Екатеринбург |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А60-27558/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Поротниковой Е. А. рассмотрел кассационную жалобу Администрации Малышевского городского округа (далее - заявитель, Администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2022 по делу N А60-27558/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2022 по указанному делу.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения установленного определением суда о принятии жалобы к производству срока для представления отзыва на нее.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган, Управление, УФАС по Свердловской области) с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 13.05.2022 N 066/04/7.32.4-1469/2022 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением суда от 03.08.2022 (резолютивная часть от 25.07.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель в жалобе указывает на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения, полагает, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:68:0401001:752 торги (аукцион) не проводились, а опубликовано извещение о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе, что не является конкурентной процедурой, к порядку и процедуре торгов, предусмотренных статьями 39.11-39.12 Земельного кодекса Российской Федерации не относится.
По мнению заявителя, в рассматриваемом случае имеются формальные признаки нарушения антимонопольного законодательства - действия или бездействие должностного лица, подпадающие в перечень предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", однако должностными лицами Управления проверка нарушения антимонопольного законодательства не проводилась.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а жалобу Администрации - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 288.2 названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в УФАС по Свердловской области поступило заявление Депутата Малышевского городского округа Темеревой Натальи Борисовны от 23.03.2022 вх. N 01-6781, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения указанного заявления антимонопольным органом установлено, что в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации Администрацией не обеспечено опубликование извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым N 66:68:0401001:752, расположенного по адресу: Свердловская область, пгт Малышева, п. Шамейский, д. 25 б, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.torgi.gov.ru.
Постановлением Управления от 13.05.2022 по делу N 066/04/7.32.4-1469/2022 Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Полагая, что названное постановление незаконно, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанности антимонопольным органом события и состава вмененного заявителю административного правонарушения, при этом суды не установили существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным.
Выводы судов являются правильными на основании следующего.
Частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ для должностных и юридических лиц установлена ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия субъекта, выразившиеся в нарушении процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Согласно пунктам 1, 2 указанной статьи в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий 30 дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.
В извещении указываются: информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; информация о праве граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение 30 дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; адрес или иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости.
Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункты 4-7 статьи 39.18 ЗК РФ).
При этом если по истечении 30 дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в 3 экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 сайт www.torgi.gov.ru является официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, являются должностные лица и юридические лица, ответственные за процедуру и порядок организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
Пункт 2 статьи 447 ГК РФ определяет в качестве организатора торгов собственника вещи, обладателя иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу частей 1, 7 и 8 статьи 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Устава Малышевского городского округа (принят Решением Думы муниципального образования рабочий поселок Малышева от 21.06.2005 N 83, далее - Устав МГО) Администрация городского округа входит в структуру органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Согласно пунктам 1,2 статьи 30 Устава МГО Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. Администрация городского округа обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и настоящим Уставом.
С учетом изложенного, судами верно определено, что Администрация является субъектом вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела и установлено судами из поступившего в Управление заявления Темеровой Н.Б., земельный участок с кадастровым N 66:68:0401001:752, расположенный по адресу: Свердловская область, пгт Малышева, п. Шамейский, д. 25б (далее - земельный участок) без проведения торгов был предоставлен в аренду для индивидуальной жилой застройки.
Обращаясь в антимонопольный орган, Темерева Н.Б. также указала, что согласно статье 47 Устава МГО официальным опубликованием муниципальных правовых актов администрации и Думы Малышевского городского округа или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание - "Официальный интернет-портал правовой информации Малышевского городского округа" (http://ppi9.aiwoo.ru, регистрация в качестве сетевого издания ЭЛ N ФС 77-77593 от 31.12.2019). Однако сведения о публикации извещения отсутствуют.
Как следует из представленных Администрацией объяснений (вх. N 01-7749 от 05.04.2022, 01-7847 от 06.04.2022) в связи с подачей заявления гражданина о предоставлении земельного участка (предварительном согласовании предоставления земельного участка) Администрация проинформировала население путем размещения в газете "Асбестовский рабочий" "Малышевский вестник", на официальном сайте Администрации (http://www.адммалышева.рф), на официальном интернет-портале правовой информации Малышевского городского округа (http://pravo-mgo.ru), о возможности предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, указав, что граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, вправе подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка в течение 30 дней со дня опубликования и размещения извещения.
