Екатеринбург |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А71-9160/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Купреенкова В.А., Суспициной Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть - Прикамье" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.06.2022 по делу N А71-9160/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители акционерного общества "Транснефть - Прикамье" (далее - общество "Транснефть - Прикамье") - Вахидова А.Ш. (доверенность от 05.12.2022N 01-01-9/580); Акатьев А.С. (доверенность от 09.01.2023 N 01-01-01-10/4).
Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - Минимущество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования "Дебесский район" (в настоящее время Администрация Муниципального образования "Муниципальный округ Дебесский район Удмуртской Республики", далее - Администрация, заинтересованное лицо) от 17.05.2021 N 1376/02-27 об отказе в утверждении схемы на кадастровом плане территории, обязании заинтересованное лицо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Дебесский район, муниципальное образование "Сюрногуртское", в 3000 м от д. Бадзимошур, проектной площадью земельного участка: ЗУ1-681 кв. м, разрешенного использования: (код 12.2) - размещение объектов для захоронения, хранения, обезвреживания биологических отходов (скотомогильники), категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; кадастрового квартала: 18:07:00200, по характерным точкам координат.
К участию в деле в качестве третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Транснефть-Прикамье", Правительство Удмуртской Республики, Главное управление ветеринарии Удмуртской Республики, акционерное общество институт "Удмуртгипроводхоз".
Решением суда от 13.06.2022 заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ заинтересованного лица, изложенный в письме от 17.05.2021 N 1376/02-27, в утверждении схемы на кадастровом плане территории; судом на Администрацию возложена обязанность в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Дебесский район, МО "Сюрногуртское" в 3 000 м от д. Бадзимошур, в соответствии со следующими характеристиками и координатами: проектная площадь земельного участка: ЗУ 1-681 кв. м; разрешенное использование: (код 12.2) - размещение объектов для захоронения, хранения, обезвреживания биологических отходов (скотомогильники); категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; кадастровый квартал: 18:07:002001; система координат - МСК 18 зона 2.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе третье лицо общество "Транснефть - Прикамье" просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что представленные доказательства не подтверждают нахождение скотомогильника на формируемом земельном участке. Выводы судов о том, что общество "Транснефть - Прикамье" не доказало иных координат фактического размещения скотомогильника, не могли быть положены в основу принятых судебных актов. По его мнению, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под скотомогильник приведет к невозможности проведения работ по реконструкции, ремонту и техническому перевооружению нефтепроводов, создаст препятствия по обеспечению требований промышленной безопасности.
От Главного управления ветеринарии Удмуртской Республики и Минимущества поступили отзывы на кассационную жалобу, в которых они просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда города Ижевска от 03.04.2017 по делу N 2а-2680/2017 на Правительство Удмуртской Республики возложена обязанность в срок до 31.12.2017 принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем принятия в собственность Удмуртской Республики и проведения кадастровых работ по формированию земельных участков под сибиреязвенными захоронениями животных и приведения в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарного законодательства сибиреязвенных захоронений животных, расположенных на территории Удмуртской Республики.
Во исполнение решения Октябрьского районного суда города Ижевска от 03.04.2017 по делу N 2а-2680/2017, руководствуясь поручением Председателя Правительства Удмуртской Республики, административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", утвержденного постановлением администрации от 06.05.2019 N 123, Минимущество обратилось к Администрации с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в пределах которого расположено сибиреязвенное захоронение животных, находящееся по адресу: Удмуртская Республика, Дебесский район, МО "Сюрногуртское" в 3 000 м от д. Бадзимошур.
К данному заявлению были приложены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копия решения суда от 03.04.2017 по делу N 2а-2680/2017, документ, подтверждающий полномочия представителя Министерства.
Администрация 17.05.2021 вынесла решение N 1376/02-27 об отказе в утверждении схемы со ссылкой на то, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенного на таких участках объекта недвижимости. Формируемый земельный участок расположен в охранной зоне магистральных нефтепроводов "Холмогоры-Клин" и "Сургут-Полоцк".
Полагая, что отказ в утверждении схемы по изложенным в нем основаниям является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Согласно пункту 1 указанной статьи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу пункта 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Пунктом 4 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 13 указанной статьи схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, с учетом приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка является обязательным документом для образования земельного участка и последующего его предоставления собственнику зданий, сооружений, расположенных на таком земельном участке, в собственность или аренду.
В обоснование оспариваемого отказа администрация ссылается на пункт 4 статьи 11.9 и пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ и указывает, что формируемый земельный участок расположен в охранной зоне магистральных нефтепроводов "Сургут-Полоцк" и "Холмогоры-Клин", что приведет к невозможности разрешенного использования расположенного на земельном участке объекта недвижимости.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Ижевска от 03.04.2017 по делу N 2а-2680/2017 установлено наличие захоронения животных, павших от сибирской язвы в д. Лудьяны, Дебесского района, расположенного в 3000 м от д. Бадзимошур, захоронение 1945 года (ветеринарно-санитарная карточка N 18-07-02/001), на Правительство Удмуртской Республики возложена обязанность принять его в собственность и привести в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарного законодательства, а также осуществить кадастровые работы по формированию участка, на котором он расположен.
