Екатеринбург |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А71-18483/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Ивановой С.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экопродукты" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.07.2022 по делу N А71-18483/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - общество "САХ") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Экопродукты" (далее - заявитель, общество "Экопродукты") о взыскании 1 041 153 руб. 32 коп. долга по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период: январь 2019 года - ноябрь 2021 года (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 08.07.2022 заявление удовлетворено: с ответчика в пользу истца взыскано 1 041 153 руб. 32 коп. долга, а также 23 411 руб. 53 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по иску.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Экопродукты" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель указывает, что из поведения общества "САХ" следует, что им исполняется договор от 28.05.2019 N ТКО0005024, в связи с чем его дальнейшие доводы относительно уточнения иска в части отсутствия заключенного договора либо несогласия с договором в части способа расчетов не имеют правового значения. Общество "Экопродукты" отмечает, что обществом "САХ" в материалы не представлено доказательств количества (объема) вывоза твердых коммунальных отходов. Также заявитель считает, что судами не дано оценки доводам общества "Экопродукты" о раздельном учете образуемых отходов и их сортировке.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что с 01.01.2019 общество "САХ" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике сроком на 10 лет.
Между региональным оператором и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии заключено соглашение от 28.04.2018 об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО в Удмуртской Республике.
Общество "САХ" являясь региональным оператором по обращению с ТКО, в период с января 2019 года по ноябрь 2021 года оказывало услуги обществу "Экопродукты" предъявляя для оплаты УПД.
Согласно расчету истца с учетом корректировок расчетов и частичной оплаты сумма долга обществом "Экопродукты" перед обществом "САХ" составляет 1 041 153 руб. 32 коп.
Направленная претензия от 23.12.2020 N 19355 с предложением уплатить долг оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения регионального оператора в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь статьями 8, 307, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), пришел к выводу, что региональным оператором оказаны услуги по обращению с ТКО за спорный период, между тем доказательств оплаты оказанных услуг обществом "Экопродукты" не представлено, в связи с чем в пользу истца взыскана задолженность в сумме 1 041 153 руб. 32 коп.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Судом первой инстанции, верно установлено, что в данном случае правоотношения сторон сложились из фактического оказания возмездного оказания услуг по обращению с ТКО, подлежащими регулированию положениями Главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (возмездное оказание услуг) и специальными нормами Федерального закона N 89-ФЗ, Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
На основании пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заявлению заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Правом вывоза ТКО на территории Удмуртской Республики в силу закона обладает только региональный оператор в лице общества "САХ".
Региональный оператор в правоотношениях в рамках оказания услуг по обращению с ТКО является обязанной стороной.
Обеспечение возможности бесперебойной работы регионального оператора по обращению с ТКО и выполнение своих функций является публичным и охраняемым законом интересом, что свидетельствует о правомерности оказания истцом услуг по вывозу ТКО.
Поскольку общество "САХ" осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО как региональный оператор, оно оказывает услуги (и вправе требовать оплаты оказанных услуг) вне зависимости от наличия заключенного
письменного договора с каждым собственником.
При этом общество является единственным региональным оператором в регионе, что предполагает под собой фактическое оказание услуг расположенным в данном регионе предприятиям (статья 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ), в том числе и ответчику.
Соответственно, в отсутствие доказательств транспортировки, хранения и последующей передачи для переработки, утилизации, иным лицам, услуги по обращению с ТКО ответчика в любом случае осуществляет общество "САХ".
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, установлено, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по
соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской
Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора предусмотрен Правилам N 1156.
Согласно п. 8(17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному
оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) -
8(7) Правил.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156.
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте
регионального оператора (http/регоператорудмуртии.рф/) и в газете "Известия
Удмуртской Республики" от 27.12.2018 N 151 (4876).
В силу пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по
обращению с ТКО.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО,
вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае
наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктом 9 Правил N 1156 предусмотрена обязанность потребителя осуществлять складирование ТКО в местах накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Аналогичное положение содержится в пункте 13 типового договора.
Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 15 Правил N 1156).
Предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с
ТКО установлены в рассматриваемый период приказами Минстроя Удмуртской Республики от 20.12.2018 N 23/1, от 20.12.2019 N 29/94.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что правом вывоза ТКО на территории Удмуртской Республики в силу закона обладает только региональный оператор в лице общества "САХ".
Указанное свидетельствует о том, что с 01.01.2019 на законодательном уровне введен запрет на заключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с иными лицами, кроме регионального оператора, статус которого приобретается в установленном порядке.
Судами установлено, что в подтверждение факта оказания услуг по вывозу ТКО в спорный период времени январь 2019 года - ноябрь 2021 года на общую сумму 1041153 руб. 32 коп. истцом в материалы дела представлены договор, акты, счета-фактуры, расчеты задолженности, акты обследования юридических лиц от 24.06.2022, а также скриншоты системы Глонасс, подтверждающие оказание региональным оператором услуг по вывозу ТКО с ближайшего места накопления ТКО.
Исследуя представленные скриншоты системы отслеживания автотранспорта, суды пришли к выводу о том, что автотранспорт истца совершал остановки у ближайшей контейнерной площадки, с целью погрузки ТКО.
При этом фактическое оказание услуг по вывозу ТКО с указанного истцом места ответчиком не опровергнуто.
Как верно отметили суды, оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг. К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения своих обязательств.
Между тем доказательств, подтверждающих факт вывоза ТКО с объекта ответчика иным лицом, не имеющим статуса регионального оператора, и как следствие, не имеющего права на оказание услуг по обращению с ТКО, на полигон для их последующей утилизации либо передачи отходов третьим лицом для последующей переработки, материалы дела не содержат (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя жалобы о неверном способе расчета и о том, что расчет стоимости услуг следовало производить исходя из количества контейнеров, согласованных в договоре от 28.05.2019 N ТКО0005024, отклонен судом апелляционной инстанции на основании норм Федерального закона N 89-ФЗ, Правил N 1156, которыми установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров только при наличии раздельного складирования на согласованной органом местного самоуправления контейнерной площадке, между тем как следует из материалов дела, в исковой период такой контейнерной площадки у ответчика не имелось, в связи с чем истцом правомерно произведен расчет по нормативу накопления ТКО.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к верному выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по оплате истцу услуг по обращению с ТКО в полном объеме за весь цикл обращения с ТКО.
Представленный истцом расчет стоимости оказанных в исковой период времени услуг по вывозу ТКО судами проверен и признан правомерным, соответствующим действующему законодательству.
Поскольку доказательств оплаты оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за спорный период в полном объеме обществом "Экопродукты" не представлено, суды обоснованно взыскали с ответчика задолженность в сумме 1 041 153 руб. 32 коп.
Кроме того судом апелляционной инстанции отклонен довод ответчика о том, что истцом было заявлено ходатайство об уточнении иска, однако в адрес ответчика не направлялось, в связи с чем ответчик не имел возможности предоставить свои возражения, поскольку уточнив исковые требования общество "САХ" не привело доказательств, которые не были известны ответчику. Более того, в результате уточнения истцом исковых требований, сумма взыскания была уменьшена, что не повлекло нарушения прав ответчика.
Иные доводы, приведенные обществом "Экопродукты" в кассационной жалобе, признаются судом округа несостоятельными, поскольку каких-либо обстоятельств, опровергающих выводы судов, не содержат, о нарушении судами норм материального права не свидетельствуют.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.07.2022 по делу N А71-18483/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экопродукты" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по
...
наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктом 9 Правил N 1156 предусмотрена обязанность потребителя осуществлять складирование ТКО в местах накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
...
Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 15 Правил N 1156)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 января 2023 г. N Ф09-9848/22 по делу N А71-18483/2021