Екатеринбург |
|
02 марта 2023 г. |
Дело N А07-17374/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Сухановой Н.Н.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2022 по делу N А07-17374/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Башкирский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - заявитель, Университет) - Каримов Л.И. (доверенность от 23.12.2022);
Управления - Зиганшин А.А. (доверенность от 05.08.2022).
Университет обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным представления Управления от 11.05.2021 N 0100-20-06/3329.
Решением суда первой инстанции от 25.02.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе Управление указывает на то, что приобретенные Университетом респираторы "Алина 210" на общую сумму 1 600 000 рублей не являются изделиями медицинского назначения. Положения части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) устанавливают требование о государственной регистрации медицинских изделий, которая у изделия - респиратор "Алина 210" отсутствует. Университетом был сделан запрос коммерческих предложений о технических характеристиках изделий медицинского назначения. Временные методические рекомендации по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции", рекомендации по использованию и обработке защитной одежды и средств индивидуальной защиты не являются нормативными актами и не подлежат обязательному применению. Судами допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, допущено неправильное применение норм материального права, не дана надлежащая правовая оценка вышеизложенным фактам.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, согласно приказу Управления от 17.02.2021 N 75 в Университете проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения федеральных нужд и нужд субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета, направленных на недопущение распространения коронавирусной инфекции.
11.05.2021 по результатам проведенной проверки Управлением составлен акт выездной проверки Университета и вынесено представление N 0100-20-06/3329.
В представлении Управления от 11.05.2021 N 0100-20-06/3329 указано следующее: в нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" допущено неправомерное использование целевых субсидий в целях реализации мероприятий по борьбе с эпидемиями, выразившееся в приобретении 4 000 шт. респираторов "Алина 210" на общую сумму 1 600 000,00 рублей, не являющихся изделиями медицинского назначения; Управление обязало Университет в срок до 28.12.2021 восстановить в доход федерального бюджета средства, использованные с нарушением бюджетного законодательства.
Не согласившись с представлением, Университет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Установив наличие оснований для признания оспариваемого представления недействительным, суды удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются законными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства, оспариваемое представление выдано Управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Статьей 28 БК РФ в числе принципов бюджетной системы предусмотрены принципы эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Следовательно, нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их в нарушение закона.
Таким образом, для вывода о нецелевом характере использования средств соответствующего бюджета необходимо установить, что они были направлены на оплату денежных обязательств, не соответствующих целям их выделения, определенных тем документом, на основании которого они были выделены. Если бюджетные средства были использованы в соответствии с целями, определенными в документе, являющемся правовым основанием для их выделения, вывод об их нецелевом использовании не может быть признан правомерным, пусть даже при их использовании и были допущены какие-либо иные нарушения.
Согласно пункту 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.04.2020 N 1050-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году выделены бюджетные ассигнования в объеме 3532 млн. рублей федеральным органам исполнительной власти на оснащение (переоснащение) перепрофилируемого и (или) модернизируемого коечного фонда организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией в соответствии с минимальными требованиями к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденными Минздравом России, и в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по профилям "анестезиология и реаниматология", "пульмонология" при инфекционных заболеваниях, а также на приобретение средств индивидуальной защиты и проведение работ по обеспечению системой централизованного снабжения медицинскими газами (кислородом).
Как следует из материалов дела, 08.05.2020 между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Университетом было заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - субсидия) N 056-02-2020-566 (далее -соглашение от 08.05.2020 N 056-02-2020-566).
Согласно п. 1.1. соглашения от 08.05.2020 N 056-02-2020-566 предметом настоящего соглашения является предоставления из федерального бюджета в 2020 году субсидии в целях реализации мероприятий по борьбе с эпидемиями.
В соответствии с п. 4.3.7 соглашения от 08.05.2020 N 056-02-2020-566 учреждение обязуется использовать субсидию на обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2020 N 1050-р.
В приложении N 1 к соглашению от 08.05.2020 N 056-02-2020-566 предусмотрено направление расходования средств субсидий: субсидии на обеспечение готовности федеральных государственных учреждений для оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в том числе приобретение оборудования и материальных запасов.
