Екатеринбург |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А71-15140/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Мындря Д.И., Черемных Л.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Шерстовой А.Р. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью ТПК "Восток-Ресурс" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.07.2022 по делу N А71-15140/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседании) принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Шарычева Ю.С. (доверенность от 24.02.2022).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" - филиал общества "РЖД" (Ижевский регион) (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727; далее - общество "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью ТПК "Восток-Ресурс" (ОГРН: 1021801180026, ИНН: 1831081018; далее - общество ТПК "Восток-Ресурс", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении между обществом "РЖД" и обществом ТПК "Восток-Ресурс" договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества ТПК "Восток-Ресурс" N 3/23 при станции Глазов Горьковской железной дороги.
Истец просит изложить:
параграф 12 договора N 3/23 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути в следующей редакции: "Готовые к уборке вагоны убираются маневровым локомотивом Перевозчика с мест погрузки, выгрузки, не позднее чем через 8 часов после получения уведомления от "Владельца" о готовности вагонов к уборке. Готовыми к уборке, являются вагоны с оформленными перевозочными документами";
пункт "б" параграфа 18 договора N 3/23 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути в следующей редакции: "Плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", по ставкам, утвержденным Протоколом правления общества "РЖД" от 29.12.2020 N 83, по тарифному плану "Безлимитный" (Базовый) ежесуточно за развернутую длину 872 метра в сумме 2520 руб., без учета НДС. Тарифный план устанавливается на один календарный год, с возможностью последующего продления, а также изменения по согласованию сторон в период действия договора в соответствии со среднесуточным количеством поданных и убранных вагонов. В случае, если ни одна из сторон за месяц до истечения календарного года не заявит об изменении Тарифного плана, установленный договором тарифный план считается продленным на следующий календарный год".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.07.2022 исковые требования удовлетворены. Судом урегулированы разногласия, спорные условия договора изложены в редакции истца. С ответчика в пользу истца взыскано в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 6 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество ТПК "Восток-Ресурс" обратилось в Арбитражные суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт, изложив параграф 12 договора N 3/23 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути в редакции ответчика, установив срок для подачи, уборки вагонов в 4 часа.
В жалобе и дополнениях к ней заявитель указывает на отсутствие в обжалуемых судебных актах мотивированных причин, по которым суды отвергли доказательства и доводы ответчика в обоснование необходимости установления иного срока для подачи и уборки вагонов. Суды не учли технологию работы железнодорожного пути необщего пользования, не оценили представленные ответчиком доказательства, в том числе содержание других договоров на подачу и уборку вагонов, которые были заключены между истцом и третьими лицами, памятки приемосдатчика за период февраль - декабрь 2021 года
Общество "РЖД" представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на необоснованность доводов общества ТПК "Восток-Ресурс". По мнению истца, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в ходе заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 3/23 общества ТПК "Восток ресурс" при железнодорожной станции Глазов Горьковской железной дороги (далее - договор), предметом которого является подача, расстановка, уборка вагонов локомотивом перевозчика к местам погрузки, выгрузки общества "ТПК "Восток-Ресурс" (владелец) с использованием железнодорожного пути необщего пользования N 6л, принадлежащего обществу "РЖД" (баланс Глазовской дистанции пути Горьковской дирекции инфраструктуры), со стороны ответчика предоставлены разногласия по отдельным условиям договора (параграфы 7, 10, 11, 12, пункты "б", "в", "г", "е" параграфа 18 договора, параграфы 21.6, 21.9, 29 договора). В процессе урегулирования возникших разногласий остались неурегулированными 2 условия договора.
Редакция, на которой настаивает перевозчик, из протокола окончательного согласования:
параграф 12 договора изложить в следующей редакции: "Готовые к уборке вагоны убираются маневровым локомотивом Перевозчика с мест погрузки, выгрузки, не позднее чем через 8 часов после получения уведомления от "Владельца" о готовности вагонов к уборке. Готовыми к уборке, являются вагоны с оформленными перевозочными документами";
пункт "б" параграфа 18 договора изложить в следующей редакции: "Плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего обществу "РЖД", по ставкам, утвержденным Протоколом правления общества "РЖД" от 29.12.2020 г. N 83, по тарифному плану "Безлимитный" (Базовый) ежесуточно за развернутую длину 872 метра в сумме 2520 руб., без учета НДС. Тарифный план устанавливается на один календарный год, с возможностью последующего продления, а также изменения по согласованию сторон в период действия договора в соответствии со среднесуточным количеством поданных и убранных вагонов. В случае, если ни одна из сторон за месяц до истечения календарного года не заявит об изменении Тарифного плана, установленный договором тарифный план считается продленным на следующий календарный год".
