Екатеринбург |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А47-527/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Тороповой М.В., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.06.2022 по делу N А47-527/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз "Урал" (далее - СПК колхоз "Урал", заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации о признании незаконным отказа в продлении без проведения торгов договора аренды от 02.02.2017 N 1 земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0903001:4870, 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361; о признании незаконным отказа в передаче в собственность на условиях выкупа без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870; об обязании продлить договор аренды N 1 от 02.02.2017 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361 без проведения торгов, а также об обязании передать СПК колхоз "Урал" в собственность на условиях выкупа без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 1 241 351 кв.м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ивановский сельсовет, расположенный в центральной части кадастрового квартала 56:21:0903001.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.06.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным отказ Администрации в продлении без проведения торгов договора аренды N 1 от 02.02.2017 земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0903001:4870, 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361; признал незаконным отказ в передаче в собственность СПК колхоз "Урал" на условиях выкупа без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870. Суд обязал Администрацию устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в аренду СПК колхоз "Урал" земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361 без проведения торгов, и направить проект договора аренды земельных участков в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу; принятия решения о передаче в собственность СПК колхоз "Урал" на условиях выкупа без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 1 241 351 кв.м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ивановский сельсовет, расположенный в центральной части кадастрового квартала N 56:21:0903001, и направить проект договора купли-продажи земельного участка в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы указывает на то, что норма пункта 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает обязательности заключения арендодателем нового договора аренды, в связи с чем Администрация свободна в своем волеизъявлении по вопросу о продолжении или возобновлении арендных правоотношений. По утверждению Администрации, она не намерена продлевать (заключать на новый срок) договор аренды спорных земельных участков, что следует из обжалуемого отказа от 24.12.2021. При этом заявитель жалобы отмечает, что в материалы дела не представлены доказательства расположения на спорных земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих СПК колхоз "Урал" на праве собственности. Администрация обращает внимание суда округа на то, что, отказывая в предоставлении в собственность СПК колхоз "Урал" земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, Администрация исходила из непосредственного соприкосновения границ данного земельного участка с границами населенного пункта - село Ивановка и, как следствие, из возможности использования данного земельного участка в качестве расширения территории для жилой застройки и увеличения тем самым границ населенного пункта в связи с ростом численности его населения. Кроме того, заявитель жалобы настаивает на том, что по имеющимся данным СПК колхоз "Урал" не является добросовестным арендатором и в последние два года не использует испрашиваемые земельные участки по целевому назначению (сельскохозяйственное производство). С учетом изложенного Администрация указывает на недопустимость возникновения возможности получения права на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения по льготной цене без торгов для лица, непосредственно не осуществляющего сельскохозяйственную деятельность.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления Администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 02.02.2017 N 64-р "О предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельных участков СПК колхоз "Урал" для сельскохозяйственного использования" между Администрацией (арендодатель) и СПК колхоз "Урал" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 02.02.2017 N 1/2017 (далее также - договор), по условиям пункта 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, площадью 7 209 429 кв.м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ивановский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:0903001, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;
- земельный участок с кадастровым номером 56:21:0907002:268, площадью 2 020 606 кв.м., местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район. Ивановский сельсовет, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:21:0907002, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования;
- земельный участок с кадастровым номером 56:21:0903001:6740, площадью 223 064 кв.м., местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ивановский сельсовет, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 56:21:0903001, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
В силу пункта 2.1 договора срок аренды участка устанавливается с 02.02.2017 по 02.02.2022. Срок действия договора соответствует сроку аренды участка.
Постановлением Администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 12.10.2020 N 330-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем раздела земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870" утверждена схема расположения земельного участка 56:21:0903001:4870:ЗУ1 на кадастром плане территории, площадь земельного участка 5 968 078 кв.м, местоположение земельного участка: Российская Федерация, Оренбургская область, Оренбургский район, ивановский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, установлены ограничения и обременения в пользовании земельным участком: ЛЭП - 112 398 кв.м.
Дополнительным соглашением от 12.11.2020 N 3 стороны внесли изменения в пункт 1.1 договора, раздел "- земельный участок с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, площадью 7 209 429 кв.м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ивановский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:0903001, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства;" определили читать в следующей редакции:
" - земельный участок с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, расположение земельного участка: Российская Федерация, Оренбургская область, Оренбургский район, ивановский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, сохраненного в измененных границах, в соответствии с постановлением Администрации N 330-п от 12.10.2020;
- земельный участок с кадастровым номером 56:21:0903001:4870:ЗУ1, на кадастровом плане территории, площадь земельного участка 5 968 078 кв.м, местоположение земельного участка: Российская Федерация, Оренбургская область, Оренбургский район, ивановский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, образованного в результате проведенных кадастровых работ по разделу с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, в соответствии с постановлением Администрации N 330-п от 12.10.2020".
