Екатеринбург |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А71-6897/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Ивановой С.О. рассмотрел кассационную жалобу государственного казенного учреждения Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - учреждение, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.08.2022 по делу N А71-6897/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2022 по указанному делу.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, судьей единолично без вызова сторон.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 24.02.2022 N 018/04/7.32.3-27/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и решения от 25.04.2022 по жалобе на указанное постановление.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
В жалобе заявитель приводит доводы об отсутствии состава вменяемого правонарушения, указывает на то, что не является субъектом административной ответственности по части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, поскольку указанная статья предусматривает ответственность отдельных видов юридических лиц, к которым учреждение не относится в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Также, заявитель полагает, что заключив с заказчиком соглашение, учреждение не приобрело статус заказчика, а является лишь организатором торгов по той документации, которая ему предоставлена заказчиком.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Согласно положениям части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, 06.04.2021 учреждение разместило в единой информационной системе закупок извещение о закупке N 32110163038 и закупочную документацию на проведение запроса котировок в электронной форме N 290 "Приобретение резцов на дорожную фрезу WIRTGEN W2100 для нужд акционерного общества "Удмуртское автодорожное предприятие". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 110 000 руб. Заказчик - акционерное общество "Удмуртское автодорожное предприятие" (далее - общество "Удмуртавтодор").
В управление 15.04.2021 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Кировградский завод твердых сплавов-Дормаш" (далее - общество "КЗТС-Дормаш") на положения извещения о проведении запроса котировок, по результатам рассмотрение которой антимонопольным органом вынесено решение от 22.04.2021 по делу N 018/07/3-321/2021, которым жалоба признана обоснованной, а заказчик - нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в связи с тем, что в извещении о проведении закупки установлено требование о соответствии характеристик закупаемого товара (описание предмета закупки) товару единственного производителя.
Также антимонопольный орган пришел к выводу, что лицом, ответственным за закупку, является организатор торгов, что явилось основанием для составления в отношении учреждения протокола об административном правонарушении от 18.01.2022 N 018/04/7.32.3-27/2022, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, и вынесения постановления от 24.02.2022 N 018/04/7.32.3-27/2022 о привлечении учреждения к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, учреждение обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу о доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности, а также не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, правил о снижении размера административного штрафа, а равно оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки к давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия, выразившиеся в несоблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг.
Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
В документации о конкурентной закупке должны быть указаны: описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (пункт 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках).
Согласно пунктам 2 и 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
При этом, частью 6.1 статьей 3 Закона о закупках установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Как установлено судами и следует из материалов дела, закупка производилась в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг акционерного общества "Удмуртское автодорожное предприятие" (далее - Положение о закупках), согласно которому заказчик вправе передать организатору закупок - учреждению полномочия по организации и осуществлению закупок товаров, работ, услуг, за исключением полномочий по планированию закупок, по заключению, исполнению и расторжению договора, а также полномочий, связанных с отчетностью
Между учреждением (организатор закупок) и обществом "Удмуртавтодор" (заказчик) заключено соглашение о передаче полномочий на осуществление закупок от 23.10.2018.
На основании указанного соглашения учреждение разместило 06.04.2021 в единой информационной системе извещение, документацию о проведении запроса котировок.
В связи с поступившим запросом организатором закупок 08.04.2021 размещены разъяснения закупочной документации, в соответствии с которыми заказчиком принято решение о внесении изменений в извещение и 08.04.2021 размещена редакция закупочной документации с внесенными изменениями в раздел 4 "Описание предмета закупки", дополненный спецификацией к договору на поставку товара.
В соответствии со спецификацией предметом закупки является резец с круглым стержнем W6/20X2, который должен быть оригинальным в заводской упаковке и совместим с имеющейся у заказчика дорожной фрезой W2100 производителя WIRTGEN.
Между тем, судами установлено и заявителем не оспаривается, что описание предмета закупки, изложенное в закупочной документации, в том числе спецификации, фактически соответствовало товару единственного производителя, возможность поставки эквивалента не допускало и, таким образом, нарушало требования пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, что явилось причиной ограничения участия в закупке производителя аналогичных резцов общества "КЗТС-Дормаш".
Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях учреждения события вмененного административного правонарушения.
Отклоняя доводы учреждения о том, что оно не может являться субъектом данного правонарушения, суды правомерно исходили из того, что условия заключенного между обществом "Удмуртавтодор" и учреждением соглашения от 23.10.2018 предполагают осуществление именно учреждением (организатором торгов) действий, связанных с приемом и рассмотрением заявки заказчика, разработкой и утверждением необходимых для проведения процедур закупок документов, а также подготовкой и размещением их в ЕИС (пункты 1.5, 1.6, 2.4, 2.5). У заказчика полномочия, связанные с разработкой и утверждением закупочной документации и размещением ее в ЕИС, отсутствуют.
При этом, вопреки доводам заявителя, из части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ не следует, что субъектом указанного административного правонарушения может быть только заказчик.
При разрешении вопроса о наличии вины предпринимателя в совершении вмененного административного правонарушения суды, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ приняли во внимание, что заявитель, осуществляя в порядке, предусмотренном пунктом 2.5 соглашения, оценку заявки заказчика, не установил несоответствие информации, содержащейся в заявке, требованиям законодательства о закупках, не воспользовался своим правом на приведение заявки в соответствие с указанными требованиями путем внесения соответствующих изменений в заявку или документы закупки, либо на возврат заявки заказчику для устранения выявленных нарушений.
При этом, судами учтено, что доказательств, подтверждающих, принятие учреждением всех зависящих мер по соблюдению требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется. Чрезвычайных и иных объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне контроля общества, исключающих возможность соблюдения норм действующего законодательства, судами не установлено.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ соблюден.
Существенных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Назначенное административное наказание соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Кроме того суды оценили обстоятельства конкретного дела и, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их неразрывной совокупности, не установили оснований для применения положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ для признания правонарушения малозначительным, замены административного штрафа на предупреждение, снижения размера административного штрафа.
Оснований не согласиться с установленными выводами судов не имеется.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводы и возражения сторон, в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суды правомерно отказали учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках рассматриваемого дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ).
Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законных судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.08.2022 по делу N А71-6897/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2022 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 АПК РФ не подлежит.
Судья |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении вопроса о наличии вины предпринимателя в совершении вмененного административного правонарушения суды, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ приняли во внимание, что заявитель, осуществляя в порядке, предусмотренном пунктом 2.5 соглашения, оценку заявки заказчика, не установил несоответствие информации, содержащейся в заявке, требованиям законодательства о закупках, не воспользовался своим правом на приведение заявки в соответствие с указанными требованиями путем внесения соответствующих изменений в заявку или документы закупки, либо на возврат заявки заказчику для устранения выявленных нарушений.
При этом, судами учтено, что доказательств, подтверждающих, принятие учреждением всех зависящих мер по соблюдению требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется. Чрезвычайных и иных объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне контроля общества, исключающих возможность соблюдения норм действующего законодательства, судами не установлено.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ соблюден.
...
Назначенное административное наказание соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Кроме того суды оценили обстоятельства конкретного дела и, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их неразрывной совокупности, не установили оснований для применения положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ для признания правонарушения малозначительным, замены административного штрафа на предупреждение, снижения размера административного штрафа."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2023 г. N Ф09-10376/22 по делу N А71-6897/2022