Екатеринбург |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А47-5215/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Полуяктова А.С., Краснобаевой И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - территориальное управление, ответчик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.06.2022 по делу N А47-5215/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем онлайн принял участие представитель Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный университет путей сообщения" (далее - учреждение, истец) - Галан С.С. (доверенность от 15.04.2022 N 60).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к территориальному управлению об обязании принять в казну Российской Федерации следующее недвижимое имущество:- нежилое помещение, площадью 158,9 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, Вокзальное шоссе, д. 4; нежилое встроенное помещение N 1.1, во встроенном помещении N 1, кадастровый номер 56:43:0308023:402;- нежилое помещение, площадью 48,5 кв. м, расположенное по тому же адресу; нежилое встроенное помещение N1.3 во встроенном помещении N 1, кадастровый номер 56:43:0308023:401; - нежилое здание, площадью 1382,6 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, ул. Камчатская, д. 7, кадастровый номер 56:43:0314009:50; - здание учебного корпуса, площадью 960,8 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, ул. Станционная, д. 7, кадастровый номер 56:43:0309055:22; - нежилое здание, площадью 91,8 кв. м, расположенное по тому же адресу, кадастровый номер 56:43:0309055:23; - земельный участок, площадью 4128 кв. м, расположенный по вышеуказанному адресу, кадастровый номер 56:43:0309055:4; об обязании прекратить право оперативного управления учреждения в отношении указанных объектов недвижимости с кадастровыми номерами 56:43:0308023:402, 56:43:0308023:401, 56:43:0314009:50, 56:43:0309055:22, 56:43:0309055:23 и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 56:43:0309055:4.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 11.01.2022 иск принят к производству, делу присвоен N А55-38295/2021.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2022 дело N А55-38295/2021 передано по подсудности для рассмотрения в Арбитражный суд Оренбургской области.
Решением суда от 22.06.2022 иск удовлетворен.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что судами нарушены положения о подсудности. Ответчик указывает, что соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278, на территории Оренбургской области управление и распоряжение недвижимым имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, осуществляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, в то время как истец предъявил требования к территориальному управлению Росимущества в Самарской области, спорные объекты находятся в Оренбургской области. По мнению ответчика, суды не установили уполномоченный орган, который обязан принять объекты, находящиеся в Оренбургской области, в казну Российской Федерации. Территориальное управление считает, что суды неправомерно не привлекли к участию в деле территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, в силу чего судебными актами нарушены права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, Российской Федерации на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: - нежилое помещение, площадью 158,9 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, Вокзальное шоссе, д. 4; нежилое встроенное помещение N 1.1, во встроенном помещении N 1, кадастровый номер 56:43:0308023:402; - нежилое помещение, площадью 48,5 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, Вокзальное шоссе, д. 4; нежилое встроенное помещение N1.3 во встроенном помещении N 1, кадастровый номер 56:43:0308023:401; - нежилое здание, площадью 1 382,6 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, ул. Камчатская, д. 7, кадастровый номер 56:43:0314009:50; - здание учебного корпуса, площадью 960,8 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, ул. Станционная, д. 7, кадастровый номер 56:43:0309055:22; - нежилое здание, площадью 91,8 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, ул. Станционная, д. 7, кадастровый номер 56:43:0309055:23; - земельный участок, площадью 4128 кв. м, расположенный по адресу: Оренбургская обл., г. Орск, ул. Станционная, д. 7, кадастровый номер 56:43:0309055:4.
Нежилые помещения, здания находятся на праве оперативного управления у учреждения; земельный участок с кадастровым номером 56:43:0309055:4 закреплен за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Приказом от 11.06.2019 N 240 Федеральным агентством железнодорожного транспорта принято решение о ликвидации филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный университет путей сообщения" в городе Орске.
16.08.2019 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный университет путей сообщения" в городе Орске.
Согласно заключению N 25 от 09.10.2019 комиссии Приволжского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта по оценке принятия решений о прекращении права оперативного управления федеральной государственной организации, находящейся в ведении
Федерального агентства железнодорожного транспорта, на объект социальной инфраструктуры для детей, являющейся федеральной государственной собственностью, принято решение о прекращении права оперативного управления имущество, закреплённое за истцом, расположенное в г. Орске Оренбургской области ввиду ликвидации филиала образовательного учреждения в городе Орске и прекращения ведения в филиале образовательной деятельности.
Письмом от 12.12.2019 N УУП-З/1440ис Федеральное агентство железнодорожного транспорта сообщило учреждению о согласовании прекращение права оперативного управления, права постоянного (бессрочного)
пользования истца на указанные объекты недвижимости и передачу их в казну Российской Федерации.
Университет направил в адрес территориального управления обращение от 24.01.2020 N 07-106 с пакетом документов для решения вопроса о прекращении права оперативного управления, права постоянного (бессрочного) пользования на указанные нежилые помещения.
Письмами от 28.02.2020 N 63/1989, от 18.06.2020 N 63/5361 территориальное управление сообщило о готовности включения спорного имущества в состав имущества казны РФ, но при условии предоставления дополнительных документов, подтверждающих отсутствие потребности федеральных органов власти и организаций в использовании данного имущества.
По результатам обращений учреждения в территориальное управление письмами от 24.01.2020 N 07-106, от 28.05.2020 N 07-1019, от 13.10.2020 N 07-2023, от имени территориального управления в адрес Росимущества направлен запрос от 02.04.2021 N 63/3141 о рассмотрении вопроса об изъятии объектов недвижимого имущества в казну Российской Федерации.
