Екатеринбург |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А71-6430/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Краснобаевой И.А., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Подсобное хозяйство "Арбайка" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.08.2022 по делу N А71-6430/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики, приняли участие представители:
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - Министерство) - Ломаева Л.М. (доверенность от 01.01.2022); Матвеев И.А. (доверенность от 01.01.2022 N 222-42);
общества с ограниченной ответственностью "Подсобное хозяйство "Арбайка" (далее - общество "ПХ "Арбайка") - Шаколина Н.А. (доверенность от 19.12.2022).
Общество "ПХ "Арбайка" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Министерства, выразившихся в отказе установки квот добычи охотничьих ресурсов, изложенных в письме от 22.04.2022 N 01-20/04299, обязании заинтересованного лица установить квоты согласно заявке на установление квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 01 августа 2022 года до 01 августа 2023 года.
Решением суда от 05.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ПХ "Арбайка" просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель отмечает, что Правилами оказания услуг почтовой связи (утв. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234) не предусмотрен специальный ограничительный порядок подачи заявок, или конкретизация условия их принятия применительно к отправке почтовым письмом, применению подлежат общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об исчислении сроков. По его мнению, иное ограничивало бы права заявителя. Отсутствие регламентации порядка и способа подачи заявления не может влечь отрицательных правовых последствий для заявителя, воспользовавшегося законным способом обращения в уполномоченных орган. Заявитель также отмечает, что не имеет юридического значения для обратившегося в срок (по правилам статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации) с заявлением о выдаче квоты внутренний порядок организации и процедуры, проводимые Министерством для выдачи квот и утверждения общего лимита. Общество полагает, что подача или не подача заявки не влияет на утверждение лимитов, установленных для других охотпользователей, объем прав и обязанностей всех охотхозяйств субъекта. Кроме того, по мнению заявителя, задержка прохождения этапов и порядка утверждения лимита не влечет никаких отрицательных правовых последствий, поскольку лимиты утверждаются на будущий период, задержка в согласованиях не препятствует осуществлению Министерством внесения уже в согласованные лимиты изменения.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 24.07.2018 между обществом "ПХ "Арбайка" и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики заключено охотхозяйственное соглашение N 17, в соответствии с которым охотопользователь обязался обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, созданию охотничьей инфраструктуры, а Администрация (Министерство) обязалось предоставить в аренду на срок, равный сроку действия Соглашений, земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья общества "ПХ "Арбайка".
Общество "ПХ "Арбайка" по почте направило заявку на установление квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 01.08.2022 до 01.08.2023 в границах охотничьего угодья общества "ПХ "Арбайка", которая поступила в Министерство 21.04.2022 согласно регистрационно-контрольной карточки N 01-20/06317.
От Министерства в адрес заявителя 22.04.2022 поступил отказ, выраженный в письме N 01-20/04299, на установку квот добычи охотничьих ресурсов на период с 01.08.2022 до 01.08.2023 в границах охотничьего угодья общества "ПХ "Арбайка". Отказ мотивирован нарушением заявителем установленного срока подачи заявки на установление квот добычи для каждого вида охотничьих ресурсов для закрепленного охотничьего угодья.
Несогласие заявителя с указанным отказом послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий Министерства и обязаниии заинтересованного лица установить квоты.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " (далее - Закон N 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона N 209-ФЗ право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным законом.
В соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 1 Закона N 209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов. Квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.
Лимит добычи охотничьих ресурсов в силу частей 6 и 7 статьи 24 Закона N 209-ФЗ исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов. В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов. При необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья.
Квота (объем) добычи охотничьих ресурсов не устанавливается при отсутствии заявки.
Процедура подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации и внесения в него изменений определяется Порядком подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу, утв. Приказом Минприроды России от 27.11.2020 N 981 (далее - Порядок).
В силу пункта 3 Порядка лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
Сроки представления заявки на установку квот добычи охотничьих ресурсов регулируется пунктом 6 Порядка подготовки, принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию и составу.
В соответствии с пунктом 6 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, а также лица, указанные в части 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, с 1 по 10 апреля (включительно) подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов (далее - заявка на добычу) для закрепленного охотничьего угодья.
Согласно пункту 13.1 Порядка квота на добычу охотничьих ресурсов не устанавливается, если заявка на добычу подана в сроки, не соответствующие срокам, указанным в пунктах 6, 7, 8 данного Порядка.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что общество "ПХ "Арбайка" направило в Министерство заявку на установление квоты охотничьих ресурсов. Заявка поступила в Министерство 21.04.2022 (рег. номер 01-20/06317).
Общество "ПХ "Арбайка" пояснило, что направило в адрес Министерства письмо 09.04.2022 с заявкой на установление квоты добычи охотничьих ресурсов в соответствии с частью 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, в подтверждение чего представило копию почтового конверта.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности, в том числе копию конверта с оттиском почтового штемпеля отделения Почты России, о том, что 09.04.2022 конверт принят в отделении связи 427880 Алнаши Удмуртия, установив, что оригинал конверта у сторон отсутствует, опись вложения почтового отправления заявителем не составлялась, квитанция об оплате почтовых услуг заявителем также не представлена, журнал регистрации исходящей корреспонденции отсутствует, учитывая показания инспектора Министерства Квачегина Л.В. и представителя Министерства Матвеева И.А. о поступлении 14.04.2022 входящих звонков от главного бухгалтера и директора общества "ПХ "Арбайка", которые интересовались возможностью подачи заявки на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, принимая во внимание пояснения лиц, участвующих в деле, о том, что в предшествующие годы, обществом "ПХ "Арбайка" заявки посредством отправки простой почтовой корреспонденции в Министерство не направлялись, учитывая, что в материалы дела не представлено доказательств того, что срок пересылки почтового отправления из п. Алнаши в г. Ижевск превысил установленный нормативом по вине оператора почтовой связи, суды пришли к выводу о том, что заявка на установления квоты добычи охотничьих ресурсов на период с 01.08.2022 по 01.08.2023 подана обществом "ПХ "Арбайка" за пределами установленного срока, в связи с чем отказ в установлении квоты является правомерным.
