Екатеринбург |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А76-40014/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Тороповой М.В., Беляевой Н.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником Красовской М.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация Саргазинского сельского поселения, Администрация, заявитель жалобы) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.07.2022 по делу N А76-40014/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле N А76-40014/2021, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено судом округа путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации Саргазинского сельского поселения - Марочкин Д.В. (доверенность от 28.10.2022);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра по Челябинской области, Управление, регистрирующий орган) - Шишкина И.В. (доверенность от 27.01.2022 N 175);
Прокуратуры Челябинской области - Кашапова Р.М. (удостоверение).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Пантеон" (далее - общество "Пантеон") явку в судебное заседание не обеспечили. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
От Управления Росреестра по Челябинской области и Прокуратуры Челябинской области поступили в суд отзывы на кассационную жалобу, который приобщены к материалам дела на основании статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация Саргазинского сельского поселения обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Росреестра по Челябинской области о признании незаконными:
- решения об отказе в регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером 74:19:2003001:26 по договору аренды земельных участков от 26.04.2021, выраженного в уведомлении Управления от 29.10.2021 N КУВД-001/2021-29763676/3;
- решения об отказе в регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером 74:19:2003001:29 по договору аренды земельных участков от 26.04.2021, выраженного в уведомлении Управления от 29.10.2021 N КУВД-001/2021-29766022/3;
- решения об отказе в регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером 74:19:2003001:31 по договору аренды земельных участков от 26.04.2021, выраженного в уведомлении Управления от 29.10.2021 N КУВД-001/2021-29766870/3;
- решения об отказе в регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером 74:19:2003001:41 по договору аренды земельных участков от 26.04.2021, выраженного в уведомлении Управления от 29.10.2021 N КУВД-001/2021-29754282/3;
- решения об отказе в регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером 74:19:2003001:42 по договору аренды земельных участков от 26.04.2021, выраженного в уведомлении Управления от 29.10.2021 N КУВД-001/2021-29755245/3;
- решения об отказе в регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером 74:19:2003001:44 по договору аренды земельных участков от 26.04.2021, выраженного в уведомлении Управления от 29.10.2021 N КУВД-001/2021-29756265/3;
- решения об отказе в регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером 74:19:2003001:45 по договору аренды земельных участков от 26.04.2021, выраженного в уведомлении Управления от 01.11.2021 N КУВД-001/2021-29757160/3;
- решения об отказе в регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером 74:19:2003001:49 по договору аренды земельных участков от 26.04.2021, выраженного в уведомлении Управления от 29.10.2021 N КУВД-001/2021-29760517/3;
- решения об отказе в регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером 74:19:2003001:50 по договору аренды земельных участков от 26.04.2021, выраженного в уведомлении Управления от 29.10.2021 N КУВД-001/2021-29762637/3;
- решения об отказе в регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером 74:19:2003001:73 по договору аренды земельных участков от 26.04.2021, выраженного в уведомлении Управления от 29.10.2021 N КУВД-001/2021-29758351/3;
- решения об отказе в регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером 74:19:2003001:74 по договору аренды земельных участков от 26.04.2021, выраженного в уведомлении Управления от 29.10.2021 N КУВД-001/2021-29759475/3;
- об обязании Управления произвести государственную регистрацию права аренды земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:2003001:41, 74:19:2003001:42, 74:19:2003001:44, 74:19:2003001:45, 74:19:2003001:73, 74:19:2003001:74, 74:19:2003001:49, 74:19:2003001:50, 74:19:2003001:26, 74:19:2003001:29, 74:19:2003001:31 на основании представленного договора аренды земельных участков от 26.04.2021.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Пантеон", Прокуратура Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами по делу, Администрация Саргазинского сельского поселения обратилась в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций отменить по основаниям, установленным в частях 1, 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает неверным толкование, данное судами условиям концессионного соглашения от 13.04.2021 (пункты 1, 7.1-7.6, 7.9), заключенного с обществом "Пантеон", в том смысле, что Администрацией фактически передается последнему в ведение вновь обустраиваемое кладбище, включая осуществление выделение земельных участков под захоронения. Как настаивает заявитель, спорные условия концессионного соглашения означают лишь то, что гражданско-правовая обязанность концессионера выделять земельные участки на основании распорядительных актов органа местного самоуправления является лишь следствием реализации органом своих полномочий, такая обязанность не подменяет собой реализацию таких полномочий и не свидетельствует о переходе общественного кладбища в ведение хозяйственного субъекта.
