 Постановления Правительства РБ от 02.08.2019 N 476).
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее - министерство, получатель бюджетных средств) и Администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан заключено Соглашение о предоставлении субсидии, предметом которого является предоставление из бюджета Республики Башкортостан в 2020 году бюджету городского округа города Салават Республики Башкортостан субсидии на реализацию программ формирования современной городской среды (далее - субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: 832 0503 32 2 F2 55550 523 в рамках подпрограммы "Благоустройство территорий муниципальных образований Республики Башкортостан" государственной программы "Формирование современной городской среды в Республике Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.08.2017 N 401 (пункт 1.1 указанного Соглашения).
Согласно пункту 1.2 Соглашения о предоставлении субсидии предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на достижение результата (ов) регионального проекта по муниципалитету согласно приложению N 1 и приложению N 2 к соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлением Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 15.12.2017 N3658-п "Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018-2022 годы" (с изменениями) (далее - Муниципальная программа).
Задачей Муниципальной программы является улучшение состояния благоустройства наиболее посещаемых муниципальных территорий общественного пользования городского округа город Салават: восстановление (устройство) покрытия парковых зон отдыха, скверов, зон массового отдыха граждан, прилегающих территорий к памятникам истории и культуры, городской площади, установка скамеек, урн для мусора, детских и спортивных площадок, устройство цветочных клумб и вазонов, посадка деревьев и кустарников.
Перечень основных мероприятий Муниципальной программы отражен в приложении N 3; в приложении N 4 указан Перечень территорий общего пользования, подлежащих благоустройству в 2018 - 2024 годы.
В соответствии с уведомлением министерства от 12.02.2020 размер субсидии составляет из федерального бюджета - 148 000 529 руб. 52 коп., из бюджета Республики Башкортостан - 3 020 419 руб.04 коп, а также софинансирование из бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан - 7 949 000 руб.
С учетом внесения изменений в Муниципальную программу (постановления Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан от 29.04.2020 N 928-п, от 27.07.2020 N 1546-п) в адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации Муниципальной программы (приложением N 3), включено благоустройство набережной реки Белой и прилегающей территории городского округа город Салават; а также определены основные виды проводимых мероприятий по благоустройству набережной реки Белой и прилегающей территории.
Планируемый объем финансирования на 2020 год составил 158 969,9 тыс. руб. (постановление Администрации городского округа г. Салават РБ от 29.04.2020 N 928-п); далее - снижен до 132 840,40 тыс. руб. (постановление Администрации городского округа г. Салават РБ от 10.08.2020 N 1662-п).
В последующем к Соглашению о предоставлении субсидии сторонами заключены Дополнительные соглашения от 03.04.2020 г.
N 80739000-1-2020-001/1, от 01.09.2020 г. N 80739000-1-2020-001/2, от 27.11.2020 г. N 80739000-1-2020-001/3, от 23.12.2020 г. N 80739000-1-2020-001/4 о внесении изменений.
Как установлено судами, в целях реализации Муниципальной программы в части благоустройства набережной реки Белой и прилегающей территории в городском округе город Салават управлением заключены муниципальные контракты от 30.03.2020 N 0801300011920000078-0340018-01 с обществом с ограниченной ответственностью "Промэкобезопасность" на сумму 1 800 000 руб.
Впоследствии на основании результатов осуществления закупки путем проведения электронного аукциона (протокол итогов электронного аукциона 0801300011920000183 от 06.05.2020) для выполнения работ по благоустройству набережной реки Белой и прилегающей территории в городском округе город Салават управлением с обществом с ограниченной ответственностью "Мегастроймонтаж" заключен муниципальный контракт от 18.05.2020 N 080130001190000183-0340018-01, который в дальнейшем соглашением N 1 от 28.08.2020 был расторгнут по соглашению сторон, и произведена оплата за фактические выполненные работы в размере 4 483 358,42 руб.
В связи с расторжением муниципального контракта от 18.05.2020 N 080130001190000183-0340018-01 управлением заключен с обществом с ограниченной ответственностью "Башальянсстрой" (далее - общество "Башальянсстрой") муниципальный контракт от 09.09.2020 N 080130001190000183-0340018-02 на основании результатов осуществления закупки путем проведения электронного аукциона (протокол от 06.05.2020, извещение N 080130001190000183, ИКЗ 203026603488002660100101121124299244. Цена контракта 125 886 298,52 руб.
Как следует из пункта 2 статьи 179 БК РФ государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
При этом судами установлено, что постановлением Администрации от 29.04.2020 N 928-п внесены изменения в Муниципальную программу в части предоставленного финансирования: планируемый объем финансирования на 2020 год составил 158 969,9 тыс. руб.
С учетом изложенного и исходя из фактических обстоятельств дела, суды обоснованно заключили, что нарушение вышеуказанного требования бюджетного законодательства управлением допущено не было.
Доводы о том, что муниципальный контракт от 09.09.2020 N 080130001190000183-0340018-02 содержит виды мероприятий, не включенных в Муниципальную программу, рассмотрены и мотивированно отклонены нижестоящими судами.
С учетом постановления Администрации от 27.07.2020 N 1546-п, которым внесены изменения в Муниципальную программу, в которой были указаны виды проводимых мероприятий (вид благоустройства), а также пояснений специалиста суды заключили, что все оплаченные управлением мероприятия (работы), содержатся в Муниципальной программе в обобщенном виде как основные мероприятия, расхождений с Муниципальной программой не имеется.
В соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии муниципалитет обязуется обеспечивать достижение значения(ий) результата(ов) регионального проекта, установленных приложением N 1 к указанному Соглашению.
В приложении N 1 к Соглашению о предоставлении субсидии в разделе "тип результата" указано "благоустройство территории, ремонт объектов недвижимого имущества".
Учитывая, что денежные средства были израсходованы на благоустройство территории, ремонт объектов недвижимого имущества, суды пришли к обоснованному выводу о том, что пункт 1.2 Соглашения о предоставлении субсидии не был нарушен.
Пунктом 4.3.1 Соглашения о предоставлении субсидии установлена обязанность муниципалитета обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии, установленных пунктом 3.2 Соглашения (наличие утвержденной муниципальной программы формирования городской среды на 2018-2022 годы, наличие в бюджете городского округа бюджетных ассигнований на обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия).
Как установлено судами, в данном случае софинансирование было обеспечено.
Оценив указанные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, суды обоснованно заключили, что нарушений статьи 132 БК РФ со стороны управления не усматривается.
Вопреки доводам казначейства материалами дела подтверждается, что выделенные заявителю средства были направлены на работы по благоустройству Набережной р. Белой, которые включены в Муниципальную программу.
Все доводы заявителя жалобы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование УФК по Республике Башкортостан положений законодательства, иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2022 по делу N А07-26082/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 132 БК РФ предусмотрено, что условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
...
Как следует из пункта 2 статьи 179 БК РФ государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
...
Как установлено судами, в данном случае софинансирование было обеспечено.
Оценив указанные обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, суды обоснованно заключили, что нарушений статьи 132 БК РФ со стороны управления не усматривается."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 января 2023 г. N Ф09-8602/22 по делу N А07-26082/2021