Екатеринбург |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А60-54955/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (далее - общество "Элемент-Трейд", ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.05.2022 по делу N А60-54955/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Элемент-Трейд" - Белоусова Л.О. (доверенность от 26.10.2022).
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее - общество "Компания "Рифей", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу "Элемент-Трейд" о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами (далее - ТКО) за июль 2021 года в сумме 182 765 руб. 92 коп., пеней за просрочку оплаты долга за период с 11.08.2021 по 17.10.2021 в размере 5 960 руб. 22 коп. с продолжением начисления пени, начиная с 18.10.2021 по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.05.2022, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и на нарушение законодательства, регулирующего обращение с ТКО, общество "Элемент-Трейд" просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Ответчик настаивает на том, что на территории АПО-1 отсутствуют действующие объекты обработки и утилизации ТКО, в связи с чем выводы судов о неправомерности коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО вследствие отсутствия доказательств раздельного накопления, а также отсутствия спорных площадок (мест накопления) в соответствующем реестре, является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Компания "Рифей" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, общество "Компания "Рифей" в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО в Северной зоне (АПО-1) Свердловской области от 18.05.2018, заключенным с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области, является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности: Северное административно-производственное объединение (АПО-1) Свердловской области.
Между обществом "Компания "Рифей" (региональный оператор) и обществом "Элемент-Трейд" (потребитель) заключены договоры на оказание услуг по обращению с ТКО: N РФ03КО0102000116 от 01.06.2020 (далее - договор N 116), согласно пункту 12 которого учет объема ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО;
N РФ03КО0102000117 от 01.06.2020 (далее - договор N117), согласно пункту 12 которого учет объема ТКО производится исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
В соответствии с пунктом 6 договоров ответчик оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, равной величине утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора
В подтверждение факта оказания услуг по обращению с ТКО на сумму 1 102 292 руб. региональный оператор представил универсальный передаточный документ N 21073100036/66/713 от 31.07.2021.
Подпунктом "г" пункта 9 указанных договоров N N 116 и 117 предусмотрено право регионального оператора в случае выявления недостоверности информации, предоставленной потребителем и использованной региональным оператором для начисления стоимости услуги по обращению с ТКО, произвести перерасчет размера платы за оказанные услуги по обращению с ТКО за те периоды, по которым расчеты были произведены на основании такой недостоверной информации.
В октябре 2020 года истцом проведены проверочные мероприятия на наличие установленных в законном порядке контейнерных площадок и контейнеров в отношении следующих объектов ответчика, в результате которых выявлено, что контейнерные площадки, а также контейнеры, соответствующие нормативным требованиям, указанные ответчиком при заключении договора N 117, в действительности отсутствуют, в том числе по адресу: г. Нижняя Тура, ул. Скорынина, д. 2; г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, д. 46.
В ноябре 2020 года региональным оператором проведены вышеупомянутые мероприятия в отношении объектов потребителя, выявлено отсутствие контейнерных площадок: г. Краснотурьинск, ул. Ленина, д. 45/1.
В связи с обращениями потребителя об исключении указанных объектов из договора N 117 и включении в договор N 116, в декабре 2020 года региональным оператором произведен перерасчет услуги по обращению с ТКО по нормативу по следующим объектам:
г. Краснотурьинск, ул. Радищева, 2; г. Краснотурьинск, ул. Попова, д. 65; г. Нижний Тагил, ул. Вагоностроителей, д. 26а; г. Североуральск, ул. Ленина, д.42.
Региональным оператором составлено дополнительное соглашение N 005 от 11.12.2020 к договору N 116 о включении вышеуказанных объектов в договор и направлено в адрес потребителя.
В феврале 2021 года сторонами заключено дополнительное соглашение N 006 от 15.02.2021 к договору N 116 на включение в договор объекта по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Попова, д.12А.
Также в марте 2021 года региональным оператором проведена проверка в отношении объектов потребителя, выявлено отсутствие контейнерных площадок: г. Североуральск, ул. Комсомольская, д. 13;
г. Нижний Тагил, ул. Захарова, д. 2; г. Верхняя Салда, ул. Сабурова, д. 6; г. Верхняя Салда, ул. Карла Либкнехта, д. 18; г. Верхняя Салда, ул. Воронова, 4 к.1.
Региональным оператором составлено дополнительное соглашение N 009 от 31.03.2021 к договору N 116 о включении вышеуказанных объектов в договор и направлено в адрес потребителя.
В период с декабря 2021 года по апрель 2022 года составлены акты совместного обследования объектов ответчика.
Согласно реестрам мест накопления ТКО по объектам: г. Нижняя Тура, ул. Скорынина, д.2 - контейнерное оборудование не зарегистрировано; г. Краснотурьинск, ул. Попова 65 - контейнерное оборудование зарегистрировано (без указания даты); г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, д.46 - контейнерное оборудование не зарегистрировано; г. Нижний Тагил, ул. Вагоностроителей, д.26а - контейнерное оборудование не зарегистрировано; г. Нижний Тагил, ул. Попова, д.12А - контейнерное оборудование зарегистрировано с 20.12.2021; г. Нижний Тагил, ул. Захарова, д.2 - контейнерное оборудование зарегистрировано с 20.12.2021; г. Верхняя Салда, ул. Карла Либкнехта, д.18 - контейнерное оборудование не зарегистрировано; г. Верхняя Салда, ул. Сабурова 6 - контейнерное оборудование зарегистрировано (без указания даты); г. Верхняя Салда, ул. Воронова, 4 к.1 - контейнерное оборудование не зарегистрировано.
