Екатеринбург |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А60-2240/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Вдовина Ю.В., Ивановой С.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 по делу N А60-2240/2022 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Департамента - Богатырева И.В. (доверенность от 29.12.2022, удостоверение), Пермякова А.В. (доверенность от 20.12.2022, удостоверение).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (далее - общество "УК "ДЕЗ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 23.12.2021 N 29-20-29-271.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Цветметводоочистка" (далее - общество "Цветметводоочистка").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "УК "ДЕЗ".
В кассационной жалобе Департамент просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что переоборудование нежилого помещения путем демонтажа (отключения) теплопотребляющих устройств в помещении без соответствующего разрешения уполномоченных органов и соблюдения особого предусмотренного законодательством порядка не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения. С учетом изложенного, Департамент отмечает, что в нежилое помещение общества "Цветметводоочистка" предоставляется тепловая энергия для целей отопления посредством внутридомовой инженерной системы отопления и объем тепловой энергии, поступившей в нежилое помещение, учитывается общедомовым прибором учета. При этом Департамент ссылается на то, что сведения об автономной системе отопления (отдельном тепловом контуре) нежилого помещения в технической документации на рассматриваемый многоквартирный дом (далее - МКД) отсутствует.
В связи с этим Департамент полагает, что при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и пользователям жилых помещений в МКД, у общества "УК "ДЕЗ" отсутствовали правовые основания для исключения площади нежилого помещения общества "Цветметводоочистка". По мнению Департамента, определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению необходимо производить исходя из объема тепловой энергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета, установленного в МКД, с учетом общей площади всех жилых и всех нежилых помещений в МКД.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, в Департамент поступило коллективное обращение, направленное собственником жилого помещения N 39, расположенного в МКД по адресу г. Каменск-Уральский, ул. Алюминиевая, д. 8, от лица жителей МКД, о несогласии с начисленным размером платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам/пользователям жилых помещений в многоквартирном доме.
На основании приказа заместителя директора Департамента о проведении внеплановой документарной проверки от 30.11.2021 N 29-20-26-271 в целях рассмотрения обращения от 16.11.2021, специалистами Департамента в период с 16.12.2021 по 23.12.2021 проведена внеплановая проверка в отношении общества "УК "ДЕЗ" на предмет соблюдения лицензионных требований, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязательных требований к порядку определения размера платы и начислению платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и пользователям жилых помещений в МКД, расположенном по адресу: г. Каменск-Уральский, ул. Алюминиевая, д. 8.
По результатам проверки составлен акт от 23.12.2021 N 29-20-28-271.
В отношении общества "УК "ДЕЗ" выдано предписание от 23.12.2021 N 29-20-29-271, в соответствии с которым надлежит обеспечить соблюдение порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, собственникам и пользователям помещений в названном МКД в соответствии с пунктом 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и пункта 3 Приложения N 2 к Правилам N 354 путем перерасчета платы за период с октября 2019 г. по октябрь 2021 г. с отражением перерасчета в платежных документах. С ноября 2021 г. производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и пользователям помещений МКД, расположенного по адресу: г. Каменск-Уральский, ул. Алюминиевая, д. 8, в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 и пунктом 3 Приложения N 2 к Правилам N 354 в срок до 01.02.2022.
Полагая, что названное предписание Департамента недействительно, общество "УК "ДЕЗ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, указав на отсутствие совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, установив, что ресурсоснабжающая организация при предъявлении управляющей организации объемов тепловой энергии для целей отопления вычитает из объемов по показаниям общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ), объемы общества "Цветметводоочистка" на содержание общего имущества, а также о соблюдении обществом положений пункта 42 (1) Правил N 354 и пункта 3 Приложения N 2 к Правилам N 354, отменил решение суда первой инстанции
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 80 Правил N 354 предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом доме или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 42 Правил N 354).
На основании части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 настоящих Правил. Потребитель коммунальной услуги по отоплению, произведенной и предоставленной с использованием тепловой энергии, поданной по централизованным системам теплоснабжения, и с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с использованием индивидуальных тепловых пунктов, вносит плату за отопление, рассчитанную в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату усыновить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что согласно актам от 07.12.2021 и от 09.04.2021, составленным обществом "УК ДЕЗ" совместно с ресурсоснабжающей организацией "РУСАЛ Каменск-Уральский", а также схемам и фотоматериалам система отопления нежилого помещения общества "Цветметводоочистка" (233,9 м2) смонтирована автономно и с сетями теплоснабжения МКД не соединена, подача и отдача тепловой энергии осуществляется напрямую из трубопроводов на отопление до ОДПУ МКД. Врезки трубопроводов системы отопления нежилого помещения общества "Цветметводоочистка" в подающий и обратный трубопроводы системы отопления МКД - отсутствуют.
