Екатеринбург |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А47-1462/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.07.2022 по делу N А47-1462/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по тому же делу по заявлению акционерного общества "Комбинат школьного питания "Огонек" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области о признании недействительным предписания.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. В судебное заседание не прибыли.
Акционерное общество "Комбинат школьного питания "Огонек" (далее - заявитель, общество, АО "КШП "Огонек") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Роспотребнадзор) о признании недействительным предписания от 10.12.2021 N 06-75-Пр в части возложения на АО "КШП "Огонек" обязанности по обеспечению проведения оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции требованиям ТР ТС 021/2011 и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также по обеспечению оформления этикетки в соответствии с требованиями статьи 39 ТР ТС 021/2011.
Решением суда первой инстанции от 12.07.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит решение и постановление судов отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что отсутствует оказание услуг общественного питания обществом при организации питания пациентов в лечебном учреждении по договору N 32110243514-К от 04.06.2021, поскольку не создаются условия для потребления продукции, отсутствует непосредственный контакт с потребителем услуги. Употребление продукции общественного питания в рассматриваемом случае не осуществлялось на месте производства, в связи с чем требования ТР ТС 022/2011 подлежат применению к продукции общества. Общество не оказывает услугу общественного питания ни по месту изготовления продукции общественного питания, ни по месту ее доставки в лечебное учреждение. Фактически общество осуществляет изготовление и доставку готовой пищевой продукции (продукции общественного питания) для лечебного учреждения, на которую распространяются требования статьи 39 ТР ТС 021/2011, СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
В представленном отзыве общество указывает на законность и обоснованность судебных актов.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и осуществляет основной вид деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - 56.29 Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания (дата внесения сведений в ЕГРЮЛ 01.04.2016).
На основании решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия заинтересованным лицом проведена проверка, составлен акт N 06-75-В от 10.12.2021.
В ходе контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе, выявлено следующее.
В ходе контрольного мероприятия отсутствуют и не представлены документы, подтверждающие соответствие обязательным требованиям изготавливаемой и реализуемой АО "КШП "Огонек" в ГАУЗ ГКБ N 4 г. Оренбурга готовой пищевой продукции (в том числе холодных блюд (салатов)) без оказания услуг общественного питания как на месте изготовления, так и по конечному адресу доставки (пр. Победы, д. 1), что является нарушением п. 2.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 21 ТР ТС 021/2011. Согласно п. 2.4 Договора на оказание услуг по организации горячего питания для ГАУЗ ГКБ N 4 г. Оренбурга N 32110243514-К от 04.05.2021, условия оказания услуг - доставка горячих готовых блюд, погрузка-разгрузка тары, в которой привезены готовые блюда, осуществляется транспортом АО "КШП "Огонек" в специально оборудованное помещение в лечебном учреждении;
В нарушение п. 39 ТР ТС 021/2011, ч. 2 ст. 1, ч. 4.2 ст. 4 ТР ТС 022/2011 этикетка, сопровождающая готовое блюдо, содержит только следующую информацию: наименование блюда, наименование предприятия-изготовителя, юридический и фактический адреса, контактный телефон, масса нетто, срок реализации не более 2-х часов, время и дата приготовления.
10.12.2021 обществу выдано предписание N 06-75-Пр, где, в пункте 2 обществу предписано: при реализации пищевой продукции общественного питания вне предприятия общественного питания без оказания услуг (как на самом предприятии, так и вне его) обеспечить проведение оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям ТР ТС 021/2011 и (или) Технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также обеспечить оформление этикетки в соответствии с требованиями ч. 4.2 ст. 4 ТР ТС 022/2011.
АО "Комбинат школьного питания "Огонек", не согласившись с пунктом 2 предписания от 10.12.2021 N 06-75-Пр, подало жалобу с требованием предписание N 06-75-Пр от 10.12.2021 отменить.
Решением Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в удовлетворении жалобы общества отказано.
Полагая, что предписание от 10.12.2021 N 06-75-Пр вынесено необоснованно, незаконно, не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя в предпринимательской деятельности, акционерное общество "Комбинат школьного питания "Огонек" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции сделал вывод, что поскольку основным видом деятельности заявителя является деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания, с учетом содержания договора от 04.06.2021 N 32110243514-К на оказание услуг по организации горячего питания для ГАУЗ ГКБ N 4 г. Оренбурга, категории потребителей (пациенты лечебного учреждения), то деятельность АО "КШП "Огонек" по предоставлению горячего питания (изготовление пищи, доставка, погрузка и разгрузка возвратной тары) является услугой общественного питания, следовательно, требования ТР ТС 021/2011 и 022/2011 на данный вид деятельности не распространяются.
Выводы суда поддержаны апелляционным судом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Положение N 322), согласно пункту 1 которого Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Таким образом, предписание N 06-75-Пр от 10.12.2021 выдано уполномоченным органом.
В соответствии с частью 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011, который устанавливает: объекты технического регулирования; требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования; правила идентификации объектов технического регулирования и формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.