Акты обследования контейнерной площадки по адресу:
г. Североуральск, ул. Комсомольская 13, г. Краснотурьинск, ул. Рюмина, 1 составлены в апреле 2022 года.
Поскольку региональный оператор выявил факт отсутствия контейнерных площадок и контейнеров, им произведен перерасчет задолженности потребителя по вышеуказанным объектам в соответствии с нормативом накопления ТКО, согласно которому на стороне потребителя за июль 2021 года имеется задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО в размере 182 765 руб. 92 коп.
Общество "Компания Рифей", ссылаясь на то, что общество "Элемент-Трейд" не оплатило оказанные услуги по вывозу ТКО в размере, рассчитанном исходя из нормативов накопления ТКО, обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 309, 310, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и исходили из доказанности факта оказания услуг по обращению с ТКО на заявленную сумму, правомерности произведенного перерасчета и наличия задолженности по оплате оказанных услуг, в связи с чем взыскали с ответчика в пользу истца задолженность в сумме 182 765 руб. 92 коп., а также пени за период с 11.08.2021 по 17.10.2021 в размере 5 960 руб. 22 коп., с продолжением ее начисления, начиная с 18.10.2021 по 31.03.2022 (с учетом Постановлений Правительства РФ от 26.03.2022 N474 и 28.03.2022 N 497).
Оснований для иных выводов, чем те, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанций, суд округа не усматривает в связи со следующим.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Не оспаривая факта оказания услуг по обращению с ТКО, ответчик настаивает на ошибочности произведенного региональным оператором расчета. По расчетам общества "Элемент-Трейд" задолженность по оплате услуг за спорный период составляет 32 689 руб. 29 коп.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила коммерческого учета).
Исходя из пункта 1 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, данные Правила устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
На основании подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В пункте 6 Правил коммерческого учета установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а"пункта 5 этих Правил.
Из пункта 8 Правил коммерческого учета следует, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 данных Правил.
Судами первой и апелляционной инстанций с учетом материалов дела и пояснений истца установлено, что по ряду объектов ответчика коммерческий учет объема ТКО производится исходя из норматива, утвержденного Постановлением Региональной энергетической комиссией от 30.08.2017 N 77-ПК, в связи с отсутствием на объектах соответствующих средств измерения, т.е. контейнеров.
По остальным объектам региональным оператором определен коммерческий учет расчетным путем в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления и периодичности вывоза в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Согласно пункту 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 10 Правил N 1156 устанавливает перечень способов складирования ТКО в местах накопления ТКО, а именно в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 15 Правил обращения с ТКО).
Учитывая предусмотренное сторонами в подпункте "г" пункта 9 договоров право регионального оператора в случае выявления недостоверности информации, предоставленной потребителем и использованной региональным оператором для начисления стоимости услуги по обращению с ТКО, произвести перерасчет размера платы, установив, что истцом представлены доказательства того, что на предшествующий спорному месяцу (июль 2021 года) период спорные контейнеры в местах накопления ТКО отсутствовали, в подтверждение чего представлены соответствующие акты обследования, суды обоснованно заключили, что исходя из выявленных фактов отсутствия контейнеров и контейнерных площадок на спорных объектах потребителя, обществом "Компанией Рифей" коммерческий учет объема ТКО правомерно производился исходя из норматива накопления ТКО.
С учетом того, что факт оказания услуг ответчику на заявленную истцом сумму подтвержден, относимых доказательств, опровергающих расчет истца, ответчиком не представлено, суды, в отсутствие документального контррасчета, а также иных доказательств, опровергающих оказание услуг, признали произведенный перерасчет стоимости оказанных услуг, исходя из обнаруженного отсутствия контейнеров на объектах потребителя, законным, и, проверив расчет задолженности, признали его верным, обоснованно удовлетворив исковые требования в заявленном объеме.
Установив нарушение потребителем сроков оплаты оказанных услуг, суды на основании статьи 330, статьи 331 ГК РФ, пункта 18 договоров, проверив расчет неустойки, также признали его верным и удовлетворили требования о взыскании неустойки за соответствующий период (с учетом Постановлений Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 и 28.03.2022 N 497 о введении моратория).
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Все доводы общества "Элемент-Трейд", приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование кассатором положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.05.2022 по делу N А60-54955/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-трейд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 10 Правил N 1156 устанавливает перечень способов складирования ТКО в местах накопления ТКО, а именно в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
...
Установив нарушение потребителем сроков оплаты оказанных услуг, суды на основании статьи 330, статьи 331 ГК РФ, пункта 18 договоров, проверив расчет неустойки, также признали его верным и удовлетворили требования о взыскании неустойки за соответствующий период (с учетом Постановлений Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 и 28.03.2022 N 497 о введении моратория)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31 января 2023 г. N Ф09-9027/22 по делу N А60-54955/2021