Екатеринбург |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А47-6202/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Лазарева С.В., Суспициной Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - Территориальное управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.09.2022 по делу N А47-6202/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Оренбургского областного управления инкассации - филиал Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) (далее - управление инкассации) - Морозов Р.В. (доверенность от 03.08.2021 N 167).
Территориальное управление Росимущества обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к управлению инкассации о взыскании суммы задолженности по арендной плате в размере 2 786 354 руб. 42 коп. по договорам аренды земельных участков от 17.12.2007 N 259- ФА, от 30.11.2009 N 593-ФА, от 28.10.2009 N 563-ФЛ, от 30.11.2009 N 594- ФЛ, от 30.11.2009 N 592-ФЛ; суммы пени за просрочку внесения арендной платы по состоянию на 03.02.2022 в размере 562 571 руб. 08 коп. (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Решением суда от 09.09.2022 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. Заявитель кассационной жалобы утверждает, что расчеты арендной платы были произведены им в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила N 582), который был изменен постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582". Территориальное управление Росимущества указывает, что размер ежегодной арендной платы по договорам аренды земельных участком был определен им в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" на основании отчетов общества с ограниченной ответственностью "Южно-Уральская оценочная компания" (далее - общество "Южно-Уральская оценочная компания") подготовленных по состоянию на август 2017.
Управлением инкассации представлен отзыв по доводам кассационной жалобы, в соответствии с которым, считает оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Территориальным управлением Росимущества и управлением инкассации заключены договоры аренды земельных участков от 17.12.2007 N 259- ФА, от 30.11.2009 N 593-ФА, от 28.10.2009 N 563-ФЛ, от 30.11.2009 N 594- ФЛ, от 30.11.2009 N 592-ФЛ, по условиям которых арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки (пункты 1.1 договоров).
В соответствии с пунктом 3.2 вышеуказанных договоров годовой размер арендной платы определен на основании статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Правил N 582.
На основании пункта 3.3 договоров расчет размера арендной платы за первый год определен в приложениях к договорам, которые являются неотъемлемыми частями.
Расчет арендной платы за последующие периоды оформляется путем предварительного уведомления арендатора.
Размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки на коэффициент-дефлятор на текущий финансовый год и не чаще одного раза в год при изменении ставки арендной платы, в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка.
Изменение размера арендной платы путем корректировки на коэффициент-дефлятор на текущий финансовой год осуществляется арендодателем в одностороннем порядке с предварительным уведомлением арендатора.
Изменение ставки арендной платы осуществляются на основании дополнительных соглашений к договору.
Исчисление и оплата арендных платежей осуществляется на основании договора, уведомления арендодателя, начиная с момента вступления в силу нормативно-правового акта, на основании которого изменяется порядок и (или) размер арендной платы.
Размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 3.4 договоров расчетным периодом по договору является год. Арендная плата вносится арендатором равными долями ежеквартально путем перечисления денежных средств не позднее 01 числа месяца следующего за отчетным кварталом, срок уплаты за последний квартал - до 01 декабря текущего года, либо единовременным платежом до 01 апреля текущего года.
Территориальным управлением Росимущества в адрес управления инкассаций письмом от 17.02.2021 исх. N 56-ТИ-03/807 направлена претензия о необходимости погасить образовавшуюся задолженность до 20.03.2021 по арендной плате по следующим договорам аренды земельных участков: по договору от 17.12.2007 N 259-ФА, по договору от 30.11.2009 N 593-ФА, по договору от 28.10.2009 N 563-ФА, по договору от 30.11.2009 N 594- ФА, по договору от 30.11.2009 N 592-ФА.
Управление инкассаций в ответе от 25.03.2021 N ТУИ56-09-07/204 на претензию Территориального управления Росимущества указало, что за спорный период обеими сторонами были подписаны акты сверки, направленные в адрес Территориального управления Росимущества письмом СП-03/6223 от 24.12.2018, начисление спорной задолженности и неправомерно.
В обоснование исковых требований Территориальное управление Росимущества ссылается на то, что расчеты арендной платы по вышеперечисленным договорам аренды земельных участков подготовлены в соответствии с пунктом 6 Правил N 582.
Оставление управлением инкассаций претензионных требований без удовлетворения послужило основанием для обращения Территориального управления Росимущества в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Из подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что любое использование земли осуществляется за плату, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Размер арендной платы определяется договором аренды. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (пункты 4, 12 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) и статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) плата за пользование спорным публичным участком относится к категории регулируемых цен.
Из абзаца второго пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент заключения спорного договора и действовавшей до 01.03.2015) следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации утверждены Правилами N 582.
Согласно пункту 2 Правил размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов, проводимых в форме аукциона; в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (до постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 - рыночной стоимости земельных участков).