ТР ТС N 021/2011 распространяется на пищевую продукцию и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации и не распространяется лишь на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления и не предназначенной для выпуска в обращение, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Соответствие пищевой продукции техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований безопасности технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 1 статьи 20 ТР ТС 021/2011).
Частью 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах: 1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции; 2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции; 3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида; 4) ветеринарно-санитарной экспертизы.
При этом частью 3 статьи 21 ТР ТС 021/2011 установлено, что оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления и пищевой продукции предприятий питания (общественного питания), предназначенной для реализации при оказании услуг, а также процессов реализации указанной пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований к пищевой продукции, установленных настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Аналогичные требования содержит пункт 11.1 ГОСТ 30390-2013 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия".
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ и Федерального закона от 27.12.2000 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Соответственно, в случае оказания лицом услуг общественного питания контроль качества пищевой продукции не в формах, предусмотренных частью 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011 (которая вменяется обществу в качестве нарушения), а в форме проведения проверок.
В данном случае, с учетом предмета проверки и выводов заинтересованного лица, подлежит разрешению вопрос о том, оказываются ли обществом услуги общественного питания при исполнении договора с ГАУЗ ГКБ N 4 г. Оренбурга.
Как следует из материалов дела, между АО "КШП "Огонек" и ГАУЗ "Городская клиническая больница N 4" города Оренбурга заключен договор N 32110243514-К от 04.06.2021 на оказание услуг по организации горячего питания для ГАУЗ ГКБ N 4 г. Оренбурга (далее - Договор).
В соответствии с п. 1.1 Договора исполнитель обязуется оказать услугу по организации горячего питания (далее - услуга) в соответствии со спецификацией и 7-ми дневным меню, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора, а заказчик обязуется принять и оплатить услугу в порядке, установленном п. 3.3 Договора.
Место оказания услуг (доставки готового питания): г. Оренбург, проспект Победы, д. 1, комната приема готовой продукции ГАУЗ ГКБ N 4 г. Оренбурга (п. 2.1 Договора).
Пунктом 2.4 Договора определены Требования к результату оказания услуг: ежедневное предоставление горячего питания с соответствии с приложением N 1; продукты питания должны отвечать требованиям к качеству и безопасности, санитарно-эпидемиологическим требованиям; пищевая ценность продуктов должна соответствовать полноценному сбалансированному питанию, которое является неотъемлемой частью лечебного процесса, приготовление блюд в ассортименте, согласно цикличному меню, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора; условия оказания услуг - доставка горячих готовых блюд и погрузка - разгрузка тары, в которой привезены готовые блюда, осуществляется транспортом Исполнителя и специально оборудованное помещение в лечебном учреждении. Готовая пища доставляется транспортом исполнителя до лечебного учреждения согласно графику доставки. Готовая пища и напитки должны быть расфасованы в термоса и термоупаковки, которые являются возвратными. Количество переданных термосов указывается в накладной. Время отгрузки готовой пищи Заказчику - не позднее 30 минут до раздачи пищи, согласно режиму питания больных.
В соответствии с пунктом 3.1 "ГОСТ 31984-2012. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Общие требования" услуга общественного питания - деятельность исполнителя (предприятий общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Согласно примечанию услуги общественного питания могут оказываться в местах расположения предприятий общественного питания и в иных местах.
Услуги общественного питания подразделяют:
- на услуги питания;
- услуги по изготовлению продукции общественного питания;
- услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию;
- услуги по реализации продукции общественного питания и покупных товаров;
- услуги по организации досуга, в том числе развлекательные;
- информационно-консультационные (консалтинговые) услуги;
- прочие услуги общественного питания (пункт 4.1 ГОСТ 31984-2012).
Услуги питания представляют собой услуги по изготовлению продукции общественного питания, созданию условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров на предприятиях общественного питания, а также с возможностью предоставления услуг по организации досуга и других дополнительных услуг (п. 4.2 ГОСТ 31984-2012).
Услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию включают, в том числе, доставку продукции общественного питания и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому, организацию рационального комплексного питания для определенных контингентов потребителей (п. 4.4 ГОСТ 31984-2012).
Перечень услуг общественного питания может быть расширен в зависимости от вида предприятия, специфики обслуживаемого контингента потребителей (п. 4.9 ГОСТ 31984-2012).
Согласно п. 8.1 "ГОСТ 30390-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия" продукцию общественного питания реализуют: в зале предприятия общественного питания с потреблением на месте: методом самообслуживания (через раздаточные линии, "шведский стол", "салат-бар", прилавки и др.), через официантов и барменов; на вынос по заказам потребителей; через магазины и отделы кулинарии и столы заказов по месту изготовления; вне предприятия (в раздаточных и доготовочных предприятиях питания, в магазинах (отделах) кулинарии, в собственной мелкорозничной сети, в других предприятиях общественного питания, при оказании кейтеринга в виде выездного обслуживания - проведения событийного кейтеринга, предоставления услуг повара и официанта на дому, доставки организациям, физическим лицам на рабочие места, места обучения, на дом, в купе железнодорожного вагона и др.); через розничную торговую сеть.
