Екатеринбург |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А50-11334/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С.О.,
судей Вдовина Ю.В., Черкезова Е.О.
при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу Пермской таможни (далее также - таможенный орган, административный орган, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.07.2022 по делу N А50-11334/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Пермского края прибыли представители:
Пермской таможни - Власова Л.А. (доверенность от 17.01.2023, диплом), Яшина М.Ю. (доверенность от 13.07.2022, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "МегаСнаб" (далее - общество) - Солохин Д.Б. (выписка из ЕГРЮЛ, предъявлен паспорт), Сизова Е.Э. (доверенность от 29.01.2023, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Пермской таможне об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 26.04.2022 N 10411000-288/2022, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.07.2022 оспариваемое постановление Пермской таможни от 26.04.2022 N 10411000-288/2022 признано не подлежащим исполнению в сумме штрафа, превышающей 25 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пермская таможня просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
По мнению заявителя, в рассматриваемом случае не подлежит применению часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенная в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 70-ФЗ), поскольку ведение статистики таможенными органами не является формой государственного контроля в смысле, придаваемом Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), следовательно, таможенный орган правомерно назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. за каждое из 6 фактов нарушения срока представления статистической формы.
Кроме того, заявитель считает, что в силу ограничений, предусмотренных частью 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ, при назначении административного наказания обществу, положения частей 1, 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ применению не подлежат.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществом:
1) в адрес ИП "Millenium" (Республика Казахстан) в рамках договора от 19.12.2020 N 41 и счетов - фактур от 03.05.2021 N 12, от 05.05.2021 N 14, от 11.05.2020 N 15, от 19.05.2021 N 18, от 25.05.2021 N 19, от 31.05.2021 N 20 осуществлено перемещение товаров различных наименований по статистической форме учета перемещения товаров с системным номером ED2021061114622816 и регистрационным номером 10411000/010621/С706364 за отчетный период "май 2021 года". В КПС "Статистическое декларирование" статистическая форма с регистрационным номером 10411000/010621/С706364 была поставлена на контроль 24.02.2022 по причине: "Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 разделить СФ по договорам от 12.01.2021 N 41 (счета - фактуры от 05.05.2021 N 14, от 19.05.2021 N 18, от 25.05.2021 N 19), от 17.03.2021 N 43 (счета - фактуры от 03.05.2021 N 12, от 11.05.2021 N 15, от 31.05.2021 N 20)".
Статистическая форма с системным номером ED2021061114622816 (регистрационный номер 10411000/010621/С706364) 15.03.2022 была аннулирована, причина аннулирования - неверно заполнена графа 10 "Документы", взамен была предоставлена статистическая форма с системным номером ED20220315135145525 (регистрационный номер 10411000/150322/С388212). В графе 10 был представлен договор от 12.01.2021 N 41 и счета-фактуры от 03.05.2021 N 12, от 05.05.2021 N 14, от 19.05.2021 N 18, от 25.05.2021 N 19. Представлена новая статистическая форма с системным номером ED20220315135119454 (регистрационный номер 10411000/150322/С388182) 15.03.2022 с дополнением в графе 10 "Документы" договора от 17.03.2021 N 43 и счета-фактуры от 03.05.2021 N 12, от 11.05.2021 N 15, от 31.05.2021 N 20. Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/150322/С388182, общество вывезло из Российской Федерации в Республику Казахстан товары различных наименований, общая стоимость - 745 855,00 руб., страна происхождения товара - Россия, покупатель - ИП "Millenium", КАЗАХСТАН, город Hyp-Султан, квартал Е755, 13/1, отчетный период - "май 2021 года". Заявитель - директор общества Солохин Дмитрий Борисович (тел: 8(342) 2770345, электронная почта: istokt@yandex.ru).