Редакция, на которой настаивает общество ТПК "Восток-Ресурс", из протокола окончательного согласования:
Параграф 12 договора изложить следующей редакции: "Готовые к уборке вагоны убираются маневровым локомотивом перевозчика с мест погрузки, выгрузки, не позднее чем через 4 часа после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке";
пункт "б" параграфа 18 договора исключить и договора.
Удовлетворяя иск, суды, руководствуясь статьями 421, 422, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ), Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Правила N 26), Приказа Минтранса России от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом", урегулировали возникшие разногласия в редакции истца.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу пункта 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Поскольку ответчик обжалует судебные акты в части разногласий по параграфу 12 договора, а именно: установлении 8-ми часового срока подачи/уборки вагонов, суд проверяет выводы судов в указанной части.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В пункте 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 64 Устава взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключение договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя).
При наличии разногласий сторон при заключении договора о содержании договорного условия применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, изложенные в пунктах 38 - 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
Устав определяет железнодорожные пути необщего пользования как железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В силу статьи 58 Устава договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях - единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузкой грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Порядок заключения договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования регулируется Правилами N 26.
Следовательно, срок оборота вагонов не является договорной величиной в смысле статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как он устанавливается в договоре не по соглашению сторон, а в силу закона (статья 58 Устава).
Данный срок является величиной, рассчитываемой перевозчиком и зависящей от инженерных, технических, временных и иных факторов, таких как: схема примыкания железнодорожных путей необщего пользования, расстояние подачи и уборки, время на приемо-сдаточные операции, время движения поезда, размещения мест погрузки, выгрузки и их технической оснащенности, технологии работы железнодорожного пути необщего пользования и станции примыкания и так далее.
В силу пункта 2.9 Правил N 26 договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, инструкции, плана и продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, а также технологии работы станции примыкания.
Согласно пункту 3.7 Правил N 26 сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
По смыслу пунктов 3.4 - 3.6 Правил N 26 двухчасовой минимальный период между приемом уведомления о готовности вагонов к уборке и фактической уборкой вагонов локомотивом перевозчика необходим для технической подготовки перевозчика к уборке вагонов после фактического завершения грузовой операции грузополучателем (грузоотправителем).
Между тем конкретные сроки уборки вагонов действующим законодательством не определены.
Таким образом, срок уборки вагонов может быть увеличен в договоре с учетом особенностей технологии работы станции примыкания, а также по договоренности и с учетом иных обстоятельств.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, при этом в соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле, несет риск наступления последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу, что установление 8 часов для подачи/уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки после получения уведомления о готовности вагонов к уборке является технологически обоснованным, не нарушающим права общества ТПК "Восток-Ресурс" как владельца путей, в связи с чем приняли параграф 12 договора в редакции истца.
При это судами исследованы технологический процесс станции Глазов, разработанный и утвержденный с учетом имеющихся у ОАО "РЖД" организационных и технических возможностей (график движения поездов, количество локомотивов, режим работы работников станции Глазов), отчеты о времени нахождения вагонов на ответственности организаций за период с января по декабрь 2021 года, а также за период с января по май 2022 года, пояснительная записка начальника железнодорожной станции г. Глазова от 16.04.2021, согласно которой требуемое время от завершения грузовой операции до уборки вагонов не может составлять менее 8 часов.
Кроме того, вопреки доводам ответчика, из предоставленных памяток приемосдатчика на уборку вагонов следует, что время уборки вагонов варьируется от 7 часов до 158 часов.
Ответчик доказательств того, что предложенная перевозчиком редакция параграфа 12 договора является крайне невыгодной и несоответствующей практике и обычаям делового оборота применительно к отношениям между владельцами железнодорожных путей необщего пользования и перевозчика, не представил (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции не имеется. Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены на переоценку выводов судов, в связи с этим судом кассационной инстанции отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.07.2022 по делу N А71-15140/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью ТПК "Восток-Ресурс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
Д.И. Мындря |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу пунктов 3.4 - 3.6 Правил N 26 двухчасовой минимальный период между приемом уведомления о готовности вагонов к уборке и фактической уборкой вагонов локомотивом перевозчика необходим для технической подготовки перевозчика к уборке вагонов после фактического завершения грузовой операции грузополучателем (грузоотправителем).
...
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 февраля 2023 г. N Ф09-60/23 по делу N А71-15140/2021