По условиям спорного договора арендная плата определяется на основании рыночной стоимости права аренды земельного участка.
Пунктом 10 Правил N 582 предусмотрено, что при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана по результатам оценки рыночной стоимости права аренды земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще одного раза в 5 лет (в редакции, действовавшей до постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, - не чаще чем 1 раз в год); при этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
Таким образом, в рамках существующего правового механизма регулирования размера арендной платы за федеральные земельные участки ее изменение может производиться в том числе в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка.
Как разъяснено в пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13), к договору аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок аренной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что договоры аренды публичного земельного участка заключены с управлением инкассаций после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не по результатам торгов, арендная плата по договору, определенная на основании рыночной стоимости права аренды, является регулируемой и может быть изменена в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка.
Согласно пункту 6 Правил N 582 (в редакции, действовавшей по состоянию на 10.03.2017) арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 названных Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По представленному в материалы дела расчету Территориального управления Росимущества размер задолженности по арендной плате по договорам аренды земельных участков от 17.12.2007 N 259-ФА, от 30.11.2009 N 593-ФА, от 28.10.2009 N 563-ФЛ, от 30.11.2009 N 594- ФЛ, от 30.11.2009 N 592-ФЛ за период с 26.02.2018 по 31.12.2020 составил 2 786 354 руб. 42 коп.
Положения пункта 10 Правил о том, что арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы, указывают на возможность применения нового размера арендной платы только на последующий период, исключая ее применение за тот год, в котором осуществлена новая оценка.
Пункт 10 Правил в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 об изменении рыночной стоимости права аренды земельного участка не чаще одного раза в 5 лет указывает на применение отчета об оценке рыночной стоимости в течение не менее 5 лет. При этом арендная плата, установленная в размере ее рыночной стоимости, в соответствии с пунктом 8 Правил изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом заключения договора или изменения рыночной стоимости арендной платы.
В случае несогласия с размером арендной платы, определенной на основании отчета об оценке рыночной стоимости права аренды, арендатор вправе оспорить изменившуюся на основании уведомления арендодателя арендную плату в судебном порядке (в том числе и при рассмотрении спора о взыскании с него арендной платы), представить доказательства, подтверждающие, что такой отчет подготовлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности, а величина оценки является недостоверной, а также заявить в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство о проведении судебной экспертизы для определения рыночной стоимости права аренды земельного участка (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком").
Судами при рассмотрении дела установлено и сторонами не оспаривается, что уведомлений об изменении размера арендной платы в 2018, 2019, 2020 году арендодателем не производилось.
Между тем, в расчетах задолженности по договорам аренды за период с 2017 года по 2020 год Территориальное управление Росимущества ссылается на отчеты об оценке от 2020 года, что противоречит действующему законодательству, в частности, пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, устанавливающему возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка не чаще одного раза в 5 лет на основании оценки, осуществленной не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
Положенные в основу расчетов исковых требований отчеты об оценке, составлены 26.08.2020, в то время как оценка проведена по состоянию на 12.08.2017, то есть спустя более полугода после начала спорного перерасчетного периода и не могут быть распространены на спорный период применительно к статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции верном отмечено, что Правила N 582 содержат прямое указание на возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка только с 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка.
Распространение расчета арендной платы на период предшествовавший проведению оценки рыночной стоимости земельного участка ни законом, ни договором не предусмотрены.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2019 по делу N 305-ЭС19-13353 (N А41-71074/2018).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для взыскания арендных платежей за указанный период в измененном размере, и, установив, что задолженности по арендной плате за 2018, 2019, 2020 в установленном размере у ответчика не имеется, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, основаны на неправильном толковании приведенных норм права применительно к установленным судами обстоятельствам, в части, выражают несогласие заявителя с оценкой доказательств и выводами судов о фактических обстоятельствах, переоценка которых не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ) судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.09.2022 по делу N А47-6202/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами при рассмотрении дела установлено и сторонами не оспаривается, что уведомлений об изменении размера арендной платы в 2018, 2019, 2020 году арендодателем не производилось.
Между тем, в расчетах задолженности по договорам аренды за период с 2017 года по 2020 год Территориальное управление Росимущества ссылается на отчеты об оценке от 2020 года, что противоречит действующему законодательству, в частности, пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, устанавливающему возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка не чаще одного раза в 5 лет на основании оценки, осуществленной не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
Положенные в основу расчетов исковых требований отчеты об оценке, составлены 26.08.2020, в то время как оценка проведена по состоянию на 12.08.2017, то есть спустя более полугода после начала спорного перерасчетного периода и не могут быть распространены на спорный период применительно к статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2023 г. N Ф09-10284/22 по делу N А47-6202/2021