2) в адрес ИП "Millenium" (Республика Казахстан) в рамках договора от 19.12.2020 N 41 и счетов - фактур от 08.06.2021 N 25, от 15.06.2021 N 27, от 22.06.2020 N 29, от 28.06.2021 N 30, осуществлено перемещение товаров различных наименований по статистической форме учета перемещения товаров с системным номером ED20210630092122994 и регистрационным номером 10411000/300621/С844991 за отчетный период "июнь 2021 года". В КПС "Статистическое декларирование" статистическая форма с регистрационным номером 10411000/300621/С844991 была поставлена на контроль 24.03.2022 по причине: "Согласно пункту 6 Правил постановления Правительства Российской Федерации разделить СФ по договорам от 12.01.2021 N 41 (счета - фактуры от 15.06.2021 N 27, от 28.06.2021 N 30), от 17.03.2021 N 43 (счета - фактуры от 08.06.2021 N 25, от 22.06.2021 N 29)".
Статистическая форма с системным номером ED20210630092122994 (регистрационный номер 10411000/300621/С844991) 15.03.2022 была аннулирована, причина аннулирования - неверно заполнена графа 10 "Документы", взамен была предоставлена статистическая форма с системным номером ED20220315144937061 (регистрационный номер 10411000/150322/С389547). В графе 10 был представлен договор от 12.01.2021 N 41 и счета-фактуры от 15.06.2021 N 27, от 28.06.2021 N 30. Представлена новая статистическая форма с системным номером ED20220315145020719 (регистрационный номер 10411000/150322/С389555) 15.03.2022 с дополнением в графе 10 "Документы" договора от 17.03.2021 N 43 и счета-фактуры от 08.06.2021 N 25, от 22.06.2021 N 29. Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/150322/С389555, общество вывезло из Российской Федерации в Республику Казахстан товар кодом по ТН ВЭД ЕАЭС - 8607998000, стоимость товара - 285 300,00 руб., страна происхождения товара - Россия, покупатель - ИП "Millenium", КАЗАХСТАН, город Hyp-Султан, квартал Е755, 13/1, отчетный период - "июнь 2021 года". Заявитель - директор общества Солохин Дмитрий Борисович (тел: 8(342) 2770345, электронная почта: istok-t@yandex.ru).
3) в адрес ИП "Millenium" (Республика Казахстан) в рамках договора от 19.12.2020 N 41 и счетов - фактур от 05.07.2021 N 32, от 17.07.2021 N 36, от 22.07.2020 N 38, от 26.07.2021 N 39, осуществлено перемещение товаров различных наименований по статистической форме учета перемещения товаров с системным номером ED20210802094645428 и регистрационным номером 10411000/020821/С008515 за отчетный период "июль 2021 года". В КПС "Статистическое декларирование" статистическая форма с регистрационным номером 10411000/020821/С008515 была поставлена на контроль 24.03.2022 по причине: "Согласно пункту 6 Правил постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 разделить СФ по договорам от 12.01.2021 N 41 (счета - фактуры от 05.07.2021 N 32, от 17.07.2021 N 36), от 17.03.2021 N 43 (счета - фактуры от 22.07.2020 N 38, от 26.07.2021 N 39)". 15.03.2022
Статистическая форма с системным номером ED20210802094645428 (регистрационный номер 10411000/020821/С008515) 15.03.2022 была аннулирована, причина аннулирования - неверно заполнена графа 10 "Документы", взамен была предоставлена статистическая форма с системным номером ED20220315145108375 (регистрационный номер 10411000/150322/С389575). В графе 10 был представлен договор от 12.01.2021 N 41 и счета-фактуры от 05.07.2021 N 32, от 17.07.2021 N 36. Представлена новая статистическая форма с системным номером ED20220315145143142 (регистрационный номер 10411000/150322/С389574) 15.03.2022 с дополнением в графе 10 "Документы" договора от 08.07.2021 N 46 и счета-фактуры от 22.07.2021 N 38, от 26.07.2021 N 39. Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/150322/С389574, общество вывезло из Российской Федерации в Республику Казахстан товар кодом по ТН ВЭД ЕАЭС - 8607300000, стоимость товара - 466 760,00 руб., страна происхождения товара - Россия, покупатель - ИП "Millenium", КАЗАХСТАН, город Hyp-Султан, квартал Е755, 13/1, отчетный период - "июль 2021 года". Заявитель - директор общества Солохин Дмитрий Борисович (тел: 8(342) 2770345, электронная почта: istok-t@yandex.ru).