Суждение судов о том, что создаваемое кладбище не относится ни к объектам коммунальной инфраструктуры, ни к объектам социального назначения, являясь специфическим сооружением для захоронения тел умерших, заявитель жалобы полагает основанным на неверном толковании положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле) и части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях).
Заявитель жалобы полагает также, что суды вышли за пределы заявленных требований, констатировав несоответствие оспариваемого договора аренды от 26.04.2021 и концессионного соглашения от 13.04.2021 действующему законодательству, тогда как в рамках настоящего дела требований о признании обозначенных сделок недействительными не заявлялось. Указывает на ошибочность выводов судов о том, что передача в ведение общества "Пантеон" общественного кладбища нарушает положения пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Закона о погребении и похоронном, не учитывающих то обстоятельство, что условия концессионного соглашения не предусматривают исключительное право концессионера оказывать ритуальные услуги на создаваемом кладбище.
Кроме того, заявитель жалобы отмечает, что в настоящее время проходит проверка соблюдения антимонопольного законодательства в отношении заключенного Администрацией концессионного соглашения от 13.04.2021, в связи с чем оспариваемыми судебными актами затрагиваются права и законные интересы Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, не привлеченного к участию в деле, что является безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
В отзывах на кассационную жалобу Управление Росреестра по Челябинской области и Прокуратура Челябинской области просят оставить решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций без изменения, считая их законными, а приведенные в жалобе доводы несостоятельными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения Совета депутатов Саргазинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области от 28.05.2014 N 346 "О необходимости создания новых мест захоронения и об организации ритуальных услуг" главе Саргазинского сельского поселения было поручено оформить земельный участок с видом разрешенного использования "для размещения кладбища" место нахождение "Ориентир - центр поселка Саргазы. Участок находится примерно в 2400 метров от ориентира по направлению на восток" для организации места захоронения, а также создать за счет имущества поселения муниципальное унитарное предприятие в сфере ритуальных услуг, обеспечить государственную регистрацию предприятия и право на землю.
Между Администрацией Саргазинского сельского поселения (концедент) и обществом "Пантеон" (концессионер) заключено концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию кладбища Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 13.04.2021 (далее также - концессионное соглашение), по условиям которого концессионер обязуется за свой счет создать кладбище Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (объект соглашения), описание, технико-экономические показатели которого приведены в разделе 11 настоящего соглашения, право собственности на которое будет принадлежать концеденту, и осуществлять деятельность по похоронному обслуживанию населения с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно пунктам 4.1, 4.3 концессионного соглашения для создания объекта соглашения (кладбища) и осуществления концессионной деятельности обществу "Пантеон" предоставляются 11 земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:2003001:26, 74:19:2003001:29, 74:19:2003001:31, 74:19:2003001:41, 74:19:2003001:42, 74:19:2003001:44, 74:19:2003001:45, 74:19:2003001:73, 74:19:2003001:74, 74:19:2003001:49, 74:19:2003001:50 совокупной площадью 285995 кв. м.
Во исполнение условий концессионного соглашения между Администрацией Саргазинского сельского поселения (арендодатель) и обществом "Пантеон" (арендатор) подписан договор аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, от 26.04.2021 (далее также - договор аренды), по условиям пунктов 1.1, 9.1 которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровыми номерами 74:19:2003001:41 (площадь 26001 кв. м), 74:19:21103001:42 (площадь 25999 кв. м), 74:19:2003001:44 (площадь 25999 кв. м), 74:19:2003001:45 (площадь 26000 кв. м), 74:19:2003001:73 (площадь 25998 кв. м), 74:19:2003001:74 (площадь 25998 кв. м), 74:19:2003001:49 (площадь 26001 кв. м), 74:19:2003001:50 (площадь 26000 кв. м), 74:19:2003001:26 (площадь 25992 кв. м), 74:19:2003001:29 (площадь 26007 кв. м), 74:19:2003001:31 (площадь 26000 кв. м), имеющие адресный ориентир: п. Саргазы; участок находится примерно в 1,8 км по направлению на юго-запад от ориентира, предоставляемый в аренду для ритуальной деятельности. Границы арендуемых участков указаны на прилагаемых к договору планах участков (приложение N 1), которые являются неотъемлемой частью настоящего договора.