Письмом от 24.12.2020 N 41 СПК колхоз "Урал" обратился в Администрацию с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870 и о перезаключении договора аренды от 02.02.2017 N 1/2017 на остальные земельные участки на новый срок, без проведения торгов, с возможностью последующего выкупа земельных участков.
Письмом от 29.12.2021 N 1245 Администрация направила СПК колхоз "Урал" выписки из протокола 16-го очередного заседания Совета депутатов муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 24.12.2021, согласно которому было принято решение отказать СПК колхоз "Урал" в передаче в собственность на условиях выкупа земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 1 241 351 кв.м., местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ивановский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:0903001, а также отказать СПК колхоз "Урал" в продлении (пролонгации) аренды земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0903001:4870, 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361 в рамках договора аренды от 02.02.2017 N 1/2017.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения СПК колхоз "Урал" в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация является уполномоченным органом по принятию соответствующего решения по заявлению СПК колхоз "Урал", что Администрация не оспаривает то обстоятельство, что договор аренды от 02.02.2017 N 1/2017 заключен на законных основаниях, в связи с чем СПК колхоз "Урал" имеет преимущественное право на предоставление в аренду земельных участков на новый срок. Суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении процедуры рассмотрения заявления и принятия решения, о немотивированном и незаконном отказе Администрации в удовлетворении заявления СПК колхоз "Урал", в силу чего признал незаконными оспариваемые отказы Администрации.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При исследовании обстоятельств настоящего спора судами установлено и из материалов дела следует, что СПК колхоз "Урал" является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0903001:4870, 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361 на основании договора аренды земельного участка от 02.02.2017 N 1/2017.
Письмом от 24.12.2020 N 41 СПК колхоз "Урал" обратилось в Администрацию с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870 и о перезаключении договора аренды от 02.02.2017 N 1/2017 на остальные земельные участки на новый срок, без проведения торгов, с возможностью последующего выкупа земельных участков.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду с 01.03.2015 регулируются главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу положений подпунктов 2 и 3 пункта статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Исходя из положений пункта 1 статьи 39.3 и пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также заключение договора аренды таких земельных участков осуществляются по общему правилу на торгах, за исключением случаев, прямо предусмотренных указанными статьями.
В частности, согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка
Согласно подпункту 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действующей на дату подачу заявления), в соответствии с которой гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28.09.2021 N 1907-О, такое правовое регулирование, предусматривающее дополнительные права арендаторов земельных участков, имеющих необходимый опыт ведения сельского хозяйства и осуществивших мероприятия по освоению данных участков, одновременно создает предпосылки для их последующего рационального и эффективного использования, что согласуется как с публичными интересами в сфере продовольственной безопасности государства, так и с одним из основных принципов земельного законодательства - о приоритете охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что оспариваемые заявителем отказы Администрации в продлении договора аренды от 02.02.2017 N 1 земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740; 56:21:0903001:8361 и в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, без проведения торгов, не соответствуют нормам действующего законодательства, поскольку на момент обращения СПК колхоз "Урал" в Администрацию с заявлением им были выполнены все предусмотренные законом условия для реализации соответствующего права.
Так, судами установлено и материалами дела подтверждено, что спорные земельные участки находились в аренде у заявителя более трех лет, срок действия договора от 02.02.2017 N 1/2017 не истек, согласно письму Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 19.01.2022 N 182/04-01в рамках государственного земельного надзора нарушений законодательства Российской Федерации при использовании указанных земельных участков выявлено не было.
При этом судами учтено, что отказ Администрации в продлении без проведения торгов договора аренды от 02.02.2017 N 1/2017 земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0903001:4870, 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361, а также отказ в передаче в собственность СПК колхоз "Урал" на условиях выкупа без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, должным образом в виде отдельного документа (решения) оформлен не был, заявителю мотивированное решение направлено не было, в письме от 29.12.2021 N 1245 Администрация по существу не выразила ни согласия, ни отказа в удовлетворении требований заявителя, каких-либо предусмотренных законом оснований для отказа не привела.