4) в адрес ИП "СемМакРом" (Республика Казахстан) в рамках договора от 19.03.2021 N 45 и счетов - фактур от 01.09.2021 N 43, от 25.09.2021 N 45, осуществлено перемещение товаров различных наименований по статистической форме учета перемещения товаров с системным номером ED20210929123 825074 и регистрационным номером 10411000/290921/СЗ16191 за отчетный период "сентябрь 2021 года".
Статистическая форма с системным номером ED20210929123825074 (регистрационный номер 10411000/290921/СЗ 16191) 18.03.2022 была аннулирована, причина аннулирования - неверно заполнена графа 10 "Документы", взамен была предоставлена статистическая форма с системным номером ED20220318141427386 (регистрационный номер 10411000/180322/С401115). В графе 10 был представлен договор от 19.03.2021 N 45 и счет-фактура от 01.09.2021 N 43. Представлена новая статистическая форма с системным номером ED20220318141608678 (регистрационный номер 10411000/180322/С401116) 18.03.2022 с дополнением в графе 10 "Документы" договора от 25.08.2021 N 47 и счет-фактура от 25.09.2021 N 45. Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/180322/С401116, общество вывезло из Российской Федерации в Республику Казахстан товар кодом по ТН ВЭД ЕАЭС - 8607998000, стоимость товара - 1 427 700,00 руб., страна происхождения товара - Россия, покупатель - ИП "СемМакРом", КАЗАХСТАН, город Жетысай, улица Танатов, 5, отчетный период - "сентябрь 2021 года". Заявитель - директор общества Солохин Дмитрий Борисович (тел: 8(342) 2770345, электронная почта: istok-t@yandex.ru).
5) в адрес ИП "СемМакРом" (Республика Казахстан) в рамках договора от 13.10.2021 N 49 и счетов - фактур от 01.11.2021 N 48, от 16.11.2021 N 49, осуществлено перемещение товаров различных наименований по статистической форме учета перемещения товаров с системным номером ED20211201075924545 и регистрационным номером 10411000/011221/С648973 за отчетный период "ноябрь 2021 года".
Статистическая форма с системным номером ED20211201075924545 (регистрационный номер 10411000/011221/С648973) 18.03.2022 была аннулирована, причина аннулирования - неверно заполнена графа 10 "Документы", взамен была предоставлена статистическая форма с системным номером ED20220318141639375 (регистрационный номер 10411000/180322/С401121). В графе 10 был представлен договор от 25.08.2021 N 47 и счет-фактура от 01.11.2021 N 48. Представлена новая статистическая форма с системным номером ED20220318141831397 (регистрационный номер 10411000/180322/С401126) 18.03.2022 с дополнением в графе 10 "Документы" договора от 13.10.2021 N 49 и счет-фактура от 16.11.2021 N 49. Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/180322/С401126, общество вывезло из Российской Федерации в Республику Казахстан товар кодом по ТН ВЭД ЕАЭС - 8483102909, стоимость товара - 51 188,00 руб., страна происхождения товара - Россия, покупатель - ИП "СемМакРом", КАЗАХСТАН, город Жетысай, улица Танатов, 5, отчетный период - "ноябрь 2021 года". Заявитель - директор общества Солохин Дмитрий Борисович (тел: 8(342) 2770345, электронная почта: istok-t@yandex.ru).
