Екатеринбург |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А07-21081/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Гавриленко О.Л., Жаворонкова Д.В.
при ведении протокола помощником судьи Тихомировой А.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу акционерного общества "Вагоноремонтный завод" (далее - ответчик, общество "Вагоноремонтный завод") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.06.2022 по делу N А07-21081/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Транспортные технологии" (далее - истец, общество "Транспортные технологии") - Пичугин Р.С. (доверенность от 15.01.2021, диплом).
От общества "Вагоноремонтный завод" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество "Транспортные технологии" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу "Вагоноремонтный завод" о взыскании убытков в размере 767 702 руб. 37 коп., почтовых расходов в размере 348 руб.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД", третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 17.06.2021 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Вагоноремонтный завод" просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что судами не дана оценка его доводу о том, что спорные вагоны имели помимо технологических неисправностей еще и эксплуатационные вследствие чего были отцеплены.
По мнению кассатора заявителя, в данном случае отсутствует причинно-следственная связь между поведением ответчика и нарушением прав истца, наличие которой необходимо.
Кассатор указывает, что суды не приняли во внимание его довод о различных данных о номерах поглощающих аппаратов ( акт приема-передачи от 08.04.2021), поскольку в материалы дела представлена транспортная накладная от 02.03.2021, с указанием о перевозке 6 поглощающих аппаратов, правовую оценку данному документу не дали.
По мнению подателя жалобы, материалы дела не содержат документов, подтверждающих возникновение убытков в виде упущенной выгоды, а также доказательств, свидетельствующих о принятии мер для реального получения дохода, истцом не приведено доказательств по несению убытков в виде упущенной выгоды, поскольку ссылки на данные журналов не подтверждают предоставление в аренду конкретных цистерн, доказательств того, что во владении истца имелись иные цистерны суду не представлены.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Транспортные технологии" просит оставить обжалуемые решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций без изменения, считая их законными, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как следует из представленных материалов, между обществом "Транспортные Технологии" (далее - заказчик) и акционерным обществом "Вагоноремонтный завод" (далее - подрядчик) заключен договор от 01.02.2019 N I097/KO-19 (далее - договор) на выполнение работ по деповскому, капитальному, текущему ремонту грузовых вагонов в соответствии с которым заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик принимает на себя обязательства производить ремонт грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании.
В соответствии с подпунктом 6.1. договора "Гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов устанавливается: до следующего планового вида ремонта, начиная с даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ36М, при условии соблюдения Заказчиком правил технической эксплуатации подвижного состава. Гарантия не распространяется на узлы и детали, отказ которых произошёл по причине естественных эксплуатационных износов, повреждений в процессе погрузочно-разгрузочных работ, на вагоны, у которых межремонтный пробег превысил установленную нормативными документами норму, а также на неисправности, выявленные в качестве коммерческих при подаче грузового вагона под вторую и последующие погрузки после проведенного ремонта.
Истец указывает на причинение ему убытков в связи с некачественным произведением ответчиком работы по плановому ремонту следующих вагонов:
Вагон N 50013473 06.08.2020 забракован на станции Агрыз Горьковской ж.д. в текущий отцепочный ремонт, по неисправностям: трещина/излом боковины (рамы) (205), претензии к качеству выполнения капитального ремонта (913).
Вагон N 50013473 был отремонтирован ВЧДЭ Агрыз ОАО "РЖД", что подтверждается счетом-фактурой от 21.08.2020 N 1895129/08002021и актом о выполненных работах от 21.08.2020 N 418473.
Платежным поручением от 18.08.2020 N 5139 общество "Транспортные Технологии" оплатило ВЧДЭ Агрыз ОАО "РЖД" стоимость ремонта вагона N 50013473 в сумме 12 701 руб. 97 коп.
Кроме того, в рамках данного ремонта общество "Транспортные Технологии" было вынуждено оплатить стоимость транспортировки боковой рамы, установленной взамен неремонтопригодной.
Таким образом, в связи с некачественным ремонтом вагона N 50013473 общество "Транспортные Технологии" понесло убытки в общей 23 584 руб. 97 коп. в том числе: - текущий ремонт вагона на сумму 10 584 руб. 97 коп. без НДС; - перевозка боковой рамы N 14-123889-2005, на сумму 13 000 руб. без НДС.
Согласно акту-рекламации от 26.08.2020 ВУ-41-М N 1106 виновное лицо - АО "Вагоноремонтный завод" (1230).
В период гарантийного срока вагон N 50975382 18.07.2020 забракован на станции Лихая Северо-Кавказской ж.д. в текущий отцепочный ремонт, по неисправностям: нагрев подшипника в корпусе буксы выше нормы по внешним признакам (150), претензии к качеству выполнения деповского ремонта (912).
