Екатеринбург |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А07-13940/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Поротниковой Е. А. рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Иглинский весовой завод" (далее - заявитель, общество, АО "Иглинский весовой завод") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2022 по делу N А07-13940/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по указанному делу.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения установленного определением суда о принятии жалобы к производству срока для представления отзыва на нее.
АО "Иглинский весовой завод" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об изменении постановления Федеральной таможенной службы России Приволжское таможенное управление Башкортостанская таможня (далее - административный орган, таможенный орган, Башкортостанская таможня) от 21.04.2022 N 10401000- 435/2022 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2022 по делу N А07-13940/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 29 АПК РФ, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АО "Иглинский весовой завод" просит указанные судебные акты отменить.
Заявитель жалобы, не оспаривая факта совершения вмененного ему правонарушения, полагает, что имеются основания для применения части 3 статьи 3.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") и для замены штрафа на предупреждение.
В обоснование возможности замены денежного штрафа на предупреждение по спорному постановлению, указывает, что в соответствии с положениями части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в данном случае административное наказание должно быть назначено как за совершение одного административного правонарушения в совокупности с иными, указанными в жалобе эпизодами выявленного таможенным органом правонарушения, поскольку в отношении общества по результатам одной проведенной таможней проверки от 18.03.2022 за аналогичные правонарушения были возбуждены четыре отдельных административных дела с составлением самостоятельных протоколов и вынесением самостоятельных постановлений об административных правонарушениях по каждому эпизоду. При рассмотрении законности указанных постановлений таможенного органа, арбитражным судом рассмотрены четыре дела - NN А07-13943/2022, А07-13942/2022, А07-13944/2022 и настоящее дело N А07-13940/2022, по двум из которых имеются вступившие в законную силу и не обжалованные судебные акты (А07-13942/2022 и А07-13944/2022) с применением норм КоАП РФ, улучшающих положение лица, привлекаемого к административной ответственности с заменой назначенных административных штрафов на предупреждение.
В отзыве на кассационную жалобу таможня, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, АО "Иглинский весовой завод" в апреле 2021 года отгружен товар в Республику Казахстан в адрес ТОО "КазЛабПрибор" по договору от 25.03.2021 N 025.
Согласно сведениям из базы данных КПС "Статистическое декларирование" обществом статистическая форма учета перемещения товаров по данной отгрузке в таможенный орган не предоставлялась.
По данному факту таможней в отношении АО "Иглинский весовой завод" составлен протокол об административном правонарушении от 06.04.2022 N 10401000-000432/2022 по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, и 21.04.2022 вынесено постановление N 10401000-432/2022 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Общество, не оспаривая самого факта допущенных нарушений, обратилось в арбитражный суд с заявлением о замене административного штрафа на предупреждение.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды исходили из доказанности таможенным органом состава вменяемого административного правонарушения в действиях (бездействии) общества.
Выводы судов являются правильными.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляют следующие противоправные деяния: непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статформы; представление в таможенный орган статформы, содержащей недостоверные сведения.
Обязанность представлять в таможенный орган статформу возложена на российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Согласно пунктам 1 и 3 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" (далее - Правила ведения статистики взаимной торговли), Правила определяют порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Союз) в отношении товаров, полученных российским лицом в Российской Федерации с территорий государств - членов Союза или отгруженных российским лицом из Российской Федерации на территории государств - членов Союза (далее - статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации), статистическую форму учета перемещения товаров согласно приложению N 1 (далее - статистическая форма) и Правила заполнения статистической формы учета перемещения товаров согласно приложению N 2.
Ведение статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Методологией и включает в себя сбор статистических форм, обработку содержащихся в них сведений, проверку достоверности представленных в статистической форме сведений, включая запрос у лица, указанного в пункте 5 настоящих Правил, дополнительной информации, а также формирование, опубликование и представление данных статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза.
Представление данных статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В силу пунктов 5 и 6 Правил ведения статистики взаимной торговли, российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
В соответствии с пунктами 8 - 12 Правил ведения статистики взаимной торговли, статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
Статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.
Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, из материалов дела следует и обществом не оспаривается, что, исходя из требований Правил ведения статистики, статистическую форму учета за товары, отгруженные в апреле 2021 года, общество должно было представить в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором товары отгружены, т.е. до 19.05.2021 включительно.
Между тем, в нарушение указанных требований заявителем статистическая форма учета за отчетный период апрель 2021 года в таможенный орган в установленный законом срок не представлена.
Факт нарушения заявителем вышеприведенных требований нормативно-правовых актов, как они отражены в оспариваемом постановлении, установлен судом первой инстанции, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении и заявителем документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения исследован таможенным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, свидетельствующих о том, что юридическим лицом своевременно предпринимались исчерпывающие меры по соблюдению требований действующего законодательства, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах выводы судов о доказанности административным органом состава вменяемого административного правонарушения в бездействии общества по непредставлению статформы за апрель 2021 г. являются правильными.