Из материалов дела следует, что в связи с необходимостью обеспечения средствами индивидуальной защиты медицинских работников Университета письмами от 31.03.2020 N 829/ОМТС, от 23.04.2020 N 865а/ОМТС были запрошены коммерческие предложения о стоимости респираторов, письма направлены Университетом в 17 организаций, осуществляющих поставку данного товара: ООО "Гамма", ООО "Линия", ИП Даминову С.Ф., ООО "Башмедтех", ООО "Медитех", ООО "Сигма", ООО "Дельта Групп", ООО "Гефест", ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН", ООО "ФармИнвест", ООО "Дионикс", ООО "Реновация Опт", ООО "БМТ-Медтехника", ООО "Башкирская Медицинская Техника", ООО "Амарант", ООО "Миркатор", ИП Галин Р.Н.
В Университет поступили 3 коммерческих предложения о поставке респираторов: письма ООО "Гамма" от 15.04.2020 N 2008, ООО "Линия" от 15.04.2020 и ИП Даминов С.Ф. с предложением о поставке респираторов 400,00 руб. за 1 шт., от остальных поставщиков коммерческих предложений не поступило.
06.05.2020 между Университетом и ИП Даминов С.Ф. был заключен гражданско-правовой договор N 323 на поставку средств индивидуальной защиты: респираторов Алина 210.
В соответствии с товарной накладной от 06.05.2020 N 26 респираторы Алина 210 в количестве 4 000 шт. на сумму 1 600 000, 00 руб. были поставлены ИП Даминовым С.Ф., на поставленные средства индивидуальной защиты были представлены сертификат соответствия N ТС RU C-RU. CП28.В.01414, сертификат испытания типа ЕС от 01.04.2019.
Согласно сертификату соответствия N ТС RU C-RU. CП28.В.01414, сертификату испытания типа ЕС от 01.04.2019 Алина-210 является средством индивидуальной защиты органов дыхания с фильтрующей полумаской.
Доводы Управления сводятся к тому, что направляя запросы о поставке медицинских изделий, приобретенные респираторы "Алина-210" таковыми не являются, что и образует нецелевое использование субсидии.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в том числе правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача; стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Согласно пп. а пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (действовал в спорный период) соблюдение порядков оказания медицинской помощи является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности.
Приказ Минздрава России от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" (далее - приказ Минздрава России от 19.03.2020 N 198н) имеет статус порядка оказания медицинской помощи, обязательного для исполнения всеми медицинскими организациями.
Согласно п. 2.1. основных принципов организации медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (Приложение N 5 к приказу Минздрава России от 19.03.2020 N 198н (ред. от 29.04.2020) руководители медицинских организаций должны обеспечить наличие запаса необходимых расходных материалов для отбора биологического материала для проведения лабораторных исследований, дезинфекционных средств и средств индивидуальной защиты (очки, одноразовые перчатки, респиратор соответствующего класса защиты, противочумный костюм 1 типа или одноразовый халат, бахилы), обеспечить медицинскими изделиями, в том числе пульсоксиметрами, аппаратами искусственной вентиляции легких.
По пункту 1.2 приказа Минздрава Республики Башкортостан от 20.03.2020 N 221-А "О мероприятиях по недопущению внутрибольничного распространения инфекционных заболеваний, вызванных коронавирусом штамма COVID-19 в медицинских организациях Республики Башкортостан" медицинский работник должен использовать средства индивидуальной защиты (шапочка, противочумный (хирургический) халат, респиратор типа NIOSH -certified N 95, EU FFP2 или аналогичные), предварительно обработав руки и открытые части тела дезинфицирующими средствами.
В п. 3.6. приказа Минздрава Республики Башкортостан от 20.03.2020 N 217-А "Об основных принципах организации медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях Республики Башкортостан" (далее - приказ Минздрава Республики Башкортостан от 20.03.2020 N 217-А) на руководителей медицинских организаций Республики Башкортостан, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях возложено обеспечение наличие запаса необходимых расходных материалов для отбора биологического материала для проведения лабораторных исследований, дезинфекционных средств и средств индивидуальной защиты (шапочка, противочумный (хирургический) халат, респиратор типа NIOSH-certified N 95, EU FFP2 или аналогичные), обеспечение медицинскими изделиями, в том числе пульсоксиметрами, аппаратами искусственной вентиляции легких.
