Екатеринбург |
|
28 февраля 2023 г. |
Дело N А60-22812/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Суспициной Л.А., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2022 по делу N А60-22812/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (далее - учреждение) - Кенебас И.С. (доверенность от 24.01.2023 N 16370-024/56).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Территориальное управление) о признании недействительным уведомления N 66-ВС06/1582 от 17.02.2022 об отказе в согласовании передачи в аренду находящегося в федеральной собственности имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Решением суда от 11.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить в полном объеме, ссылаясь на то, что отказ в согласовании является незаконным как по форме, так и по содержанию. Заявитель полагает, что в согласовании отказано немотивированно, без обоснований неэффективности использования имущества путем передачи его в аренду, ссылается на то, что, в свою очередь, при рассмотрении дела заявителем полностью доказана эффективность использования переданного ему в аренду имущества.
Как следует из материалов дела, за учреждением на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество: помещения первого этажа N 24, общей площадью 18,1 кв. м; N N 28-31, общей площадью 11,0 кв. м; помещения подвала NN 47-52, помещения первого этажа N 93, общей площадью 113,7 кв. м; помещения первого этажа N 78, общей площадью 19,7 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Екатеринбург, ул. Московская, д. 29.
Письмом от 30.12.2021 N МН-21/6310 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации обратилось в Территориальное управление за согласованием сделки по передаче в аренду вышеуказанного имущества.
Уведомлением N 66-ВС-06/1582 от 17.02.2022 Территориальное управление отказало в согласовании передачи в аренду закрепленного за истцом на праве оперативного управления имущества.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворения заявления, исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям части 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Согласно положениям статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (пункт 9 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (пункт 10 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Для целей названного Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (пункты 11, 12 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" утверждено Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения (далее - Положение).
Согласно подпунктам "м"" и "н" пункта 3 Положения орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке:
согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения, распоряжение недвижимым имуществом федерального бюджетного учреждения, в том числе передачу его в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами;
согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения, внесение федеральным бюджетным учреждением в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления), иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачу им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника.
В пункте 4 Положения предусмотрено, что решения по вопросам, указанным в подпунктах "м" и "н" пункта 3 настоящего Положения, принимаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, за исключением решений в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации и Федерального агентства морского и речного транспорта (в отношении подведомственных ему федеральных бюджетных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов), посредством размещения на портале проекта решения.
Взаимодействие органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом осуществляется через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - портал) посредством размещения электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом рассматривает проект решения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и не позднее 15 рабочих дней со дня его размещения на портале (в случае заключения договоров аренды в отношении федерального имущества государственных образовательных организаций, являющихся федеральными бюджетными учреждениями, федеральных бюджетных научных учреждений - не позднее 15 календарных дней со дня его размещения на портале) согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании посредством размещения на портале (в случае заключения договоров аренды в отношении федерального имущества государственных образовательных организаций, являющихся федеральными бюджетными учреждениями, федеральных бюджетных научных учреждений - не позднее 15 календарных дней со дня его размещения на портале) уведомления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В случае непоступления от Федерального агентства по управлению государственным имуществом соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня размещения на портале (в случае заключения договоров аренды в отношении федерального имущества государственных образовательных организаций, являющихся федеральными бюджетными учреждениями, федеральных бюджетных научных учреждений - в течение 30 календарных дней со дня размещения на портале) проекта решения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решение считается согласованным.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, уведомляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о принятом решении (с приложением копии решения в электронном виде) посредством размещения на портале уведомления в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.
Как следует из материалов дела, в письме от 30.12.2021 N МН-21/6310 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации обратилось в Территориальное управление за согласованием сделки по передаче в аренду недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, а именно помещения первого этажа N 24, общей площадью 18,1 кв. м; NN 28-31, общей площадью 11,0 кв. м; помещения подвала NN 47-52, помещения первого этажа N 93, общей площадью 113,7 кв. м; помещения первого этажа NN 78, общей площадью 19,7 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29.
Обращение Территориальным управлением рассмотрено в установленном порядке, на него дан мотивированный ответ.
Уведомлением N 66-ВС-06/1582 от 17.02.2022 Территориальное управление отказало в согласовании передачи в аренду закрепленного за учреждением на праве оперативного управления имущества.
С учетом изложенного доводы учреждения о том, что в согласовании отказано немотивированно, без обоснований неэффективности использования имущества путем передачи его в аренду, при рассмотрении дела заявителем доказана эффективность использования переданного ему в аренду имущества, не нашли своего подтверждения в материалах дела, в связи с чем судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения постановления. Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.08.2022 по делу N А60-22812/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения, внесение федеральным бюджетным учреждением в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления), иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачу им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника.
В пункте 4 Положения предусмотрено, что решения по вопросам, указанным в подпунктах "м" и "н" пункта 3 настоящего Положения, принимаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, за исключением решений в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации и Федерального агентства морского и речного транспорта (в отношении подведомственных ему федеральных бюджетных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов), посредством размещения на портале проекта решения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 февраля 2023 г. N Ф09-307/23 по делу N А60-22812/2022