Проверив соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, надлежащие извещения общества о времени и месте составления протокола, вынесения постановления, соблюдения срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, суды обоснованно не установили нарушений.
Между тем, при кассационном рассмотрении дела суд округа полагает необходимым принять во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Так 06.04.2022 вступил в силу Федеральный закон от 23.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ), которым статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В материалы суда судом первой инстанции приобщено извещение от 14.03.2022 исх. N 03-04-12/03144 (л.д.40 том 1) о вызове 18.03.2022 на составление протокола об административном правонарушении, из которого судом сделан вывод о надлежащем извещении общества о времени и месте составления протокола в отношении непредставления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров на отгрузку товара в Республику Казахстан, в том числе за апрель 2021 года, что явилось основанием для вынесения постановления, оспариваемого обществом в настоящем деле.
Из указанного извещения видно также, что в рамках проведения той же проверки общество приглашается на 18.03.2022 для составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7.13 КоАП РФ за непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров на отгрузку товара в Республику Казахстан не только за апрель, но и за иные периоды (за июнь, июль, октябрь 2021 года).
Таким образом, факт возбуждения четырех отдельных административных дел с составлением самостоятельных протоколов и вынесением самостоятельных постановлений об аналогичных административных правонарушениях материалами дела подтверждается.
Соответственно, принимая во внимание положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в данном случае возможен к применению вывод о том, что общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в статью 4.1.1 КоАП РФ внесены изменения, улучшающие положение хозяйствующих субъектов, не внесенных в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку предусматривают возможность замены денежного штрафа на предупреждение при сохранении иных условий такого применения лицам, совершившим административное правонарушение, безотносительно к наличию у них статуса субъекта малого предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в новой редакции, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ не содержит исключения в применении в отношении статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Таким образом, запрет на замену денежного штрафа на предупреждение в отношении общества, как лица, не являющегося субъектом малого предпринимательства, отменен, что улучшает положение общества.
Проверяя довод общества о том, что при рассмотрении законности четырех постановлений таможенного органа, вынесенных при проведении проверки от 18.03.2022 (за нарушения представления статистической отчетности за поставки в апреле, июне, июле, октябре 2021), арбитражным судом рассмотрены четыре дела - N N А07-13943/2022 (за октябрь), А07-13942/2022 (за июнь), А07-13944/2022 (за июль) и настоящее дело N А07-13940/2022 (за апрель), по двум из которых имеются вступившие в законную силу и не обжалованные судебные акты (А07-13942/2022 и А07-13944/2022) с применением норм КоАП РФ, улучшающих положение лица, привлекаемого к административной ответственности с заменой назначенных административных штрафов на предупреждение, суд округа полагает следующее.
Согласно пункту 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, является неисполнение постановления о назначении административного наказания.
Исходя из смысла разъяснения, содержащегося в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", правовое значение имеет неисполнение полностью или частично решения (постановления) о привлечении к ответственности к моменту устранения ответственности, то есть на дату вступления в силу закона, устранившего такую ответственность.
Поскольку в настоящем деле положения КоАП РФ, улучшающие положение общества, на стадии судов первой и апелляционной инстанций применены не были, а постановление административного органа, оспариваемого в настоящем деле, как указывает заявитель кассационной жалобы и не опровергает административный орган, не исполнено, следует новые нормы КоАП РФ применить на стадии кассационного рассмотрения дела с тем, чтобы исполнить волю законодателя по снижению административного бремени на хозяйствующие субъекты в случаях, указанных в законе.
При таких обстоятельствах судебные акты, принятые судами по настоящему делу, следует оставить без изменения, административный штраф в размере 20 000 руб., назначенный постановлением административного органа от 21.04.2022 N 10401000-432/2022 заменить на предупреждение, в связи с чем признать указанное постановление, при его неисполнении на дату изготовления в полном объеме судебного акта суда кассационной инстанции, не подлежащим исполнению в части взыскания денежного штрафа.
Государственная пошлина в сумме 3000 руб., в подтверждение оплаты которой общество представило с кассационной жалобой копию платежного поручения от 25.11.2022 N 424, может быть возвращена через суд первой инстанции как излишне уплаченная, при представлении в материалы дела подлинники платежного поручения с отметкой банка о зачислении пошлины в бюджет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2022 по делу N А07-13940/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2022 по указанному делу оставить без изменения.
Постановление Федеральной таможенной службы России Приволжское таможенное управление Башкортостанская таможня от 21.04.2022 N 10401000-435/2022 при его неисполнении на 31.01.2023, признать не подлежащим исполнению в части взыскания денежного штрафа в размере 20 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ не содержит исключения в применении в отношении статьи 19.7.13 КоАП РФ.
...
Согласно пункту 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, является неисполнение постановления о назначении административного наказания.
Исходя из смысла разъяснения, содержащегося в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", правовое значение имеет неисполнение полностью или частично решения (постановления) о привлечении к ответственности к моменту устранения ответственности, то есть на дату вступления в силу закона, устранившего такую ответственность."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31 января 2023 г. N Ф09-9764/22 по делу N А07-13940/2022