В связи с отсутствием решения по данному вопросу учреждение повторно обратилось в территориальное управление с письмом от 21.05.2021 N 07-1225.
Письмом от 02.06.2021 N 63/5178 территориальное управление направило письмо от 02.04.2021 N 63/3141 Федеральному агентству по управлению государственным имуществом для рассмотрения возможности изъятия в казну Российской Федерации спорных объектов недвижимого имущества с целью последующей их передачи в безвозмездное пользование.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, на невостребованность по назначению закрепленного на праве оперативного управления, праве постоянного (бессрочного) пользования спорного недвижимого имущества, на уклонение территориального управления от исполнения полномочий собственника по принятию указанного имущества в казну Российской Федерации, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно пункту 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Пунктом 5 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
С учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации суды пришли обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями.
В пункте 4 Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 25 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Согласно представленным истцом в материалы дела скриншотам с портала Росимущества (т. 1 л.д. 40-46) спорные объекты недвижимого имущества находятся на ведомственном контроле ТУ Росимущества в Самарской области. Пакет документов от 24.01.2020 N 07-106 для принятия решения по вопросу прекращения права оперативного управления на здания и помещения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком был предоставлен в адрес ТУ Росимущества в Самарской области и был принят к рассмотрению ответчиком без возражений относительно отсутствия у ТУ Росимущества в Самарской области компетенции (полномочий) по рассмотрению данного вопроса. Из материалов дела также усматривается, что ТУ Росимущества в Самарской области при рассмотрении заявления Университета совершало действия по обращению в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления для выяснения вопроса о востребованности недвижимого имущества, обращалось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, вело переписку с Университетом, при этом не указывало возражений относительно отсутствия у ТУ Росимущества в Самарской области компетенции (полномочий) по рассмотрению заявления. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ответчиком также не заявлялось указанных возражений, в силу чего ТУ Росимущества в Самарской области давало основания полагаться на его компетентность в рассматриваемом вопросе. С учетом имеющейся в деле переписки ТУ Росимущества в Самарской области с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, с ТУ Росимущества в Оренбургской области, положений пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, наличия возможности межведомственного взаимодействия различных территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом, апелляционный суд пришел к верному выводу о недоказанности апеллянтом невозможности исполнения вынесенного судебного акта.
Установив, что спорное имущество закреплено за истцом на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования, указанное имущество не используется учреждением по назначению в соответствии с целями его деятельности, отказ от права оперативного управления, права постоянного (бессрочного) пользования согласован с Федеральным агентством железнодорожного транспорта; учитывая необходимость эффективного использования имущества, суды пришли к обоснованному выводу о том, что учреждение реализовало свое право на отказ от права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования спорным имуществом, и имеются правовые основания для передачи такого имущества в казну Российской Федерации.
Таким образом, иск удовлетворен правомерно.
Довод заявителя о нарушении судом правил о подсудности отклоняется.
В силу части 1 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. По месту нахождения недвижимого имущества также рассматриваются дела, в которых удовлетворение заявленного требования и его принудительное исполнение повлечет необходимость государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество или внесение записи в Единый государственный реестр прав в отношении сделок, подлежащих государственной регистрации (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество").
Поскольку спорное имущество находится в Оренбургской области (г. Орск), спор правомерно рассмотрен судом Арбитражным судом Оренбургской области.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2022 дело N А55-38295/2021 передано по подсудности для рассмотрения в Арбитражный суд Оренбургской области.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, являлись предметом исследования апелляционного суда и им дана надлежащая правовая оценка, указанные доводы подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения постановления суда апелляционного инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.06.2022 по делу N А47-5215/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.С.Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно представленным истцом в материалы дела скриншотам с портала Росимущества (т. 1 л.д. 40-46) спорные объекты недвижимого имущества находятся на ведомственном контроле ТУ Росимущества в Самарской области. Пакет документов от 24.01.2020 N 07-106 для принятия решения по вопросу прекращения права оперативного управления на здания и помещения, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком был предоставлен в адрес ТУ Росимущества в Самарской области и был принят к рассмотрению ответчиком без возражений относительно отсутствия у ТУ Росимущества в Самарской области компетенции (полномочий) по рассмотрению данного вопроса. Из материалов дела также усматривается, что ТУ Росимущества в Самарской области при рассмотрении заявления Университета совершало действия по обращению в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления для выяснения вопроса о востребованности недвижимого имущества, обращалось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, вело переписку с Университетом, при этом не указывало возражений относительно отсутствия у ТУ Росимущества в Самарской области компетенции (полномочий) по рассмотрению заявления. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ответчиком также не заявлялось указанных возражений, в силу чего ТУ Росимущества в Самарской области давало основания полагаться на его компетентность в рассматриваемом вопросе. С учетом имеющейся в деле переписки ТУ Росимущества в Самарской области с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, с ТУ Росимущества в Оренбургской области, положений пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, наличия возможности межведомственного взаимодействия различных территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом, апелляционный суд пришел к верному выводу о недоказанности апеллянтом невозможности исполнения вынесенного судебного акта.
...
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. По месту нахождения недвижимого имущества также рассматриваются дела, в которых удовлетворение заявленного требования и его принудительное исполнение повлечет необходимость государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество или внесение записи в Единый государственный реестр прав в отношении сделок, подлежащих государственной регистрации (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 января 2023 г. N Ф09-8567/22 по делу N А47-5215/2022