Екатеринбург |
|
13 марта 2023 г. |
Дело N А60-26507/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2023 г. г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Вдовина Ю.В., Ивановой С.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная сетевая компания Урала" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2022 по делу N А60-26507/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании 17.11.2022 приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, антимонопольный орган) - Лопарева А.Д. (доверенность от 07.04.2022, диплом);
общества - Гамаюнова Л.Р. (доверенность от 01.01.2023, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению о признании незаконным и отмене постановления от 28.04.2022 N 066/04/9.21-554/2022 в части события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выразившегося в неразмещении на официальном сайте общества (www.mrsk-ural.ru) или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки от 16.06.2021 N 54-3-52431 с дополнениями от 17.06.2021 на технологическое присоединение в личном кабинете заявителя условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) для соответствующей категории заявителей; счета, предусмотренного пунктом 103 Правил N 861; технических условий, содержащих перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25 (1), 25 (6) и 25 (7) Правил N 861, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проекта договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 Правил N 861; инструкции, содержащей последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности во исполнение пункта 105 Правил N 861; прекращении производства по делу об административном правонарушении в указанной части на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Львова Мария Александровна.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2022 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным и отменил постановление Управления от 28.04.2022 N 066/04/9.21-554/2022 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа, размер которого превышает 300 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты изменить в части признания оспариваемого постановления Управления в части события, выразившееся в бездействии относительно неисполнения требований Правил N 861, указанных в заявлении.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судом не были оценены доводы общества о надлежащем размещении документов по заявке Львовой М.А. в ее личном кабинете и правомерности использования сервиса Портал-ТП.РФ. При этом общество указывает на отсутствие доказательств, указывающих на неразмещение обществом информации предусмотренной Правилами N 861, на сайте www.mrsk-ural.ru.
Общество полагает, что суды не применили норму подлежащую применению, а именно пункт 8 (3) Правил N 861.
Общество ссылается на то, что антимонопольным органом не учтено, что действовавшая на дату события правонарушения редакция пункта 105 Правил N 861, прямо предусматривала размещение соответствующих документов в отдельном разделе (личный кабинет потребителя), что и было сделано обществом. Из действующей в настоящее время редакции пункта 105 Правил N 861 исключена отсылка к официальному сайту сетевой организации. Общество отмечает, что сетевая организация самостоятельно определяет порядок создания и функционирования личного кабинета на своем сайте (пункт 24 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24).
Кроме того, общество указывает на то, что законодательство не содержит императивного правила о том, что только указанный при подаче тарифной заявки адрес сайта в течение всего срока действия установленных тарифов, является единственно возможным и признаваемым в качестве официального. Действующее законодательство не дает определение понятию "официальный сайт" либо "официальный сайт сетевой организации", не предъявляет каких - либо требований к регистрации где - либо ее "официального сайта".
Общество также ссылается на то, что Львова М.А. с заявлением о неразмещении на официальном сайте общества информации, предусмотренной пунктом 105 Правил N 861 не обращалась.
Таким образом, общество полагает, что поскольку размещение документов по заявке Львовой М.А. осуществлялось обществом как на едином портале Портал-ТП.РФ, так и на сайте общества, то событие правонарушения в виде неразмещения документов на официальном сайте сетевой организации в действиях общества отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Управлением установлены нарушения совершенные обществом, выразившиеся: в неразмещении обществом в личном кабинете потребителя на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки Львовой М.А. от 16.06.2021 N 54-352431 с дополнениями от 17.06.2021, технических условий, содержащих срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности во исполнение пункта 105 Правил N 861 (дата совершения административного правонарушения - 02.07.2021): в неосуществлении обществом мероприятий по технологическому присоединению объектов электросетевого хозяйства до границ объекта заявителя с кадастровым номером 66:06:3701002:105 в срок, предусмотренных статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) и подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 (дата совершения административного правонарушения - 03.01.2022).
Управлением вынесено постановление от 28.04.2022 N 066/04/9.21-554/2022 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что названное постановление незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции с учетом принципов справедливости и соразмерности наказания последствиям совершенного правонарушения снизил наложенный на общество штраф до 300 000 руб. (ниже минимального размера санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ). Отказывая обществу в удовлетворении остальной части требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
На основании статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемый между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом является публичным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения.
