Екатеринбург |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А50-11357/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Вдовина Ю.В., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Пермского края от 22.06.2022 по делу N А50-11357/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Пермского края прибыли представители:
Министерства - Спренгель А.И. (доверенность от 25.10.2022), Чернобровкин С.В. (доверенность от 11.04.2022);
общества с ограниченной ответственностью "Западуралнеруд" (далее - общество) - Леппа Ф.Н. (доверенность от 02.09.2021, удостоверение адвоката).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края, к Министерству о признании недействительными: решения об отказе в изменении условий лицензии N ПЕМ 80048 ТЭ (письмо от 12.02.2021 N 30-01-20.2-655); приказа от 05.05.2021 N 30-01-02-593 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии N ПЕМ 80048 ТЭ и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов (с учетом уточнения исковых требований принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.06.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Министерство просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, обществом неоднократно инициировались внесения изменений в лицензию по причине неисполнения им существенных условий лицензии (в 2009, 2010, 2012, 2015 гг.). При этом Министерство со ссылкой на статью 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) отмечает, что внесение изменений в условия лицензии является правом Министерства.
Министерство также ссылается на то, что обществом не представлены доказательства сокращения производственных и инвестиционных программ, снижения спроса на щебень, спада в строительной отрасли вследствие распространения новой коронавирусной инфекции.
Кроме того, Министерство указывает на то, что основанием для досрочного прекращения действия лицензии является неисполнение ее условий, критерием же неэффективности является нарушение условий пользования недрами и в данном случае невыполнение существенного условия лицензии по обеспечению минимального годового уровня добычи полезного ископаемого в 2019 г. в количестве 150 тыс. м3 (добыто лишь 9 тыс. м3).
В связи с этим Министерство считает ошибочными выводы судов о том, что обратившись в Министерство 16.10.2020, обществом в письме было выражено намерение о приостановлении работ по лицензии в связи с распространением новой короновирусной инфекции.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 07.11.2008 обществу выдана лицензия N ПЕМ 80048 ТЭ на право пользования недрами с целью разведки и добычи известняков южной части Северного участка Губахинского месторождения, расположенного вблизи Губахинского городского округа Пермского края, участок недр имеет статус горного отвода. Дата окончания действия лицензии 01.11.2033. Общество обязалось ввести месторождение в эксплуатацию до 31.12.2018 г. и выйти на минимальный годовой уровень добычи щебня в количестве 150 тыс. м3 не позднее 2019 г.; 300 тыс. м3 не позднее 2020 г.
Министерством 04.02.2020 обществу направлено уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии N ПЕМ 80048 ТЭ в связи с невыполнением существенного условия - в 2019 г. недропользователем не обеспечен выход на минимальный годовой уровень добычи полезного ископаемого в количестве 150 тыс. м3 (первая очередь отработки лицензионного участка), что является нарушением существенных условий лицензии и основанием для досрочного прекращения права пользования недрами согласно пункту 2 и 5 статьи 19 Закона Пермского края от 09.11.2012 N 114-ПК "О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края" (далее - Закон N 114-ПК). Обществу предложено устранить нарушение в течение 12-ти месяцев со дня его получения (до 07.02.2021) и представить Министерству документы, подтверждающие устранение допущенных нарушений.
В ответ на уведомление обществом 16.10.2020 в Министерство направлено письмо, в котором заявитель просил продлить сроки выполнения условий лицензии, касающиеся объемов добычи, поскольку в связи с распространением коронавирусной инфекции строительство и разработка месторождения была приостановлена.
Министерство названное письмо расценило как заявку на внесение изменений в лицензию и 12.11.2020 сообщило о не соответствии письма от 16.10.2020 требованиям, предъявляемым к заявке на внесение изменений в лицензию.
Общество 14.12.2020 обратилось в Министерство с заявкой о внесении изменения в подпункт "г" пункта 4.1 приложения 1 к лицензии N ПЕМ 80048 ТЭ, предложив установить следующие показатели по выходу на минимальный годовой уровень добычи полезного ископаемого в количестве: 0 тыс. м3 - с 2020 г.; 20 тыс. м3 - с 2021 г.; 50 тыс. м3 - с 2022 г.; 100 тыс. м3 - с 2023 г.
Министерство письмом от 12.02.2021 N 30-01-20.2-655 отказало обществу в изменении условий лицензии со ссылкой пункт 4.2.8 Порядка внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр местного значения, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 30.03.2018 N СЭД-30-01-02-376, ввиду несоответствия предложений заявителя требованиям по рациональному использованию недр, установленным законодательством Российской Федерации.
Письмом от 17.03.2021 Министерством Обществу предложено представить документы об устранении нарушений в срок до 31.03.2021, а также разъяснено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона N 114-ПК.
