Екатеринбург |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А60-28924/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнесинвест" (далее - ООО "Бизнесинвест", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.08.2022 по делу N А60-28924/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Синебрюхов А.В. (доверенность от 28.01.2022),
Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Уральское управление Ростехнадзора) - Токарева Е.А. (доверенность от 17.01.2023).
ООО "Бизнесинвест" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральскому управлению Ростехнадзора о признании незаконным решения от 18.05.2022 N ВХ.ОУ.54.005322.22 о возврате заявления и прилагаемых к нему документов.
Решением суда от 09.08.2022 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ (далее - Закон N 116-ФЗ) возлагается обязанность на прохождение аттестации непосредственно на руководителей организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект, которой является ООО "Бизнесинвест".
Поскольку акционерное общество "Нижнетагильское предприятие по поставкам металлопродукции" (далее - АО "НТППМП") является управляющей организацией ООО "Бизнесинвест", руководитель эксплуатирующей организации в данном случае это управляющая компания АО "НТППМП", а не физическое лицо.
Устюжаннинов Е.Ю. не является руководителем эксплуатирующей опасный объект организации, он является руководителем управляющей организации АО "НТППМП" и соответственно не подпадает под обязанность обязательного обучения требуемого надзорным органом для предоставления лицензии.
Поскольку в управляющей организации назначено лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности - заместитель генерального директора промышленной безопасности АО "НТППМП" Полозов Е.А., то именно данное лицо в силу положений статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет считаться "должностным" при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением законодательства в области промышленной безопасности.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.04.2022 в Уральское управление Ростехнадзора поступило заявление ООО "Бизнесинвест" о предоставлении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и Ш классов опасности от 21.04.2022 N 26 и прилагаемые к нему документы.
Уральское управление Ростехнадзора установив по результатам проведения документарной оценки представленных обществом документов, что соискателем лицензии не предоставлены реквизиты документов, подтверждающих аттестацию в области промышленной безопасности руководителя организации (обособленного подразделения организации), направило 27.04.2022 в адрес общества уведомление N ВХ.УН.54.004283.22 о необходимости устранить выявленное нарушение в тридцатидневный срок.
Общество в ответ на уведомление направило 11.05.2022 в адрес Уральского управления Ростехнадзора пояснения об отсутствии у соискателя лицензии необходимости устранения выявленного нарушения по причине передачи полномочий по его управлению управляющей организации АО "НТППМП".
Уральским управлением Ростехнадзора 18.05.2022 принято решение N ВХ.ОУ.54.005322.22 о возврате заявления и прилагаемых к нему документов ООО "Бизнесинвест" в связи с непредставлением реквизитов документов, подтверждающих аттестацию руководителя АО "НТППМП" Устюжанинова Е.Ю. в области промышленной безопасности.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Бизнесинвест" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Правовая позиция судов в полной мере отвечает требованиям Закона N 116-ФЗ, целям, задачам и принципам соответствующего правового регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Закон N 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий (преамбула); под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий аварий (статья 1).
В соответствии с абзацем 9 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных данным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 14.1 Закона N 116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Требования к соискателю лицензии (лицензиату), установлены: Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1661 Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и 111 класса опасности" (далее - Положение).
Согласно подпункту "л" пункта 4 Положения лицензионным требованием к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются в том числе прохождение подготовки и аттестации в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций (обособленных подразделений организаций) соискателей лицензии, осуществляющих деятельность на объектах, в соответствии со статьями 9 и 141 Закона 116-ФЗ.
В силу подпункта "е" пункта 7 Положения для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ, а также в том числе реквизиты документов, подтверждающих аттестацию в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций (обособленного подразделения организации) соискателей лицензии в соответствии со статьей 14.1 Закона N 116-ФЗ.
Приведенное правовое регулирование возлагает на руководителя организации, осуществляющей эксплуатацию опасного производственного объекта, обязанность не реже одного раза в пять лет проходить соответствующую подготовку и аттестацию, а также необходимость представления реквизитов документов, подтверждающих данную аттестацию в лицензирующий орган при получении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и 111 класса опасности.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Бизнесинвест" по договору от 28.01.2022 передало полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации - АО "НТППМП", директором которой является Устюжанинов Е.Ю.
Согласно пункту 1 статьи 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) установлено, что общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему.
В силу пункта 2 статьи 42 Закона N 14-ФЗ общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества.
Таким образом, действия управляющей организации в качестве органа юридического лица являются действиями самого юридического лица. Полномочия управляющей компании в этом случае определяются нормами законодательства и договором о передаче полномочий исполнительного органа.
При этом в тех случаях, когда в отношении лица, исполняющего полномочия единоличного исполнительного органа, предъявляются определенные квалификационные требования, такие требования являются обязательными для управляющей организации.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к верному выводу, что в данной конкретной ситуации в целях предоставления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности документы, подтверждающие аттестацию, должны быть представлены в отношении руководителя АО "НТППМП" Устюжанинова Е.Ю.
При этом следует учитывать, что назначение заместителя генерального директора промышленной безопасности Полозова Е.А. ответственным за организацию производственного контроля на опасных производственных объектах ООО "Бизнесинвест", не снимает с Устюжанинова Е.Ю., как с руководителя эксплуатирующей организации, обязанность по прохождению подготовки и аттестации в области промышленной безопасности, а также предоставления реквизитов документов, подтверждающих данную аттестацию в целях получения лицензии.
Выполнение возложенных на руководителя обязанностей предполагает знание общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и соответственно, необходимость их проверки.
Ссылка заявителя на указание в примечании к статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должных лиц, являющихся субъектами, ответственными за нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения данного спора.
Иное толкование обществом положений законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.08.2022 по делу N А60-28924/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнесинвест" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Бизнесинвест" из федерального бюджета госпошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 13.01.2023 N 38 в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) установлено, что общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему.
В силу пункта 2 статьи 42 Закона N 14-ФЗ общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества.
...
Ссылка заявителя на указание в примечании к статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должных лиц, являющихся субъектами, ответственными за нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку не имеет правового значения для рассмотрения данного спора."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 февраля 2023 г. N Ф09-233/23 по делу N А60-28924/2022