Вагон N 50975382 был отремонтирован ВЧДЭ Батайск ОАО "РЖД", что подтверждается счетом-фактурой от 04.09.2020 N 1895129/09000300 и актом о выполненных работах от 04.09.2020 N 09/05/5382.
Платежным поручением от 01.09.2020 N 5298 общество "Транспортные Технологии" оплатило ВЧДЭ Батайск ОАО "РЖД" стоимость ремонта вагона N 50975382 в сумме 11 314 руб. 79 коп.
Согласно акту-рекламации от 31.07.2020 ВУ-41-М N 1010 виновным признано АО "Вагоноремонтный завод" (1230).
Согласно данным, опубликованным в специализированном информационном источнике "Промышленные грузы" средняя ставка предоставления цистерны в июле-сентябре 2020 года составляла 875 руб. в сутки.
Истец указал, что в связи с отцепкой вагона, общество "Транспортные Технологии" понесло убытки в виде упущенной выгоды за период простоя вагона в текущем отцепочном ремонте в период с 18.07.2020 по 04.09. в размере 42 875 руб. из расчета: 49 дней * 875 руб.
В связи с некачественным ремонтом вагона N 50975382 общество "Транспортные Технологии" просит взыскать убытки в общей сумме 97 148 руб. 59 коп., в том числе: по оплате ремонта вагона N 50975382, транспортировка установленных колесных пар, упущенную выгоду за период нахождения вагона N 50975382 в текущем отцепочном ремонте.
Вагон N 53873402 20.10.2020 забракован на станции Зелецино Горьковской железной дороги по технологическим неисправностям: трещина/излом лестниц, поручней и подножек (567), претензии к качеству выполнения деповского ремонта (912). Вагон был передислоцирован в вагонное эксплуатационное депо Горький-Сортировочный - обособленное структурное подразделение ОАО "РЖД" для проведения восстановительного ремонта.
Неисправности были устранены посредством проведения ТР-2 вагона N 53873402 в вагонном эксплуатационном депо Горький-Сортировочный - обособленное структурное подразделение ОАО "РЖД", что подтверждается счетом-фактурой от 26.10.2020 N 1895129/10002729 и актом о выполненных работах от 26.10.2020 N 53873402.
Стоимость работ по ТР-2 названного вагона составила 6 290 руб. 27 коп. без НДС.
Согласно акту-рекламации виновным признано общество "Вагоноремонтный завод" (1230).
Согласно данным, опубликованным в специализированном информационном источнике "Промышленные грузы" средняя ставка предоставления цистерны в октябре 2020 года составляла 900 руб. в сутки.
Истец указал, что в связи с отцепкой вагона, общество "Транспортные Технологии" понесло убытки в виде упущенной выгоды за период простоя вагона в текущем отцепочном ремонте в период с 20.10.2020 по 26.10.2020 в размере 6 300 руб. из расчета: 7 дней * 900 руб.
В связи с некачественным ремонтом вагона N 53873402 общество "Транспортные Технологии" просит взыскать убытки в общей сумме 12 590 руб. 27 коп., в том числе: по оплате ремонта вагона N 53873402, убытки по арендной плате.
Вагон N 53887410 01.09.2020 забракован на станции Коротчаево Свердловской железной дороги по технологическим неисправностям: суммарный зазор эластомерного поглощающего аппарата более 5 мм (352). Вагон был передислоцирован в АО "ЯЖДК" для проведения восстановительного ремонта.
Неисправности вагона N 53887410 были устранены посредством проведения ТР-2 Вагона в АО "ЯЖДК", что подтверждается счетом-фактурой от 10.12.2020 N 5793 и актом о выполненных работах от 10.12.2020 N 3324.
Стоимость работ составила 24 587 руб. 28 коп. без НДС.
В связи с тем, что поглощающий аппарат N 39-1379-2009 был забракован, истец понес также дополнительные расходы на его в размере 18 730 руб. без НДС, что подтверждается счетом-фактурой от 08.04.2021 N 080421 и актом приема-передачи от 08.04.2021, а также затраты на перевозку забракованного поглощающего аппарата к месту его ремонта на сумму 206 400 руб. без НДС, что подтверждается актом от 02.03.2021 N 76.
Согласно акту-рекламации от 10.12.2020 ВУ-41-М N 49 виновным признано общество "Вагоноремонтный завод" (1230).
Согласно данным, опубликованным в специализированном информационном источнике "Промышленные грузы" средняя ставка предоставления цистерны в сентябре - декабре 2020 года составляла 900 руб. в сутки.