Поскольку по истечении 30 дней после опубликования извещений заявлений иных граждан не поступило, было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и впоследствии на основании статьи 39.17 ЗК РФ заключен договор аренды, который с пакетом документов был направлен в Управление Росреестра Свердловской области, где прошли государственную регистрацию.
Судами из материалов дела установлено, что заявление о предоставлении спорного земельного участка поступило в адрес Администрации 12.07.2021, следовательно, как верно указали суды, извещение о предоставлении земельного участка на сайте www.torgi.gov.ru Администрации надлежало разместить в срок до 11.08.2021.
Вместе с тем, Администрацией опубликование извещения о предоставлении спорного земельного участка на официальном сайте www.torgi.gov.ru не обеспечено.
Факт нарушений заявителем требований подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ, выразившееся в несоблюдении требований об обеспечении опубликования извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:68:0401001:752, установлен судами, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами (в том числе протоколом об административном правонарушении от 27.04.2022) и Администрацией документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 1.5, 2.1 КоАП РФ, суды установили также, что материалами дела доказана вина заявителя, которым не приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
С учетом того, что заявителем доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства в материалы дела не представлены, выводы судов о наличии в действиях Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, являются законными и обоснованными.
Поддерживая выводы Управления в части переквалификации совершенного правонарушения с части 1 статьи 7.32.4 КоАП РФ, указанной в заявлении депутата, на часть 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, суды обоснованно исходили из того, что нарушение при организации торгов Администрацией допущено, составы административных правонарушений, предусмотренные частью 1 статьи 7.32.4 КоАП РФ и частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ имеют единый родовой объект посягательства, а описанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении обстоятельства совершения Администрацией административного правонарушения являются достаточными для определения квалификации противоправного деяния по части 10.
Доводы Администрации о неверной квалификации Управлением вменяемого ей административного правонарушения являются неосновательными, поскольку вопрос о последствиях, порожденных ненадлежащим размещением заявителем информации о торгах, для состояния конкуренции антимонопольным органом при рассмотрении административного дела не исследовался.
Кроме того, поскольку санкция части 1 статьи 7.32.4 (на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей) предусматривает более строгое наказание в сравнении с санкцией части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ (на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей), доводы заявителя жалобы о возможности переквалификации деяния с части 10 на часть 1 названной статьи на стадии судебного разбирательства, в целях соблюдения принципа недопустимости ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и которое обратилось за защитой в суд, правомерно отклонены судом первой и апелляционной инстанции.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено. Иного материалы дела не содержат.
Суды также не усмотрели возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, статьи 3.1 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Наказание соответствует размеру санкции части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ; штраф назначен в минимальном размере.
Доводы заявителя об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности отклоняются как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку вменяемое заявителю нарушение длящимся не является, Администрации надлежало разместить извещение о предоставлении земельного участка на сайте www.torgi.gov.ru в срок до 11.08.2021, то к моменту вынесения оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности 13.05.2022, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводы и возражения сторон, в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суды правомерно отказали Администрации в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. Кроме того, доводы Администрации не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2022 по делу N А60-27558/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2022 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Малышевского городского округа - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Администрации о неверной квалификации Управлением вменяемого ей административного правонарушения являются неосновательными, поскольку вопрос о последствиях, порожденных ненадлежащим размещением заявителем информации о торгах, для состояния конкуренции антимонопольным органом при рассмотрении административного дела не исследовался.
Кроме того, поскольку санкция части 1 статьи 7.32.4 (на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей) предусматривает более строгое наказание в сравнении с санкцией части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ (на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей), доводы заявителя жалобы о возможности переквалификации деяния с части 10 на часть 1 названной статьи на стадии судебного разбирательства, в целях соблюдения принципа недопустимости ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и которое обратилось за защитой в суд, правомерно отклонены судом первой и апелляционной инстанции.
...
Суды также не усмотрели возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, статьи 3.1 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Наказание соответствует размеру санкции части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ; штраф назначен в минимальном размере.
...
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку вменяемое заявителю нарушение длящимся не является, Администрации надлежало разместить извещение о предоставлении земельного участка на сайте www.torgi.gov.ru в срок до 11.08.2021, то к моменту вынесения оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности 13.05.2022, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2023 г. N Ф09-10051/22 по делу N А60-27558/2022