Екатеринбург |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А76-24592/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Мындря Д. И.,
судей Черемных Л. Н., Перемышлева И. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Южно-Уральская Тепло-Энергетическая компания "ТеплоСервис" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2022 по делу N А76-24592/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества Костюкевич М.В. (доверенность от 01.06.2022), Федорченко Д.В. (доверенность от 24.08.2022);
Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - министерство) - Пимштейн Н.В. (доверенность от 09.01.2023).
Общество обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к министерству о взыскании убытков, вызванных межтарифной разницей, в сумме 3 821 254 руб. 18 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Челябинской области (далее - Минфин Челябинской области).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2022, оставленным без изменения, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы указывает, что в ноябре 2020 года ему был установлен тариф в отношении тепловой энергии и теплоносителя для населения со сроком действия с 05.11.2020 по 31.12.2020, который увеличился относительно раннее действовавшего тарифа. Изложенное явилось причиной соответствующего увеличения межтарифной разницы между льготным и экономически обоснованным тарифами.
Ссылаясь на то, что в ноябре 2020 года истцу был установлен тариф на срок менее года, податель жалобы считает, что ответчику надлежало выдать обществу субсидию в соответствии с порядком предоставления субсидий, утвержденным в 2021 году.
В связи с этим отказ министерства в выдаче истцу субсидии со ссылкой на пропуск обществом срока на получение субсидии согласно с порядку предоставления субсидий, утвержденному в 2020 году, по мнению подателя жалобы, является неправомерным.
Министерство представило отзыв на кассационную жалобу, в котором, сославшись на несостоятельность позиции заявителя кассационной жалобы, просило оставить его требования без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что общество является единой теплоснабжающей организацией в зоне действия системы теплоснабжения - Районная котельная Карталы, а также единой теплоснабжающей организацией в зоне действия системы теплоснабжения Еленинского сельского поселения.
В период с 01.01.2020 по 31.12.2020 общество осуществляло поставку тепловой энергии потребителям Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области.
Постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 13.12.2019 N 94/107 и от 05.11.2020 N 50/42 для населения были установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для г. Карталы: на период с 01.01.2020 по 04.11.2020 и на период с 05.11.2020 по 31.12.2020 соответственно.
Постановлением министерства от 27.12.2019 N 103/5 для населения были установлены льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Письмом от 11.03.2021 N 188 общество направило в министерство комплекты документов на предоставление субсидии для возмещения части недополученных доходов за период ноябрь - декабрь 2020 года по котельной Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района.
В соответствии с расчетом истца общий размер убытков общества, возникших в результате межтарифной разницы за указанные периоды, составил 3 821 254 руб. 18 коп.
Указанное послужило основанием для обращения общества в суд с иском по настоящему делу.
Рассмотрев настоящее дело, суд первой инстанции признал, что требования общества о взыскании межтарифной разницы, основанные исключительно на самом факте ее наличия, в отсутствие нарушений со стороны органов публичной власти и в обход установленного публично-правовым образованием порядка ее компенсации, является неправомерным и не подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, рассматривавший дело в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поддержал позицию суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения лиц, обеспечивших явку в судебное заседание, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, Арбитражный суд Уральского округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 2 статьи 157, пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
Установление льготных тарифов на тепловую энергию для населения осуществляется в целях обеспечения соблюдения ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 157.1 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П следует, что следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), при установлении тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, возмещению в качестве убытков подлежат расходы энергоснабжающей организации (реальные убытки), в виде разницы между утвержденным (льготным) тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии.
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" разъяснено, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
В соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков по своей природе является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях.
Вместе с тем, для взыскания убытков как в договорном, так и внедоговорном обязательстве, истец обязан доказать совокупность обстоятельств, позволяющих применить такую ответственность: противоправность поведения должника (причинителя вреда); наличие убытков, их размер; причинно-следственная связь между действием (бездействием) лица, нарушившего обязательства (причинившего вред), и возникшими убытками.
Согласно части 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Согласно статье 2 Закона Челябинской области от 27.06.2013 N 503-30 "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области" (далее - Закон N 503-30) право на льготные тарифы имеют физические лица, проживающие на территории Челябинской области.
В соответствии со статьей 3 Закона N 503-30 основанием для предоставления льгот являются принятые в соответствии с настоящим Законом решения органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования тарифов об установлении льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения.
Возмещение выпадающих доходов, возникающих у теплоснабжающих организаций в связи с начислением платы населению за услуги теплоснабжения по льготным тарифам на тепловую энергию, осуществляется за счет средств бюджета Челябинской области.