Министерством издан приказ от 05.05.2021 N 30-01-02-593 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии N ПЕМ 80048 ТЭ. В соответствии с пунктом 2 приказа общество обязано провести консервацию предприятия по добыче полезных ископаемых на южной части Северного участка Губахинского месторождения известняков, сдать в Пермский филиал Федерального бюджетного учреждения "Территориальные фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу" оригинал лицензии N ПЕМ 80048 ТЭ с приложениями, геологическую, маркшейдерскую и иную документацию по объекту недропользования, пополненную на момент завершения работ, в течение 2 месяцев с момента завершения консервации горнодобывающего предприятия.
Полагая, что решение об отказе в изменении условий лицензии N ПЕМ 80048 ТЭ (письмо от 12.02.2021 N 30-01-20.2-655) и приказ от 05.05.2021 N 30-01-02-593 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии N ПЕМ 80048 ТЭ недействительны, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о наличии совокупности оснований для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно абзацу 4 статьи 21 Закона N 2395-1в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, что в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В соответствии со статьей 12 Закона N 2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать в том числе: сведения о пользователе недр (пункт 1); вид пользования недрами (пункт 2); наименование (при наличии) участка недр, предоставленного в пользование, и описание его границ (пункт 4); виды, объемы и сроки осуществления геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых (пункт 8).
На основании статьи 20 Закона N 2395-1 право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случаях: нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2). Порядок досрочного прекращения права пользования недрами регламентирован статьей 21 Закона N 2395-1.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1862-О-О в случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке (часть четвертая статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах"). Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах. Таким образом, предусмотренный законодателем механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств при рассмотрении дела.
В силу Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 N 756-п, Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере владения и распоряжения всеми видами природных ресурсов, отнесенных к ведению Пермского края федеральным законодательством, а также правоприменительные функции в сфере природопользования.
Внесение изменений и дополнений в лицензии осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Министерства в порядке, утвержденном Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 30.03.2018 N СЭД-30-01-02-376.
На основании пункта 4.2.7. указанного выше Порядка в случае соответствия заявки на внесение изменений и дополнений в лицензию требованиям пунктов 4.2.1 - 4.2.2, части первой пункта 4.2.3 Порядка в целях объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с внесением изменений и дополнений в лицензию, заявка рассматривается совещательным органом - научно-техническим советом (далее - НТС) по недропользованию Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на предмет соответствия предложений заявителя требованиям по рациональному использованию и охране недр, установленным законодательством Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня регистрации заявки.
На заседании НТС по недропользованию могут присутствовать заявители. Уполномоченный орган извещает заявителя о дате, времени и месте заседания посредством телефонной или факсимильной связи или электронной почты не позднее, чем за 7 календарных дней до заседания.
По результатам рассмотрения заявки принимается одно из следующих решений: рекомендовать уполномоченному органу внести изменения и дополнения в лицензию; рекомендовать уполномоченному органу отказать заявителю во внесении изменений и дополнений в лицензию (с указанием причин).
Согласно пункту 4.2.8. Порядка основания для отказа во внесении изменений и дополнений в лицензию: заявка и прилагаемые сведения и документы не соответствуют требованиям, установленным Порядком; заявитель представил о себе неверные сведения; если до подачи заявки истекли сроки выполнения этапов и видов работ, установленные условиями пользования недрами, в отношении которых подана данная заявка; наличие нарушений условий пользования недрами (в случае подачи заявки на внесение изменений и дополнений в лицензию для продления срока действия лицензии в связи с необходимостью завершения поисков и оценки месторождения полезных ископаемых, в связи с необходимостью завершения разработки месторождения полезных ископаемых); несоответствие предложений заявителя требованиям по рациональному использованию и охране недр, установленным законодательством Российской Федерации.
Досрочное прекращение, приостановление, ограничение права пользования участками недр местного значения осуществляется Министерством в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 18.07.2018 N СЭД-30-01-02-989. При этом на основании подпункта 2, 3 пункта 1.2 такого Порядка досрочное прекращение, права пользования участками недр местного значения осуществляется Министерством, в том числе, в случаях: нарушения пользователем недр на участке недр местного значения существенных условий лицензии; систематического нарушения пользователем недр на участке недр местного значения установленных правил пользования участком недр местного значения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что до издания оспариваемого приказа о досрочном прекращении права пользования недрами Министерство письмом от 12.02.2021 N 30-01-20.2-655 отказало обществу во внесении изменений и дополнений в лицензию со ссылкой на пункт 4.2.8 Порядка внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование недрами местного значения, утвержденному Приказом Министерства от 30.03.2018 N СЭД-30-01-376. Оспариваемое решение об отказе в изменении условий лицензии N ПЕМ 80048 ТЭ (письмо от 12.02.2021 N 30-01-20.2-655) принято Министерством с учетом рекомендаций НТС по недропользованию (протокол от 13.01.2021). Правовым основанием для отказа во внесение изменений в лицензию стало несоответствие предложений общества требованиям по рациональному использованию и охране недр.