Согласно пункту 3.1 договора аренды земельные участки предоставлены на основании протокола конкурсной комиссии от 23.03.2021 N 4 о подведении итогов открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию кладбища Саргазинского сельского поселения.
Согласно пункту 3.2 договора аренды земельные участки предоставляются арендатору для осуществления концессионной деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
Администрация и общество "Пантеон" подписали акт приема-передачи указанных земельных участков от 26.04.2021.
Администрация обратилась в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о государственной регистрации обозначенного договора аренды земельных участков от 26.04.2021.
При проведении правовой экспертизы представленных на регистрацию документов Управление пришло к выводу о том, что при заключении договора аренды земельных участков от 26.04.2021 его сторонами допущено нарушение требований законодательства о защите конкуренции, о погребении и похоронном деле, указав, что земли общественных кладбищ не могут быть объектом коммерческого использования на условиях передачи в аренду, в связи с чем уведомлениями от 29.10.2021 N КУВД-001/2021-29763676/3, N КУВД-001/2021-29766022/3, N КУВД-001/2021-29766870/3, N КУВД-001/2021-29754282/3, N КУВД-001/2021-29755245/3, N КУВД-001/2021-29756265/3, N КУВД-001/2021-29760517/3, N КУВД-001/2021-29762637/3, N КУВД-001/2021-29758351/3, N КУВД-001/2021-29759475/3, от 01.11.2021 N КУВД-001/2021-29757160/3 регистрирующий орган сообщил Администрации об отказе в совершении испрашиваемых регистрационных действий.
Полагая указанные отказы регистрирующего органа незаконными, а субъективное материальное право муниципального образования нарушенным, Администрация Саргазинского сельского поселения обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГНР) и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В статье 1 названного Закона указано, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в числе которых указаны следующие:
- лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости (пункт 1 части 1 статьи 26);
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26);
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26).
В силу статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае для государственной регистрации ограничения (обременения) - аренды в пользу общества "Пантеон" на земельные участки с кадастровыми номерами 74:19:2003001:26, 74:19:2003001:29, 74:19:2003001:31, 74:19:2003001:41, 74:19:2003001:42, 74:19:2003001:44, 74:19:2003001:45, 74:19:2003001:73, 74:19:2003001:74, 74:19:2003001:49, 74:19:2003001:50 в регистрирующий орган были представлены заявление от 21.07.2021 N КУВД-001/2021-29766022, а также договор аренды земельных участков от 26.04.2021, заключенный во исполнение концессионного соглашения от 13.04.2021.
Суды, давая правовую оценку обозначенным документам - основаниям для государственной регистрации, руководствовались положениями пункта 22 части 1 статьи 14, подпункта 23 части 1 статьи 16, части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 7, статей 9, 16, пунктами 1, 4 статьи 18, пунктом 2 статьи 25, пунктом 2 статьи 29 Закона о погребении и похоронном деле в их взаимосвязи и обоснованно исходили из того, что по смыслу приведенных норм возможность передачи общественных кладбищ, включая передачу земельных территорий, занятых общественными кладбищами, в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, действующим законодательством не предусмотрена. Нахождение общественного кладбища в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним функций выделения земельных участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречит законодательству.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2011 N 17206/10.
Суды, руководствуясь положениями статей 3, 4 Федерального закона о концессионных соглашениях, также верно указали, что кладбища не относятся ни к одному из объектов соглашений, предусмотренных настоящим Законом, в силу чего заключение концессионного соглашения в отношении объектов, не указанных в данном перечне, нельзя признать соответствующим требованиям данного Закона.