Судом апелляционной инстанции также отмечено следующее.
Согласно пункту 6 Порядка заинтересованные лица с 1 по 10 апреля (включительно) подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов для закрепленного охотничьего угодья.
В соответствии с пунктом 14 Порядка уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля (включительно) определяет лимит добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года как сумму устанавливаемых квот (объемов) добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, (без разделения по полу и возрасту) и в общедоступных охотничьих угодьях, иных территориях, (с указанием количества особей в возрасте до одного года, взрослых особей (самцов с неокостеневшими рогами, самцов во время гона, без подразделения по половому признаку, самцов кабарги), в особях.
В соответствии с пунктом 15 Порядка до 15 мая (включительно) уполномоченный орган субъекта представляет материалы, обосновывающие лимит и квоты (объем) добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительный власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу.
Согласно пункту 16 Порядка при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, но не позднее 15 июня представляет на согласование в Минприроды России проект лимита добычи охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации видов охотничьих ресурсов, лимит добычи которых утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, с приложением заверенной копии указанного заключения государственной экологической экспертизы, расчетных таблиц по численности каждого вида охотничьих ресурсов, полученной в соответствии с проведенными учетами численности охотничьих ресурсов.
В силу положений Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проект лимита добычи охотничьих ресурсов является объектом государственной экологической экспертизы.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза объектов проводится при условии соответствия формы и содержания предоставляемых заказчиком материалов установленным требованиям указанного Федерального закона, установленному порядку проведения экспертизы и при наличия в составе материалов, подлежащих экспертизе, в том числе материалов обсуждений объекта экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
В свою очередь порядок и сроки проведения обсуждений объекта государственной экологической экспертизы и прилагаемых к нему материалов с гражданами и общественными организациями, установлены приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 999 "Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду". Из пункта 7.9.4 вышеуказанного приказа следует, что длительность проведения общественных обсуждений по предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду составляет не менее 30 дней.
Таким образом, для целей реализации перечисленных пунктов и соблюдения процедуры следует, что с момента определения (свода) уполномоченным органом на основании заявок охотпользователей лимита добычи охотничьих ресурсов (до 15 апреля) для направления всего комплекта материалов на экологическую экспертизу (не позднее 15 мая) установлен сжатый срок - всего 1 месяц.
С учетом изложенных положений законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что пункт 6 Порядка не допускает иного (двоякого), кроме имеющегося, толкования, предусматривающего, что до 10 апреля 2022 соответствующие заявки должны фактически поступить в распоряжение Министерства.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что были проведены общественные обсуждения проекта нормативно-технической документации "Материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике на период с августа 2022 года до 1 августа 2023 года". При этом у заинтересованного лица в рамках общественных обсуждений до их завершения имелась возможность представить свои предложения по проекту, в том числе включить квоту добычи охотничьих ресурсов по закрепленному угодью. Однако, согласно направленным протоколу и регистрационному листу, предложений и замечаний от общества "ПХ "Арбайка" не поступило.
Далее проект нормативно-технической документации был направлен на проведение государственной экологической экспертизы. Информация о поступлении заявки общества "ПХ "Арбайка" за пределами установленного срока до экспертной комиссии была доведена, что подтверждается соответствующим протоколом, при этом решения о внесении изменений, учете данных заявителя, экспертами принято не было. Приказом Минприроды УР от 23.05.2022 N 513 утверждено заключение комиссии государственной экологической экспертизы. Отсутствие замечаний по проекту лимита добычи охотничьих в рамках общественных обсуждений, а также наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы, в том числе свидетельствует о правомерности действий Министерства при отклонении заявки общества "ПХ "Арбайка".
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов по смыслу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств спора, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.08.2022 по делу N А71-6430/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Подсобное хозяйство "Арбайка" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза объектов проводится при условии соответствия формы и содержания предоставляемых заказчиком материалов установленным требованиям указанного Федерального закона, установленному порядку проведения экспертизы и при наличия в составе материалов, подлежащих экспертизе, в том числе материалов обсуждений объекта экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
В свою очередь порядок и сроки проведения обсуждений объекта государственной экологической экспертизы и прилагаемых к нему материалов с гражданами и общественными организациями, установлены приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 999 "Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду". Из пункта 7.9.4 вышеуказанного приказа следует, что длительность проведения общественных обсуждений по предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду составляет не менее 30 дней.
Таким образом, для целей реализации перечисленных пунктов и соблюдения процедуры следует, что с момента определения (свода) уполномоченным органом на основании заявок охотпользователей лимита добычи охотничьих ресурсов (до 15 апреля) для направления всего комплекта материалов на экологическую экспертизу (не позднее 15 мая) установлен сжатый срок - всего 1 месяц.
С учетом изложенных положений законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что пункт 6 Порядка не допускает иного (двоякого), кроме имеющегося, толкования, предусматривающего, что до 10 апреля 2022 соответствующие заявки должны фактически поступить в распоряжение Министерства."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 января 2023 г. N Ф09-9613/22 по делу N А71-6430/2022