Истец указал, что в связи с отцепкой вагона, общество "Транспортные Технологии" понесло убытки в виде упущенной выгоды за период простоя вагона в текущем отцепочном ремонте в период с 01.09.2020 по 10.12.2020 в размере 90 900 руб. из расчета: 101 день * 900 руб.
В связи с некачественным ремонтом вагона N 53887410 общество "Транспортные Технологии" просит взыскать убытки в общей сумме 333 197 руб. 90 коп., в том числе: по оплате ремонта вагона, Перевозка забракованного поглощающего аппарата к месту его ремонта, а также убытки по арендной плате.
Вагон N 50960723 07.01.2021 забракован на станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги по технологическим неисправностям: сдвиг буксы (151), претензии к качеству выполнения деповского ремонта (912). Вагон был передислоцирован в вагонное ремонтное депо Иркутск-Сортировочный - обособленное структурное подразделение АО "ВРК-2" для проведения восстановительного ремонта.
Неисправности были устранены посредством проведения ТР-2 Вагона в вагонном ремонтном депо Иркутск-Сортировочный - обособленное структурное подразделение АО "ВРК-2", что подтверждается счетом-фактурой от 26.01.2021 N ВИРК-0100451 и актом о выполненных работах от 26.01.2021 N 329.
Стоимость работ составила 692 125 руб. 84 коп. без НДС.
Согласно акту-рекламации от 27.01.2021 ВУ-41-М N 47 виновным признано АО "Вагоноремонтный завод" (1230).
Согласно данным, опубликованным в специализированном информационном источнике "Промышленные грузы" средняя ставка предоставления цистерны в ноябре 2020 года составляла 900 руб. в сутки.
Истец указал, что в связи с отцепкой вагона, общество "Транспортные Технологии" понесло убытки в виде упущенной выгоды за период простоя вагона в текущем отцепочном ремонте в период с 19.11.2020 по 30.11.2020 составили 10 800 руб. из расчета: 12 дней * 900 руб.
В связи с некачественным ремонтом вагона N 50960723 общество "Транспортные Технологии" просит взыскать убытки в общей сумме 199 866 руб. 34 коп., в том числе: по оплате ремонта вагона, убытки по арендной плате.
Вагон N 51278315 23.11.2020 забракован на станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги по технологическим неисправностям: сдвиг буксы (151), претензии к качеству выполнения деповского ремонта (912). Вагон был передислоцирован в вагонное эксплуатационное депо Иркутск-Сортировочный - обособленное структурное подразделение ОАО "РЖД" для проведения восстановительного ремонта.
Неисправности были устранены посредством проведения ТР-2 вагона в вагонном эксплуатационном депо Иркутск-Сортировочный - обособленное структурное подразделение ОАО "РЖД", что подтверждается счетом-фактурой от 06.01.2021 N 1895129/01001959 и актом о выполненных работах от 06.01.2021 N 2587.
Стоимость работ составила 7 772 руб. 40 коп. без НДС.
Согласно акту-рекламации от 30.11.2020 ВУ-41-М N 4276 виновным признано АО "Вагоноремонтный завод" (1230).
Согласно пересылочной ведомости от 01.06.2021 колесная пара забракована. Истец понес дополнительные расходы на приобретение исправной колесной пары N 39-211580(21580)-1992 на сумму 68 333 руб. 33 коп.
В связи с некачественным ремонтом вагона N 51278315 общество "Транспортные Технологии" просит взыскать убытки в соответствующей сумме.
Кроме того, между обществом "Транспортные Технологии" (арендатор) и обществом с ограниченной ответственностью "Деловой Визит" (арендодатель), заключен договор на аренду цистерн от 01.04.2015 N 0204 ДВ-ТТ (далее - договор аренды), согласно условиям которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование (аренду) технически исправных железнодорожных цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов, а арендатор обязуется :принять цистерны, осуществлять пользование цистернами, оплачивать своевременно арендную плату, установленную договором.
В соответствии с пунктами 5.1. и 5.2. договора арендная плата оплачивается арендатором по окончании месяца за фактически оказанные услуги в соответствии с ценами, указанными в приложениях к договору.
Согласно пункту 8.1.3. названного договора арендная плата не уплачивается в случае, если
в силу обстоятельств, находящихся вне контроля арендатора, или обстоятельств непреодолимой силы у условия пользования или состояние цистерн существенно ухудшились, в том числе если в результате таких обстоятельств произошло повреждение /уничтожение цистерн или иного имущества, в результате чего использование цистерн стало невозможным, либо был ограничен доступ к цистернам, ограничена возможность перемещения цистерн/ распоряжения цистернами, создалась невозможность использования цистерн в соответствии с целевым назначением и/или для получения дохода.
Согласно пункту 1 Приложения от 31.05.2020 N 12 года к договору стоимость аренды одной цистерны составляет 650 руб. без НДС в сутки.