В соответствии с Законом N 503-30 порядок предоставления субсидий в целях возмещения выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, устанавливается ежегодно нормативными правовыми актами Челябинской области.
Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена необходимость соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок предоставления субсидий юридическим лицам, общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887.
Судами установлено, что предоставление субсидий в 2020 году из бюджета Челябинской области на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения на территории Челябинской области, регулировалось порядком предоставления в 2020 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2020 N 47-П (далее - порядок от 20.02.2020).
В соответствии с пунктами 8, 9 порядка от 20.02.2020 необходимый пакет документов необходимо было предоставить в срок не позднее 15.12.2020. Документы, представленные в министерство позже 15.12.2020 в целях получения субсидий за период с ноябрь - декабрь 2020, к рассмотрению не принимаются.
Как установлено судами, истец обратился в министерство с заявкой на предоставление субсидии только 11.03.2021.
Вопрос предоставления субсидий из областного бюджета теплоснабжающим организациям Челябинской области на компенсацию выпадающих доходов, связанных с осуществлением теплоснабжения населения по льготным тарифам, рассматривался на заседании правления министерства.
Поскольку общество нарушило срок представления документов, предусмотренный пунктами 8 и 9 порядка N 47-П, решением правления министерства от 24.04.2021 N 15 обществу было отказано в заключении соглашения и представлении субсидии за ноябрь - декабрь 2020 года, как это предусмотрено подпунктом 4 пункта 12 порядка N 47-П.
На основании изложенного, суды верно исходили из того, что общество не доказано отсутствие возможности в установленном порядке направить в адрес ответчика документы, необходимые для компенсации выпадающих доходов от межтарифной разницы.
В связи с чем, учитывая заявительный характер выдачи субсидии, а также наличие установленного публично-правовым образованием порядка ее компенсации, требование ресурсоснабжающей организации о взыскании межтарифной разницы, основанное исключительно на самом факте ее наличия, является неправомерным.
Судами обоснованно принято во внимание, что Порядком предоставления в 2021 году субсидий на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 05.02.2021 N 29-П (далее - Порядок 2021 года), также не предусмотрено возможности возмещения из бюджета Челябинской области сумм субсидий, не выплаченных теплоснабжающей организации за какие-либо периоды 2020 года по причинам нарушения получателем субсидии сроков представления документов, установленных пунктами 8 и 9 порядка N 47-П или в связи с отсутствием обращения получателя субсидии.
Суды мотивированно отклонили ссылку истца на получение субсидии в соответствии с пунктом 25 вышеуказанного Порядка 2021 года, поскольку данным пунктом предусмотрена возможность предоставления в 2021 году субсидий за один или несколько расчетных периодов 2020 года тем получателям субсидий, в отношении которых тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения были установлены в 2020 году на срок менее одного года в соответствии с подпунктами "в", "г", "и", "л" пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
В настоящем случае тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией населению зоны теплоснабжения "Система теплоснабжения-Районная котельная Карталы" Карталинского городского поселения Карталинского муниципального района, были установлены на весь 2020 год, в том числе экономически обоснованные тарифы - постановлениями министерства от 13.12.2019 N 94/107 и от 05.11.2020 N 50/42, льготные тарифы - постановлением министерства от 27.12.2019 N 103/5.
Кроме того, как верно указано судами, сам по себе факт утраты в 2021 году истцом статуса единой теплоснабжающей организации в зоне действия Карталинского городского поселения ввиду расторжения договоров аренды недвижимого имущества и оборудования, вырабатывающего тепловую энергию, с учетом нарушения истцом процедуры получения субсидии не является основанием для взыскания с ответчика убытков, поскольку выбор способа компенсации убытков путем получения субсидий или включения соответствующих расходов в тариф находится в сфере влияния истца.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали надлежащую правовую оценку доводам и возражениям участвующих в деле лиц, в том числе приведенным в кассационной жалобе.
Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2022 по делу N А76-24592/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Южно-Уральская Тепло-Энергетическая компания "ТеплоСервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Мындря |
Судьи |
Л.Н. Черемных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена необходимость соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок предоставления субсидий юридическим лицам, общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887.
...
Суды мотивированно отклонили ссылку истца на получение субсидии в соответствии с пунктом 25 вышеуказанного Порядка 2021 года, поскольку данным пунктом предусмотрена возможность предоставления в 2021 году субсидий за один или несколько расчетных периодов 2020 года тем получателям субсидий, в отношении которых тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для населения были установлены в 2020 году на срок менее одного года в соответствии с подпунктами "в", "г", "и", "л" пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 февраля 2023 г. N Ф09-8978/22 по делу N А76-24592/2021