6) в адрес ИП "СемМакРом" (Республика Казахстан) в рамках договора от 13.10.2021 N 49 и счетов - фактур от 14.12.2021 N 55, от 20.12.2021 N 56, осуществлено перемещение товаров различных наименований по статистической форме учета перемещения товаров с системным номером ED20211224115239809 и регистрационным номером 10411000/241221/С806398 за отчетный период "декабрь 2021 года".
Статистическая форма с системным номером ED20211224115239809 (регистрационный номер 10411000/241221/С806398) 18.03.2022 была аннулирована, причина аннулирования - неверно заполнена графа 10 "Документы", взамен была предоставлена статистическая форма с системным номером ED20220318141719056 (регистрационный номер 10411000/180322/С401122). В графе 10 был представлен договор от 13.10.2021 N 49 и счет-фактура от 14.12.2021 N 55. Представлена новая статистическая форма с системным номером ED20220318141805636 (регистрационный номер 10411000/180322/С401125) 18.03.2022 с дополнением в графе 10 "Документы" договора от 08.12.2021 N 51 и счет-фактура от 20.12.2021 N 56. Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/180322/С401125, общество вывезло из Российской Федерации в Республику Казахстан товар кодом по ТН ВЭД ЕАЭС - 8483102909, стоимость товара - 205 210.00 руб., страна происхождения товара - Россия, покупатель - ИП "СемМакРом", КАЗАХСТАН, город Жетысай, улица Танатов, 5, отчетный период - "декабрь 2021 года". Заявитель - директор общества Солохин Дмитрий Борисович (тел: 8(342) 2770345, электронная почта: istok-t@yandex.ru).
По факту выявленных нарушений таможенным органом в отношении общества 23.03.2022 составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление от 26.04.2022 N 10411000-288/2022 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в общем размере 300 000 руб. (50 000 руб. за каждое из шести правонарушений).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, соблюдении порядка, срока привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности. Вместе с тем, применив положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, суд признал оспариваемое постановление не подлежащим исполнению в части суммы административного штрафа, превышающей 25 000 руб.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Кассационный суд, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу пунктов 1, 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон о таможенном регулировании) статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации. Обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность закреплена в пункте 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года N 1329" (далее - Правила N 891).
На основании пунктов 9, 10, 16 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 названного Порядка. Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судами установлено, из материалов дела следует и обществом не оспаривается, что с учетом отгрузки товара в мае 2021 не позднее 16.06.2021 общество обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, однако статистическая форма представлена в таможню 15.03.2022; с учетом отгрузки товара в июне 2021 не позднее 14.07.2021 общество обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, однако статистическая форма представлена в таможню 15.03.2022; с учетом отгрузки товара в июле 2021 не позднее 13.08.2021 общество обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, однако статистическая форма представлена в таможню 15.03.2022; с учетом отгрузки товара в сентябре 2021 не позднее 14.10.2021 общество обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, однако статистическая форма представлена в таможню 18.03.2022; с учетом отгрузки товара в ноябре 2021 не позднее 14.12.2021 общество обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, однако статистическая форма представлена в таможню 18.03.2022; с учетом отгрузки товара в декабре 2021 не позднее 21.01.2022 общество обязано было представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, однако статистическая форма представлена в таможню 18.03.2022.
Таким образом, факты несвоевременного представления обществом в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров по вышеперечисленным контрактам нашли свое подтверждение.
Правильно применив нормы права, оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ доказательства, представленные в материалы дела, установленные по делу фактические обстоятельства, принимая во внимание, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении N 10411000- 000486/2021 от 07.06.2021 (вступило в законную силу 23.07.2021) в виде предупреждения, суды сделали обоснованный вывод о доказанности наличия в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, суды также пришли к выводу о подтверждении материалами дела вины общества во вмененном ему административном правонарушении.
Доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения обществом возложенной на него обязанности, а также доказательств совершения обществом действий, направленных на надлежащее исполнение требования действующего законодательства, судами не установлено и материалы дела не содержат.