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 ГК РФ, ничтожны (пункт 5 статьи 426 ГК РФ).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
На основании пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.
В пункте 7 Правил N 861 предусмотрена процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (не требуется в случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 14 Правил N 861); д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; е) составление акта об осуществлении технологического присоединения.
В силу пункта 103 Правил N 861 договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12 (1) и 14 Правил N 861, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
Согласно пункту 105 Правил N 861 (действовавшего в рассматриваемый период) в отношении заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 Правил N 861, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 Правил N 861; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с п. 25 (1) Правил N 861, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 Правил N 861 (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию); инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Одним из существенных условий договора является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 Правил N 861, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (абзац 8 подпункта "б" пункта 16 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 108 Правил N 861 в обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с заявителями, указанными в пунктах 12 (1) и 14 Правил N 861 (в случае первичного присоединения), входят обеспечение учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, в местах, определяемых в соответствии с разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Сетевой организацией должна быть произведена установка и допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии в соответствии с пунктом 109 Правил N 861.
На основании подпункта "в" пункта 16 Правил N 861 при технологическом присоединении заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 Правил N 861, на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже ответственность за нарушение срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению возлагается только на сетевую организацию.
При этом в обязанности сетевой организации не входит проведение проверки выполнения такими заявителями технических условий (подпункт "д" пункта 18 Правил N 861).
Сетевая организация обязана независимо от выполнения заявителем технических условий составить и разместить в личном кабинете документы об осуществлении технологического присоединения и уведомить об этом заявителя.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке.
Управлением установлено, что Львова М.А. 05.05.2021 направила в адрес общества заявку на технологическое присоединение N 54-3-52431 к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Свердловская область, Белоярский район, д. Златогорова, ул. Степная, уч. N 6 с кадастровым номером 66:06:3701002:105.
В ответ на заявку общество направило (посредством размещения в личном кабинете потребителя, созданном на сайте "портал-ТП.РФ"): счет на оплату технологического присоединения к электрическим сетям от 30.06.2021 N 5400054802; технические условия N 54-ТУ-51046. При этом портал ТП.РФ (https://портал-тп.рф/) не является официальным сайтом общества.
Таким образом, антимонопольным органом сделан обоснованный вывод о нарушении обществом 02.07.2021 требований пункта 105 Правил N 861.
Судами также установлено повторное совершение обществом однородного административного правонарушения. Вступившим в законную силу 04.02.2021 постановлением Управления по делу N 066/04/9.21-3166/2020 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Следовательно, в действиях общества установлено наличие квалифицирующего признака объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Таким образом, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судами обоснованно отклонен довод заявителя жалобы о надлежащем размещении документов по заявке Львовой М.А. в ее личном кабинете и правомерности использования сервиса портал-ТП.РФ, согласно постановлению РЭК Свердловской области от 28.10.2020 N 107-ПК "Об опубликовании информации о территориальных сетевых организациях" официальный сайт общества имеет название www.mrsk-ural.ru, а не https://kabinet.mrsk-ural.ru/ и не Портал-ТП.РФ.
Суд округа отмечает, что пункт 105 Правил N 861 изменён Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178, и с 01.07.2022 из него исключено понятие "на своем официальном сайте или ином официальном сайте".
Однако вмененное правонарушение совершено обществом до 01.07.2022, когда предписывалось размещение сетевой организацией определенных документов на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе.
В связи с этим Управлением доказано событие вмененного административного правонарушения, выразившегося в бездействии общества относительно неразмещения в личном кабинете потребителя на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки Львовой М.А. от 16.06.2021.
Назначенный обществу постановлением антимонопольного органа штраф снижен судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2022 по делу N А60-26507/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная сетевая компания Урала" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Таким образом, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Суд округа отмечает, что пункт 105 Правил N 861 изменён Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178, и с 01.07.2022 из него исключено понятие "на своем официальном сайте или ином официальном сайте".
...
Назначенный обществу постановлением антимонопольного органа штраф снижен судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 марта 2023 г. N Ф09-14/23 по делу N А60-26507/2022