Суды также приняли во внимание положения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которыми запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе, функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Поскольку договор аренды земельных участков от 26.04.2021 был подписан его сторонами во исполнение условий концессионного соглашения от 13.04.2021 в отношении объекта - кладбище Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, в отношении которого такое концессионное соглашение не могло быть заключено, земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение), а наделение общества "Пантеон" как хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления по вопросам похоронного дела является недопустимым в силу норм действующего законодательства, вывод судов о соответствии оспариваемых решений Управления, выраженных в уведомлениях от 29.10.2021 N КУВД-001/2021-29763676/3, N КУВД-001/2021-29766022/3, N КУВД-001/2021-29766870/3, N КУВД-001/2021-29754282/3, N КУВД-001/2021-29755245/3, N КУВД-001/2021-29756265/3, N КУВД-001/2021-29760517/3, N КУВД-001/2021-29762637/3, N КУВД-001/2021-29758351/3, N КУВД-001/2021-29759475/3, от 01.11.2021 N КУВД-001/2021-29757160/3, положениям статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ является правомерным.
Вопреки доводам кассационной жалобы, констатировав, что спорные концессионное соглашение и договор аренды заключены органом местного самоуправления в нарушение установленных гражданским, земельным, антимонопольным законодательством требований, суды не вышли за пределы заявленных в рамках настоящего дела требований, учитывая, что документы, которые по форме и (или) по содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, не могут являться основаниями для государственной регистрации права (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
Отклоняя доводы Администрации о том, что она, действуя в интересах муниципального образования, вправе самостоятельно определять способы решения вопросов местного значения исходя из предоставленных ей полномочий, в том числе выступать стороной в концессионных соглашениях, что выбор конкретного способа решения вопроса местного значения относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления и не может быть предметом рассмотрения уполномоченными органами или судом вне контекста законности действий органа местного самоуправления, апелляционный суд верно указал, что решение вопросов местного значения не должно вступать в противоречие с действующим законодательством и существующим правовым регулированием соответствующих отраслей деятельности.
Довод Администрации о том, что общественное кладбище может быть отнесено к объектам коммунальной инфраструктуры сельского поселения либо к объектам социального назначения, рассмотрен и отклонен апелляционным судом как нормативно не подтвержденный с учетом положений пункта 1 статьи 4 Закона о погребении и похоронном деле о местах погребения.
Таким образом, суды полно и всесторонне оценили доводы сторон спора и представленные ими доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и дали им надлежащую правовую оценку. Выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных нижестоящими судами, а равно и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального или процессуального права, а лишь указывают на несогласие кассатора с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и доказательств, на основании которых они установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа также не выявлено.
Довод кассационной жалобы о том, что обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, судом округа отклоняется на основании следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения, постановления арбитражного суда в любом случае является принятие судом решения, постановления о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо.
В данном случае обжалуемыми судебными актами права Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области относительно предмета спора не установлены, какие-либо обязанности на него не возложены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.07.2022 по делу N А76-40014/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку договор аренды земельных участков от 26.04.2021 был подписан его сторонами во исполнение условий концессионного соглашения от 13.04.2021 в отношении объекта - кладбище Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, в отношении которого такое концессионное соглашение не могло быть заключено, земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение), а наделение общества "Пантеон" как хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления по вопросам похоронного дела является недопустимым в силу норм действующего законодательства, вывод судов о соответствии оспариваемых решений Управления, выраженных в уведомлениях от 29.10.2021 N КУВД-001/2021-29763676/3, N КУВД-001/2021-29766022/3, N КУВД-001/2021-29766870/3, N КУВД-001/2021-29754282/3, N КУВД-001/2021-29755245/3, N КУВД-001/2021-29756265/3, N КУВД-001/2021-29760517/3, N КУВД-001/2021-29762637/3, N КУВД-001/2021-29758351/3, N КУВД-001/2021-29759475/3, от 01.11.2021 N КУВД-001/2021-29757160/3, положениям статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ является правомерным.
Вопреки доводам кассационной жалобы, констатировав, что спорные концессионное соглашение и договор аренды заключены органом местного самоуправления в нарушение установленных гражданским, земельным, антимонопольным законодательством требований, суды не вышли за пределы заявленных в рамках настоящего дела требований, учитывая, что документы, которые по форме и (или) по содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, не могут являться основаниями для государственной регистрации права (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
...
Довод Администрации о том, что общественное кладбище может быть отнесено к объектам коммунальной инфраструктуры сельского поселения либо к объектам социального назначения, рассмотрен и отклонен апелляционным судом как нормативно не подтвержденный с учетом положений пункта 1 статьи 4 Закона о погребении и похоронном деле о местах погребения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 января 2023 г. N Ф09-8958/22 по делу N А76-40014/2021