При этом согласно акту обследования от 13.01.2022 по нежилому помещению (офисные помещения) общества "Цветметводоочистка" подключение теплоснабжения по ОДПУ МКД (не входит в ОДПУ МКД), имеется отдельный контур теплоснабжения, имеется индивидуальный прибор учета (далее - ИПУ), а также по данному помещению проходят общедомовые вертикальные трубопроводы теплоснабжения, отопительные приборы отсутствуют.
Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Тепловой ввод находится в подвальном помещении со стороны дворового фасада здания. Врезка трубопроводов отопления общества "Цветметводоочистка" выполнена до ОДПУ МКД, следовательно, как верно указано судом апелляционной инстанции, при наличии ИПУ его установка осуществлена на сетях, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации, а не управляющей компании.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что с 01.01.2017 ресурсоснабжающая организация - акционерное общество "РУСАЛ Урал" производит поставку и начисление за коммунальный ресурс тепловая энергия для целей отопления в нежилые помещения, расположенные в МКД. Согласно выпискам из расчетных ведомостей, при распределении объемов тепловой энергии для целей отопления по нежилому помещению ресурсоснабжающая организация учитывает тот факт, что помещение запитано до ОДПУ. В соответствии с этим при распределении объемов руководствуется формулами 3 и 3 (6) Правил N 354. По названным формулам, на нежилое помещение, запитанное до ОДПУ, распределяется объем тепловой энергии поставленной на содержание общего имущества.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация при предъявлении управляющей организации объемов тепловой энергии для целей отопления вычитает из объемов по показаниям ОДПУ, объемы общества "Цветметводоочистка" на содержание общего имущества.
В связи с этим судом апелляционной инстанции верно сделан вывод о том, что общество "УК "ДЕЗ" при определении размера платы за коммунальную услугу отопление, предоставленную в период с октября 2019 г. по октябрь 2021 г., собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений спорного МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое и нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии применялся порядок определения размера платы в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 и пунктом 3 Приложения N 2 к Правилам N 354 по формулам 3 и 3 (6).
На основании изложенного у Департамента отсутствовали законные основания для выдачи предписания обществу "УК "ДЕЗ" обеспечить порядок начисления платы за коммунальную услугу отопления, предусмотренный пунктом 42 (1) Правил N 354 и пунктом 3 Приложения N 2 к Правилам N 354 путем перерасчета платы за период с октября 2019 г. по октябрь 2021 г. с отражением перерасчета в платежных документах, в том числе с ноября 2021 г. производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и пользователям помещений МКД в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 и пунктом 3 Приложения N 2 к Правилам N 354.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта Департамента недействительным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом "УК "ДЕЗ" требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку принятых и оцененных судом апелляционной инстанции доказательств и на установление новых обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 по делу N А60-2240/2022 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции также установлено, что с 01.01.2017 ресурсоснабжающая организация - акционерное общество "РУСАЛ Урал" производит поставку и начисление за коммунальный ресурс тепловая энергия для целей отопления в нежилые помещения, расположенные в МКД. Согласно выпискам из расчетных ведомостей, при распределении объемов тепловой энергии для целей отопления по нежилому помещению ресурсоснабжающая организация учитывает тот факт, что помещение запитано до ОДПУ. В соответствии с этим при распределении объемов руководствуется формулами 3 и 3 (6) Правил N 354. По названным формулам, на нежилое помещение, запитанное до ОДПУ, распределяется объем тепловой энергии поставленной на содержание общего имущества.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация при предъявлении управляющей организации объемов тепловой энергии для целей отопления вычитает из объемов по показаниям ОДПУ, объемы общества "Цветметводоочистка" на содержание общего имущества.
В связи с этим судом апелляционной инстанции верно сделан вывод о том, что общество "УК "ДЕЗ" при определении размера платы за коммунальную услугу отопление, предоставленную в период с октября 2019 г. по октябрь 2021 г., собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений спорного МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое и нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии применялся порядок определения размера платы в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 и пунктом 3 Приложения N 2 к Правилам N 354 по формулам 3 и 3 (6).
На основании изложенного у Департамента отсутствовали законные основания для выдачи предписания обществу "УК "ДЕЗ" обеспечить порядок начисления платы за коммунальную услугу отопления, предусмотренный пунктом 42 (1) Правил N 354 и пунктом 3 Приложения N 2 к Правилам N 354 путем перерасчета платы за период с октября 2019 г. по октябрь 2021 г. с отражением перерасчета в платежных документах, в том числе с ноября 2021 г. производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и пользователям помещений МКД в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 и пунктом 3 Приложения N 2 к Правилам N 354."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2023 г. N Ф09-271/23 по делу N А60-2240/2022