С учетом изложенного, установив, что Администрацией заявление СПК колхоз "Урал" по существу не было рассмотрено в установленном законом порядке, вместе с тем принимая во внимание, что Администрация фактически расценивает письмо от 29.12.2021 N 1245 в качестве полноценного отказа в предоставлении заявителю испрашиваемых земельных участков, что было подтверждено представителем Администрации в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, с учетом того, что СПК колхоз "Урал" были соблюдены все необходимые условия для реализации его права на приобретение земельного участка с кадастровым номером 56:21:0903001:4870 в собственность и продление договора аренды земельных участков земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0903001:4870, 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361 без проведения торгов, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и возложения на заинтересованное лицо обязанности принять решение о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:0907002:268, 56:21:0903001:6740, 56:21:0903001:8361 без проведения торгов, направить проект договора аренды земельных участков в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу; принять решение о передаче в собственность на условиях выкупа без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 56:21:0903001:4870, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 1241351 кв.м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ивановский сельсовет, расположенный в центральной части кадастрового квартала 56:21:0903001, и направить проект договора купли-продажи земельного участка в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Оснований для несогласия с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется. Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доказательств, опровергающих выводы судов, в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы Администрации со ссылкой на то, что в последние два года СПК колхоз "Урал" не использует испрашиваемые земельные участки по целевому назначению (сельскохозяйственное производство), и указанием на недопустимость возникновения возможности получения права на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения по льготной цене без торгов для лица, непосредственно не осуществляющего сельскохозяйственную деятельность, отклоняются судом кассационной инстанции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
По смыслу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3, подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ правом на приобретение без торгов в собственность или новую аренду публичного земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства, обладает только арендатор, добросовестно использующий земельный участок по указанному назначению и не допустивший (устранивший) нарушения законодательства Российской Федерации при использовании участка.
Данный подход обусловлен спецификой земельных правоотношений, при которых публичному собственнику небезразлична личность покупателя (арендатора) земельного участка в связи с тем, что общественный интерес заключается в рациональном и эффективном использовании участка, в отношении которого заключается договор купли-продажи (новый договор аренды).
Таким образом, отсутствие информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения - это одно из условий для приобретения такого участка арендатором в собственность (новую аренду) без торгов.
Данное условие, введенное Федеральным законом от 03.07.2016 N 336 - Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", было направлено на то, чтобы не требовать от арендатора, сельскохозяйственной организации, доказательств, подтверждающих использование участка в сельскохозяйственных целях, поскольку добросовестность и разумность действий участников гражданского оборота предполагаются.
По общему правилу ненадлежащее исполнение уполномоченным органом своих обязанностей по проведению государственного земельного надзора в целях установления соблюдения арендатором обязательных требований к использованию земельных участков сельскохозяйственного назначения не может служить основанием для возложения уполномоченным органом на такого арендатора обязанности доказать свое надлежащее использование земельного участка.
Однако новая редакция подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3, подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не означает, что орган, который уполномочен решать вопрос о продаже/заключении договора аренды в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения, не может представлять доказательства того, что арендатор не использует участок по назначению.
Вместе с тем доказательств того, что спорные земельные участки не используются СПК колхоз "Урал" по целевому назначению (сельскохозяйственное производство), Администрацией в материалы дела не представлено, иного из материалов дела не следует (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка Администрации на то, что в материалы дела стороной заявителя не были представлены доказательства, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие СПК колхоз "Урал" на праве собственности, правомерно отклонена судом апелляционной инстанции с учетом того, что избранное СПК колхоз "Урал" основание для предоставления земельных участков не предполагает обязательного наличия на земельных участках принадлежащих ему объектов недвижимости.
Довод Администрации о том, что право требовать заключения договора аренды на новый срок у СПК колхоз "Урал" в рамках договора аренды земельного участка N 1/2017 от 02.02.2017 отсутствует, поскольку Администрация свободна в своем волеизъявлении по вопросу о продолжении или возобновлении арендных правоотношений, также получил надлежащую правовую оценку со стороны суда апелляционной инстанции, как противоречащий нормам материального права, поскольку при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, по существу речь идет не о праве, а об обязанности Администрации заключить с добросовестным арендатором договор аренды земельного участка на новый срок.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, также являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.06.2022 по делу N А47-527/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По общему правилу ненадлежащее исполнение уполномоченным органом своих обязанностей по проведению государственного земельного надзора в целях установления соблюдения арендатором обязательных требований к использованию земельных участков сельскохозяйственного назначения не может служить основанием для возложения уполномоченным органом на такого арендатора обязанности доказать свое надлежащее использование земельного участка.
Однако новая редакция подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3, подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не означает, что орган, который уполномочен решать вопрос о продаже/заключении договора аренды в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения, не может представлять доказательства того, что арендатор не использует участок по назначению.
...
Довод Администрации о том, что право требовать заключения договора аренды на новый срок у СПК колхоз "Урал" в рамках договора аренды земельного участка N 1/2017 от 02.02.2017 отсутствует, поскольку Администрация свободна в своем волеизъявлении по вопросу о продолжении или возобновлении арендных правоотношений, также получил надлежащую правовую оценку со стороны суда апелляционной инстанции, как противоречащий нормам материального права, поскольку при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, по существу речь идет не о праве, а об обязанности Администрации заключить с добросовестным арендатором договор аренды земельного участка на новый срок."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 февраля 2023 г. N Ф09-9481/22 по делу N А47-527/2022