Екатеринбург |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А50-9507/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Сухановой Н. Н., Жаворонкова Д. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее также - Пенсионный фонд) на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.07.2022 по делу N А50-9507/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Театр на Звезде" г. Перми (далее - дошкольное учреждение, ответчик) о взыскании переплаты средств в сумме 13 504,31 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.07.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Считает, в данном случае переплата пенсии Шварц Т.Н. с 01.08.2017 по 31.07.2018 произведена по вине ответчика, напрямую связана с его действиями (бездействием), а именно с несвоевременным представлением отчетности за июнь 2017 года и представлением отчетности за спорный период 01.08.2019 года.
Как следует из материалов дела, ответчик в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Руководствуясь п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) ответчик с нарушением срока представил сведения по форме СЗВ-М за июнь 2017 года в отношении Шварц Т.Н., являющейся пенсионером (сведения представлены 01.08.2019 при установленном сроке - не позднее 17.07.2017).
Несвоевременное представление ответчиком сведений о работе у него указанного лица в июне 2017 года повлекло излишнюю выплату суммы индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии за период с 01.09.2017 по 31.05.2018. Общий размер переплаты составил 13 504,31 руб.
Полагая, что вышеуказанная сумма переплаты пенсии является убытками, подлежащими возмещению ответчиком, Пенсионный фонд направил в адрес ответчика решение от 09.11.2019 о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, которым указал на необходимость возместить сумму переплаты по указанным в письме реквизитам в установленный срок.
Неисполнение решения послужило основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Суды пришли к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между предоставленными работодателем недостоверными сведениями и понесенными в связи с этим пенсионным фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии работающему пенсионеру, в связи с чем, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Проверив законность принятых по делу судебных актов суд округа не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (статья 28 Закона N 400-ФЗ).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).
Из смысла статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной). В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды пришли к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между предоставленными работодателем недостоверными сведениями и понесенными в связи с этим фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии, в связи с чем, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Как указывалось ранее основанием для взыскания убытков в сумме 13 504,31 руб. явилась излишняя выплата Фондом индексации размера страховой пенсии за период с 01.09.2017 по 31.05.2018, которая обусловлена нарушением срока предоставления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета, необходимых для определения размера трудовой пенсии.
Действительно отчетность по форме СЗВ-М с типом исходная за июнь 2017 года в отношении работающего пенсионера Шварц Т.Н. представлена 01.08.2019.
Вместе с тем, суды установили, что отчетность, содержащая сведения о продолжении осуществления трудовой деятельности спорным застрахованным лицом за июль 2017 года, август 2017 года представлена в Фонд 24.08.2017 и 04.09.2017 соответственно.
Таким образом, из истории выплаты за период с 01.08.2017 по 31.07.2018 следует, что установленная доплата фактически перечислена Шварц Т.Н. с 28.08.2017, когда Фонду уже было известно о том, что Шварц Т.Н. не прекратила осуществление трудовой деятельности, что влечет отсутствие оснований для индексации.
Поскольку законом предусмотрена обязанность пенсионного фонда ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерам трудовой деятельности при принятии решения об индексации пенсии, суды обоснованно указали, что, переплата пенсии возникла не из-за виновных действий работодателя-страхователя, а из-за неосуществления пенсионным фондом своевременного мониторинга сведений о застрахованных лицах.
Как верно отмечено судами, Пенсионный фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованных лиц (отчетность по форме СЗВ-М за последующие периоды, представленную своевременно), никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за июнь 2017 года.
Фактически истец имел возможность не производить выплату индексации, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ и пунктов 86, 88 и 90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н,, однако указанной возможностью не воспользовался.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Оценка судом доказательств, отличная от их оценки заявителем кассационной жалобы, как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о наличии в принятых судебных актах существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибки.
Нормы материального права суды двух инстанций применили верно, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам спора. Материалы дела исследованы судами двух инстанций полно и всесторонне, содержащиеся в судебных актах выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.07.2022 по делу N А50-9507/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из смысла статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной). В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.
...
Фактически истец имел возможность не производить выплату индексации, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ и пунктов 86, 88 и 90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н,, однако указанной возможностью не воспользовался."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 февраля 2023 г. N Ф09-150/23 по делу N А50-9507/2022