Таким образом, приведенные правила указывают на необходимость использования респиратор соответствующего класса защиты (типа NIOSH-certified N 95, EU FFP2 или аналогичные) при оказании медицинской помощи.
В соответствии с п. 7.5 Временных методических рекомендаций "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 5 (08.04.2020), Версия 6 (28.04.2020)", утв. Минздравом России, респираторы, или фильтрующие полумаски, - это средство индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), предназначенное для снижения риска инфицирования медицинских работников, работающих в условиях высокого риска распространения инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. Поэтому применение респираторов (со степенью не ниже защиты FFP2) в зонах высокого риска инфицирования обязательно для медицинского персонала, занятого оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Для обеспечения максимальной защиты при использовании респиратора должны быть выполнены ряд условий:
- используемые модели респиратора должны быть сертифицированы на соответствие требованиям по крайней мере одного из национальных или международных стандартов: ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", или ГОСТ 12.4.294-2015 или EN 149:2001+A1:2009 "Respiratory protective devices - Filtering half masks to protect against particles";
- используемые респираторы должны иметь класс защиты не ниже FFP2;
- респиратор должен правильно использоваться (правильное надевание, безопасное снятие, уход, обезвреживание и уничтожение как медицинских отходов класса B).
Респиратор Алина-210 имеет класс защиты FFP2 и соответствует национальным и международным стандартам:
- требованиям ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", что подтверждается сертификатом соответствия N ТС RU C-RU СП 28.В.01414, серия RU N 0162304;
- требованиям подразделов 7.5, 7.7, 7.8, 7.9.1, 7.9.2, 7.11-7.16, 7.17.2.1, 7.17.2.2, 7.17.3, 8.3.2 и 8.3.3, разделы 5, 9, 10 ГОСТ 12.4.294-2015, что указано в графе "Дополнительная информация" сертификата соответствия N ТС RU C-RU СП 28.В.01414, серия RU N 0162304;
- требованиям EN 149:2001+А1:2009 "Respiratory protective devices - Filtering half masks to protect against particles", что подтверждается сертификатом испытания типа ЕС от 01.04.2019.
Таким образом, поскольку распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2020 N 1050-р денежные средства из резервного фонда выделены, в том числе, на приобретение средств индивидуальной защиты, то направление Университетом субсидии на основании соглашения от 08.05.2020 N 056-02-2020-566 на приобретение респираторов "Алина 210", не относящихся к медицинским изделиям, но являющимися средствами индивидуальной защиты класса защиты FFP2, не образует нецелевое использование денежных средств предоставленной субсидии.
При определении целевого характера следует руководствоваться оценкой поставленного изделия на его соответствие целям предоставления субсидии, в связи с чем бюджетные средства были использованы Университетом на цели, соответствующие условиям получения субсидии.
Рекомендательный характер отдельных актов не исключает возможность их применения Университетом при осуществлении своей уставной деятельности.
Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2022 по делу N А07-17374/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Респиратор Алина-210 имеет класс защиты FFP2 и соответствует национальным и международным стандартам:
- требованиям ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты", что подтверждается сертификатом соответствия N ТС RU C-RU СП 28.В.01414, серия RU N 0162304;
- требованиям подразделов 7.5, 7.7, 7.8, 7.9.1, 7.9.2, 7.11-7.16, 7.17.2.1, 7.17.2.2, 7.17.3, 8.3.2 и 8.3.3, разделы 5, 9, 10 ГОСТ 12.4.294-2015, что указано в графе "Дополнительная информация" сертификата соответствия N ТС RU C-RU СП 28.В.01414, серия RU N 0162304;
- требованиям EN 149:2001+А1:2009 "Respiratory protective devices - Filtering half masks to protect against particles", что подтверждается сертификатом испытания типа ЕС от 01.04.2019.
Таким образом, поскольку распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2020 N 1050-р денежные средства из резервного фонда выделены, в том числе, на приобретение средств индивидуальной защиты, то направление Университетом субсидии на основании соглашения от 08.05.2020 N 056-02-2020-566 на приобретение респираторов "Алина 210", не относящихся к медицинским изделиям, но являющимися средствами индивидуальной защиты класса защиты FFP2, не образует нецелевое использование денежных средств предоставленной субсидии."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2023 г. N Ф09-663/23 по делу N А07-17374/2021