Истец указал, что в связи с некачественно произведенным ремонтом колёсной пары и нахождением вагона в текущем ремонте в период с 23.11.2020 по 06.01.2021, общество "Деловой Визит" понесло убытки в виде недополученной арендной платы в размере 29 250 руб. (не включая НДС).
На основании агентского договора N ТТ-021А/2015 общество "Транспортные Технологии" (агент) по поручению общества "Деловой Визит" (принципал) выполняет требование к обществу "Вагоноремонтный завод" о возмещении убытка (упущенной выгоды) на сумму 29 250 руб., причиненного вследствие некачественного ремонта колёсной пары, выполненного обществом "Вагоноремонтный завод".
В связи с некачественным ремонтом вагона N 51278315 убытки истца составили 101 314 руб. 30 коп., в том числе: текущий ремонт вагона, приобретение колёсной пары, убытки по арендной плате.
Всего сумма убытков общества "Транспортные Технологии" из-за неправомерных действий общества "Вагоноремонтный завод" составила 767 702 руб. 37 коп.
С целью соблюдения досудебного претензионного порядка урегулирования спора в адрес ответчика направлена претензия, которая оставлена последним без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статья 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения вреда указывает на возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков. Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25).
Судами установлено, что спорные вагоны отцеплены в ремонт в связи с их неисправностью по причине ненадлежащего ремонта вагонов, осуществленного ответчиком, неисправность колесных пар спорных вагонов возникла в период гарантийного срока и виновным в неисправности лицом является ответчик согласно представленным в материалы дела актам-рекламациям формы ВУ-41.
Оценивая представленные рекламационные акты на предмет их допустимости и достоверности, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденного Некоммерческим партнерством "Объединение производителей железнодорожной техники" и введенным в действие с 14.03.2014.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды нижестоящих инстанций установили факт возникновения в период гарантийного срока неисправности вагонов, принадлежащих обществу "Транспортные Технологии" а также их пар колес, проведения в целях установления причин появления таких дефектов расследований, составления по результатам расследований рекламационных актов, в которых зафиксирован технологический характер неисправности и наличие вины общества "Вагоноремонтный завод" в результате некачественно выполненных ремонтных работ.
Принимая составленные в отсутствие представителя общества "Вагоноремонтный завод" рекламационные акты в качестве надлежащих и допустимых доказательств наличия его вины в возникновении недостатков вагонов, суды исходили из доказанности уведомления общества "Вагоноремонтный завод" о выявленных недостатках и планируемых расследованиях.
Довод общества "Вагоноремонтный завод" о недоказанности факта причинения ущерба и наличия вины ответчика судами отклонен, как не соответствующий установленным фактическим обстоятельствам дела.
Судами отмечено, что, не отрицая факт выполнения работ по ремонту вагонов, ответчик полагает необоснованным возложение на него ответственности за последствия некачественно выполненных работ, в то же время доказательств надлежащего исполнения обязанности по качеству работ судам не представил, равно как и доказательства повреждения вагонов вследствие действий истца либо третьих лиц.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии на стороне общества "Вагоноремонтный завод" обязанности по возмещению убытков виде затрат общества "Транспортные Технологии" на проведение ремонта вагонов, потребность в котором вызвана технологическими дефектами вследствие ненадлежащего ремонта вагонов ответчиком, в связи с чем правомерно удовлетворили иск в указанной части.
Удовлетворяя требование истца о взыскании упущенной выгоды в размере недополученной арендной платы, вызванной простоем неисправных вагонов, суды верно исходили из того, что невозможность пользования арендованным имуществом по обстоятельствам, не зависящим от арендатора, освобождает последнего от исполнения его обязанности по внесению арендной платы. Поскольку арендодатель в момент невозможности использования арендованного имущества по независящим от арендатора обстоятельствам не осуществляет какого-либо предоставления, соответственно, он теряет право на получение арендной платы.
С учетом условий договора аренды, суды пришли к выводу о том, что нахождение вагонов в ремонте по вине ответчика не позволило получить истцу доходы от использования вагонов, которые он мог бы получить в обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено, в связи с чем требование истца в данной части признали обоснованным за период с момента составления актов о повреждении вагонов до составления уведомлений о приемке грузовых вагонов из текущего ремонта.
Аргументы ответчика о неподтвержденности убытков в виде упущенной выгоды получили надлежащую оценку судов, и отклонены поскольку противоречат материалам дела.
В целом доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, по существу, направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 АПК РФ), в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции, в том числе по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.06.2022 по делу N А07-21081/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Вагоноремонтный завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков. Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 февраля 2023 г. N Ф09-9818/22 по делу N А07-21081/2021