Екатеринбург |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А50-2629/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу потребительского гаражного кооператива N 70 на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.06.2022 по делу N А50-2629/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Пермское краевое государственное унитарное предприятие "Теплоэнерго" (далее - ПКГУП "Теплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к потребительскому гаражному кооперативу N 70 (далее - кооператив, ответчик) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 17.06.2020 N 205414697 за период с января 2019 по декабрь 2020 в сумме 467 290 руб. 37 коп.
Определением суда от 12.05.2022 произведена замена ПКГУП "Теплоэнерго" на акционерное общество "Пермский региональный оператор ТКО" (далее - общество "ПРО ТКО", истец) в порядке процессуального правопреемства.
Решением суда от 27.06.2022 заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кооператив просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что услуги в соответствии с договором от 17.06.2020 N 205414697 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 истцом не оказаны и материалами дела не подтверждаются, в связи с чем кооператив не должен нести обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), которые не были оказаны в спорный период.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ПРО ТКО" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что с 1 января 2019 года общество "ПРО ТКО" наделено статусом Регионального оператора по обращению с ТКО в Пермском крае.
Между Региональным оператором и кооперативом 17.06.2020 заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителем юридическим лицом в нежилом помещении N 205414697.
В соответствии с пунктом 24 договора условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2019.
Согласно Приложению N 1 к договору расчетная единица - 1 машино-место, показатель расчетной единицы - 221.0, количество принимаемых ТКО за период действия договора 416.18364 тонн, место накопления ТКО - ул. Верхне-Муллинская, д. 109.
Сторонами 18.12.2020 заключено дополнительное соглашение об определении с 01.01.2021 количества принимаемых отходов за период действия договора 31.86274 тонн, место накопления ТКО - ул. Верхне-Муллинская, д. 119 Б.
По доводам истца, являясь региональным оператором в период времени с января 2019 по декабрь 2020 оказал услуги по обращению с ТКО кооперативу, предъявив последнему к оплате счет на сумму 500 995 руб. 98 коп., который ответчиком не оплачен в полном объеме, в результате чего образовалась задолженность в размере 467 290 руб. 37 коп.
Вынесенный арбитражным судом по заявлению истца 11.02.2021 судебный приказ по делу N А50-1858/2021 определением суда от 13.01.2022 отменен ввиду поступления возражений от ответчика относительно исполнения судебного приказа.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требовании, исходил из того, что истец вывозит ТКО со всех контейнерных площадок общего доступа на территории Пермского края, вне зависимости от места складирования ТКО пользователями гаражного кооператива, в связи с чем пришел к выводу, что истцом была оказана в спорный ответчику услуга по вывозу ТКО в предъявленном объеме (по нормативу).
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
На основании пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заявлению заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
На основании части 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 N СЭД-46-04-02-97 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для гаражей, парковок закрытого типа 191,51 кг/год/1,77 куб.м/год на 1 машино-место.
Во исполнение решения Пермского краевого суда от 16.12.2020 по делу N 3а-1212/2020, апелляционного определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции N 9-о по делу N 66а-1219/2021, установлен предельный единый тариф регионального оператора по обращению с ТКО ПКГУП "Теплоэнерго" на территории Пермского края на период с 1 января 2019 по 31.12.2019 в размере 5887,49 руб./тонну.
Во исполнение решения Пермского краевого суда по делу N 3а-759/2020 от 21.12.2020, апелляционного определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17.06.2021 по делу N 66а-1580/2021, Министерство тарифного регулирования энергетики Пермского края приняло постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 24.07.2021 N 10-о, утвердив предельный единый тариф регионального оператора по обращению с ТКО ПКГУП "Теплоэнерго" на территории Пермского края на период с 01.01.2020 по 31.12.2022.
Постановлением Министерства тарифного регулирования энергетики Пермского края от 20.12.2021 N 40-о внесены изменения в приложения 2,3 к постановлению Министерства тарифного регулирования энергетики Пермского края приняло постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 24.07.2021 N 10-о.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Судами установлено, что расчет объема оказанных в период с января 2019 года по декабрь 2020 года услуг произведен истцом с учетом вышеуказанных нормативов и тарифов в отсутствие в спорный период между сторонами соглашения об ином порядке определения объема ТКО.
Доказательств наличия контейнеров, расположенных на территории кооператива в спорный период и их количества, в материалы дела не представлено.
Вопреки требованиям истца о взыскании задолженности за услуги по вывозу ТКО, ответчик ссылается на то обстоятельство, что в спорный период место (площадка) для складирования ТБО отсутствовала, соответственно, истец услуги не оказывал, поскольку члены кооператива вывозили мусор по месту жительства, кроме того часть гаражей по различным причинам фактически не используется (смерть собственника, отсутствие надобности, продажа транспортного средства), следовательно, предъявленный объем ТКО не образовался.
Вместе с тем указанные доводы кооператива обоснованно отклонены судами, поскольку фактически у ответчика образовывается и накапливается ТКО, в связи с чем возникает необходимость в его вывозе и дальнейшей утилизации.
Надлежащих доказательств самостоятельного вывоза ТКО за весь спорный период в материалы дела не представлено
Судами обоснованно учтено, что в непосредственной близости с кооперативом, расположенным по адресу: ул. Верхне-Муллинская, д. 119 Б, находится открытая площадка накопления отходов жилого частного сектора (ул. Пойменная, 1А), что также свидетельствует о возможности складирования отходов пользователями гаражей на данную площадку.
Кроме того из материалов дела следует, что администрацией Индустриального района г. Перми в лице первого заместителя администрации района Гилева Евгения Григорьевича по заявке собственника места (площадки) накопления ТКО - кооператива, в лице Маматова Бигата Ахматзаиловича, принято решение о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО по адресу: г. Пермь, ул. Верхне-Муллинская, д. 119 Б.
Таким образом, учитывая, что истец вывозит ТКО со всех контейнерных площадок общего доступа на территории Пермского края, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истцом была оказана в спорный период услуга по вывозу ТКО и ответчику в предъявленном объеме (по нормативу).
Следовательно, суды сделали верный вывод об оказании региональным оператором услуг надлежащим образом в заявленном размере.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного обществом "ПРО ТКО" иска.
Изложенные в кассационной жалобе доводы кооператива, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку по своей сути не затрагивают вопросов правильности применения судами норм права, а сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой имеющейся доказательственной базы. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда округа отсутствуют (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального права не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.06.2022 по делу N А50-2629/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу потребительского гаражного кооператива N 70 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 февраля 2023 г. N Ф09-9799/22 по делу N А50-2629/2022