Из вышеприведенных положений государственных стандартов следует, что реализация изготовленной продукции может осуществляться посредством ее доставки потребителю на дом, на рабочее место и др.
При этом, как уже было ранее отмечено, понятие услуги общественного питания включает не только непосредственно сам процесс изготовления соответствующей продукции, но и создание лицом, осуществляющим такую предпринимательскую деятельность, условий для потребления и (или) реализации указанной продукции.
С учетом изложенных положений, определяющих услугу общественного питания, а также виды услуг, которые охватываются понятием "услуга общественного питания", суды обоснованно исходили из того, что из содержания договора N 32110243514-К от 04.06.2021 на оказание услуг по организации горячего питания для ГАУЗ ГКБ N 4 г. Оренбурга следует, что АО "Комбинат школьного питания "Огонек" является организацией общественного питания и осуществляет услуги общественного питания (по изготовлению, доставке) готовых блюд в учреждение здравоохранения.
Также согласно пояснениям заявителя (поступили в суд 04.07.2022) в ГАУЗ ГКБ N 4 г. Оренбурга отсутствует пищеблок, большинство больных не передвигаются и получают питания в палатах, привозное питание организовано в больнице с 2013 года.
Доводы заинтересованного лица о том, что раздача пищи пациентам производится специально уполномоченным сотрудником лечебного учреждения, что, по мнению административного органа, исключает выводы об оказании обществом услуг общественного питания, подлежат отклонению, поскольку из вышеприведенных норм следует, что услуга общественного питания может быть выполнена и путем организации доставки готовых блюд.
Относительно маркировки пищевой продукции.
Требования к маркировке упакованной пищевой продукции, в том числе составу сведений, которые должна содержать указанная маркировка, определены в пункте 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011.
Согласно пункту 2 статьи 1 ТР ТС 022/2011 данный технический регламент Таможенного союза не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг общественного питания для потребления на месте производства.
Заявитель считает, что требования ТР ТС 022/2011 распространяются на продукцию АО "КШП "Огонек".
Между тем, АО "КШП "Огонек" было не согласно исключительно с выводами проверяющих органов о нарушении пункта 39 ТР ТС 021/2011 (маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств членов ТС), доводы относительно ТР ТС 022/2011 не приводились, в связи с чем оснований для оценки соответствия предписания положениям ТР ТС 022/2011 суд также не находит.
В соответствии со статьей 39 ТР ТС 021/2011 маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, за исключением пищевой продукции непромышленного изготовления, производимой гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, и пищевой продукции, реализуемой на предприятиях питания (общественного питания).
Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза неупакованной пищевой продукции наносится на товаросопроводительные документы, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Буквальное содержание абзаца 2 статьи 39 ТР ТС 021/2011 свидетельствует о том, что продукция, реализуемой на предприятиях питания (общественного питания), не должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
В отношении применения к деятельности общества пункта 2.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
В соответствии с указанном нормой реализация пищевой продукции предприятий общественного питания вне предприятия общественного питания без оказания услуг общественного питания должна осуществляться при наличии документов, подтверждающих их соответствие обязательным требованиям (свидетельство о государственной регистрации, декларация о соответствии). Приведенные положения также имеют отсылку к требованиям статей 5, 21 ТР ТС 021/2011 (формы оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции).
Вместе с тем, согласно абзацу 2 пункта 2.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Предоставление документов, подтверждающих соответствие пищевой продукции обязательным требованиям (свидетельство о государственной регистрации, декларация о соответствии), не требуется при реализации готовых блюд, напитков, кулинарных и кондитерских изделий, изготавливаемых в предприятиях общественного питания и реализуемых при оказании услуг общественного питания, как на месте изготовления, так и вне его по заказам, в том числе путем доставки потребителю, продажи на вынос, кейтеринга.
Как правильно установлено судами, АО "КШП "Огонек" при исполнении договора N 32110243514-К от 04.06.2021 на оказание услуг по организации горячего питания для ГАУЗ ГКБ N 4 г. Оренбурга оказывает услуги общественного питания.
Соответствующие доводы управления отклоняются.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.07.2022 по делу N А47-1462/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 39 ТР ТС 021/2011 маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
...
Буквальное содержание абзаца 2 статьи 39 ТР ТС 021/2011 свидетельствует о том, что продукция, реализуемой на предприятиях питания (общественного питания), не должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
...
В соответствии с указанном нормой реализация пищевой продукции предприятий общественного питания вне предприятия общественного питания без оказания услуг общественного питания должна осуществляться при наличии документов, подтверждающих их соответствие обязательным требованиям (свидетельство о государственной регистрации, декларация о соответствии). Приведенные положения также имеют отсылку к требованиям статей 5, 21 ТР ТС 021/2011 (формы оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 января 2023 г. N Ф09-9950/22 по делу N А47-1462/2022