При этом из протокола НТС следует, что на заседании 13.01.2021 вывод о нерациональном использовании недр был сделан на основе обсуждений неоднократного обращения обществом за внесением изменений в лицензию и о систематических проблемах с обеспечением им выполнения условий лицензии по годовому объему добычи полезного ископаемого и сбытом продукции.
Однако, как верно указано судами, представленные обществом в обоснование снижения объемов добычи доказательства (уменьшение объемов закупа щебня с карьеров предприятия, снижение спроса на щебень, распространение коронавирусной инфекции и приостановление работ на Губахинском каменном карьере и другое), Министерство немотивированно сочло не объективными, ограничившись формулировкой в оспариваемом решении о несоответствии предложений общества требованиям по рациональному использованию недр.
Кроме того, судами отмечено, что в оспариваемом решении от 12.02.2021 N 30-01-20.2-655 не содержится какого-либо обоснования отклонения обстоятельств, указанных обществом в качестве причин, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. В свою очередь из содержания протокола НТС от 13.01.2021 также не представляется возможным установить на основании каких документов и сведений при обсуждении пришли к выводу о том, что представленное обществом обоснование по выполнению условий лицензии не является объективным.
В связи с этим судами правильно сделан вывод о том, что в рассматриваемом случае приказ от 05.05.2021 N 30-01-02-593 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии N ПЕМ 80048 ТЭ издан Министерством без оценки объективных причин для внесения изменений в условия лицензии.
Обществом в качестве обоснования для внесения изменений в лицензию указано, в том числе на уменьшение объемов закупа щебня с карьеров предприятия, снижение спроса на щебень, распространение коронавирусной инфекции и приостановление работ на Губахинском каменном карьере.
В подтверждение уменьшения объемов щебня обществом к заявке были приложены письма от контрагентов, которые отказывались от покупки щебня, на складах предприятия было более 75 тыс. м3 нереализованной продукции.
Из содержания оспариваемого решения от 12.02.2021 об отказе во внесении изменений в лицензию вынесено без учета изменения объема потребления производимой продукции, следовательно, судами верно установлено, что указанное решение принято формально и без надлежащей оценки обстоятельств, которые препятствовали обществу исполнить свои обязательства.
Судами также верно отмечено, что уведомление общества (письмо от 16.10.2020) о приостановке работ в связи с распространением коронавирусной инфекции и о продлении на 2 года сроков выполнения условий лицензии, касающиеся объемов добычи, еще до принятия оспариваемых актов могло быть положительно рассмотрено Министерством как обращение на приостановление права пользования недрами по лицензии на основании пункта 3 приложения N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах", а не как заявка на внесение изменений в условия лицензии.
Кроме того, судами установлено, что из оспариваемого решения следует, что правовым основанием для отказа в изменении условий лицензии стало не нарушение обществом условий лицензирования, а нерациональное использование недр. Однако само по себе снижение объемов добычи ресурса при объективном обосновании не свидетельствует о нерациональном использовании недр.
Более того, судами выявлены допущенные Министерством нарушения по процедуре извещения общества о заседании НТС 13.01.2021. Министерством не был соблюден порядок извещения о заседании НТС и нарушен пункта 4.2.7 порядка, утвержденный Приказом от 30.03.2018 N СЭД-30-01-02-376. Указанное несоблюдение процедуры рассмотрения обращения о внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр местного значения, не извещение о заседании НТС и отсутствие возможности у общества представить свои пояснения и дополнительное обоснование привело к необоснованному решению об отказе в изменениях в условия лицензии.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемых ненормативных актов Министерства недействительными.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Министерства, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку по своей сути не затрагивают вопросов правильности применения судами норм права, а сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой имеющейся доказательственной базы. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда округа отсутствуют (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 22.06.2022 по делу N А50-11357/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1862-О-О в случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке (часть четвертая статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах"). Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах. Таким образом, предусмотренный законодателем механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств при рассмотрении дела.
...
Судами также верно отмечено, что уведомление общества (письмо от 16.10.2020) о приостановке работ в связи с распространением коронавирусной инфекции и о продлении на 2 года сроков выполнения условий лицензии, касающиеся объемов добычи, еще до принятия оспариваемых актов могло быть положительно рассмотрено Министерством как обращение на приостановление права пользования недрами по лицензии на основании пункта 3 приложения N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах", а не как заявка на внесение изменений в условия лицензии."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 февраля 2023 г. N Ф09-9720/22 по делу N А50-11357/2021