Исходя из изложенного, выводы судов о доказанности административным органом в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, являются правильными.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Привлечение общества к административной ответственности произведено таможенным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным, а также на отсутствие оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Также, судами правомерно учтены положения требования части 5 статьи 4.4 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ.
При этом, суд округа исходит из следующего.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ вступил в силу 06.04.2022, в связи с чем подлежал обязательному применению таможенным органом при вынесении постановления от 26.04.2022 (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ).
Однако при назначении обществу наказания постановлением от 26.04.2022 данные положения таможенным органом учтены не были.
Исходя из изложенного, учитывая, что оспариваемым постановлением общество привлечено к ответственности за шесть административных правонарушений, выявленных по результатам одного контрольного мероприятия (протокол от 23.03.2022 N 10411000-288/2022), суд округа соглашается с выводами судов о том, что обществу следовало назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей как за совершение одного административного правонарушения.
При этом, отклоняя доводы таможенного органа о том, что к таможенному контролю часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ не применима, судом апелляционной инстанции правомерно учтено, что таможенный контроль относится к видам государственного контроля (надзора), но только с той разницей, что таможенный контроль осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03.08.2018 N 89-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не в рамках Закона N 248-ФЗ. При этом, из части 5 статьи 4.4 КоАП РФ не следует, что под упомянутым в ней контролем следует понимать лишь те виды государственного контроля, которые подпадают под действие Федерального закона N 248-ФЗ.
В целом выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Вместе с тем, признавая оспариваемое постановление не подлежащим исполнению в части суммы штрафа, превышающей 25000 рублей, суды не учли следующее.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен статьей 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям" согласно части 2 которой наказание юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
При этом в силу части 4 названной статьи ее правила не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Согласно примечанию N 1 к статье 19.7.13 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Судами не принято во внимание, что в силу части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ правила данной статьи КоАП РФ не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Вывод судов о том, что в соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ административный штраф должен быть назначен в размере от половины минимального размера до половины максимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, для юридического лица, то есть в размере двадцати пяти тысяч, является ошибочным.
Принимая во внимание изложенное, учитывая также, что при принятии оспоренного постановления таможенным органом не были учтены положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, у судов первой и апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для признания постановления таможенного органа не подлежащим исполнению в части суммы штрафа, превышающей 25000 рублей.
Поскольку судами фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в полном объеме, но допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции, отменяя решение и постановление нижестоящих судов, полагает необходимым признать незаконным и отменить постановление Пермской таможни от 26.04.2022 N 10411000-288/2022 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мегаснаб" к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в части штрафа, размер которого превышает 50 000 рублей.
При этом, учитывая положения части 2 статьи 211 АПК РФ, части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, принимая во внимание, что в данном случае судебные акты проверялись по жалобе административного органа, который оспаривал законность применения судами положений статьи 4.1.2 КоАП РФ, суд округа полагает, что изменение наказания обществу не может быть расценено как ухудшение его положения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.07.2022 по делу N А50-11334/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 по тому же делу отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Пермской таможни от 26.04.2022 N 10411000-288/2022 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мегаснаб" к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части штрафа, размер которого превышает 50 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Ю.В.Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку судами фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в полном объеме, но допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции, отменяя решение и постановление нижестоящих судов, полагает необходимым признать незаконным и отменить постановление Пермской таможни от 26.04.2022 N 10411000-288/2022 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мегаснаб" к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ в части штрафа, размер которого превышает 50 000 рублей.
При этом, учитывая положения части 2 статьи 211 АПК РФ, части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, принимая во внимание, что в данном случае судебные акты проверялись по жалобе административного органа, который оспаривал законность применения судами положений статьи 4.1.2 КоАП РФ, суд округа полагает, что изменение наказания обществу не может быть расценено как ухудшение его положения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 февраля 2023 г. N Ф09-9995/22 по делу N А50-11334/2022