Факт нахождения на формируемом участке скотомогильника документально подтвержден.
Доказательства иных координат расположения скотомогильника обществом "Транснефть - Прикамье" не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что по данным Главного управления ветеринарии Удмуртской Республики скотомогильник образовался в 1945 году в результате захоронения останков больного животного и взятого на ветеринарный учет в 1972 году, то есть до строительства в магистрального нефтепровода "Сургут-Полоцк" и магистрального нефтепровода "Холмогоры-Клин" и до установления границ охранной зоны, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости 05.07.2010 с реестровым номером 18:07-6.18.
Судами правомерно отмечено, что Минимущество обратилось в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для формировании земельного участка под существующий скотомогильник, а не для размещения нового объекта.
Кроме того, с учетом особой опасности захоронений, данные объекты должны быть поставлены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на учет, поскольку иное может привести к утрате места расположения скотомогильника, его несанкционированному вскрытию и последующему заражению людей и животных.
Незаконный отказ может привести к невозможности реализации полномочий государственных органов по предупреждению эпидемий, ставит под угрозу эпизоотическое и эпидемиологическое благополучие муниципального образования и области в целом, жизни и здоровье людей и животных, создается угроза причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью людей, проживающих рядом со скотомогильником, поскольку невозможно проконтролировать оказываемое им негативное воздействие.
С учетом изложенного отказ в утверждении схемы расположения земельного участка признан судами незаконным.
Довод общества "Транснефть-Прикамье" со ссылкой на пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ о недопустимости формирования земельного участка под скотомогильник пересечением границ образуемого земельного участка непосредственно магистрального нефтепровода "Сургут-Полоцк" и "Холмогоры-Клин", судом апелляционной инстанции отклонен с учетом того, что само образование земельного участка и установление образуемому земельному участку вида разрешенного использования "Специальная деятельность" (код 12.2), для которого Классификатором видов разрешенного использования земельных участков предусмотрено размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (в том числе скотомогильников), не приводит к невозможности разрешенного использования расположенного в его границах линейного объекта.
Согласно пункту 8 статьи 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Исходя из материалов дела, магистральные нефтепроводы "Сургут-Полоцк" и "Холмогоры-Клин" являются подземными объектами трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам. Поэтому оформление прав на земельные участки, где расположены данные объекты, в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. Ограничения, устанавливаемые охранной зоной, определяют особый порядок использования земельного участка, но не ведут к прямому запрету на само образование земельного участка.
Возражая относительно места расположения сибиреязвенного захоронения, заявитель жалобы не привел убедительных доказательств, подтверждающих свою правовую позицию.
Доказательства, представленные в материалы дела, оценены судами в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и судами сделаны обоснованные выводы о том, что факт нахождения скотомогильника на формируемом земельном участке подтвержден материалами дела. Доводы заявителя жалобы об обратном направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, специализированный государственный орган в области ветеринарии - Главное управление ветеринарии Удмуртской Республики в отзыве на кассационную жалобу полагает, что место расположения сибиреязвенного захоронения в д. Лудьяны, Дебесского района Удмуртской Республики установлено судами верно.
Помимо этого, как следует из материалов дела, суд в судебном заседании первой инстанции ставил на обсуждение вопрос о проведении судебной экспертизы. Правом на проведение судебной экспертизы заявитель жалобы не воспользовался (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений или неправильного применения судом при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.06.2022 по делу N А71-9160/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть - Прикамье" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод общества "Транснефть-Прикамье" со ссылкой на пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ о недопустимости формирования земельного участка под скотомогильник пересечением границ образуемого земельного участка непосредственно магистрального нефтепровода "Сургут-Полоцк" и "Холмогоры-Клин", судом апелляционной инстанции отклонен с учетом того, что само образование земельного участка и установление образуемому земельному участку вида разрешенного использования "Специальная деятельность" (код 12.2), для которого Классификатором видов разрешенного использования земельных участков предусмотрено размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (в том числе скотомогильников), не приводит к невозможности разрешенного использования расположенного в его границах линейного объекта.
...
Исходя из материалов дела, магистральные нефтепроводы "Сургут-Полоцк" и "Холмогоры-Клин" являются подземными объектами трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам. Поэтому оформление прав на земельные участки, где расположены данные объекты, в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. Ограничения, устанавливаемые охранной зоной, определяют особый порядок использования земельного участка, но не ведут к прямому запрету на само образование земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 февраля 2023 г. N Ф09-9370/22 по делу N А71-9160/2021
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9370/2022
20.09.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16573/2021
13.06.2022 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-9160/2021
07.12.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16573/2021