Екатеринбург |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А50-26780/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Суспициной Л.А., Лазарева С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу гаражного кооператива N 28 "Уралец" на решение Арбитражного суда Пермского края от 02.09.2022 по делу N А50-26780/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители гаражного кооператива N 28 "Уралец" (далее - кооператив) - Чупина М.И. (доверенность от 07.08.2021).
Кооператив обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации Чайковского городского округа (далее - Администрация), Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (далее - Управление) о признании недействительным проекта планировки и проекта межевания территории части кадастрового квартала 59:12:0010246, утвержденных постановлением администрации Чайковского городского поселения от 04.04.2018 N 670 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания", в части формирования земельного участка с кадастровым номером 59:12:0010246:272 без учета земельного участка с кадастровым номером 59:12:0000000:21422; установлении границ земельных участков с кадастровыми номерами 59:12:0000000:21422 и 59:12:0010246:272 согласно проекту межевого плана кадастрового инженера ООО "Чернушинский кадастровый центр" Азановой А.В. в приведенных координатах согласно проекту межевого плана от 02.08.2022, с указанием координат характерных точек каждого из участков (с учетом принятого судом протокольным определением от 03.08.2022 изменения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Чайковский историко-художественный музей", ФГБУ "ФКП Росреестра", Гарипова Яна Вадимовна, кадастровый инженер ООО "Чернушинский кадастровый центр "Земля" Чепкасова Ирина Федоровна, общество с ограниченной ответственностью "Чернушинский кадастровый центр "Земля".
Решением суда от 02.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кооператив просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя, судами неверно определены обстоятельства по делу в том, что у истца отсутствуют права на земельный участок площадью 7500 кв.м. с кадастровым номером 59:12:0000000:21422. Как пояснил кооператив, земельный участок площадью 0,75 га (7500 кв.м.) ранее учтенный в ЕГРН с кадастровым номером 59:12:0000000:21422, был предоставлен истцу в порядке отвода с 02.10.1989 года в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации и право пользования истцом земельным участком с 02.10.1989 года по настоящее время никем не оспаривается.
Кроме того, кооператив ссылается на неприменение судами подпункта 4 пункта 1 ст. 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации и ошибочность вывода о том, что участок с кадастровым номером 59:12:0010246:272 сформирован правильно. Как утверждает кооператив, названный участок сформирован, в том числе за счет участка, на котором находятся гаражи членов кооператива, следовательно, оснований для признания законным формирования участка не имеется. До обращения в суд с рассматриваемым заявлением, участок, ранее предоставленный кооперативу, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, в результате проведения кадастровых работ было выявлено, что он накладывается на участок с кадастровым номером 59:12:0010246:272, который в свою очередь образован в соответствии с Проектом планировки, не учитывающим прав членов кооператива на участок, занятый гаражами. Как полагает заявитель, при проведении кадастровых работ и подготовке межевого плана участка 59:12:0010246:272 была допущена реестровая ошибка и не учтены границы ранее учтенного участка 59:12:0000000:21422. Таким образом, в настоящее время данная реестровая ошибка может быть исправлена только при рассмотрении судом спора о границах участков.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 31.12.1987 Исполнительным комитетом Чайковского городского Совета народных депутатов принято решение N 423 "Об отводе земельного участка во временное пользование Воткинской ГЭС для установки металлических гаражей индивидуального пользования".
Указанным решением утвержден акт выбора и обследования земельного участка от 19.11.1987.
Распоряжением исполнительного комитета Чайковского городского Совета народных депутатов от 02.10.1989 N 277 зарегистрирован устав автокооператива "Уралец" при Воткинской ГЭС.
Постановлением Администрации г. Чайковского от 15.02.1993 N 104 зарегистрирован как юридическое лицо автокооператив N 28 "Уралец".
Согласно Постановлению Администрации города Чайковского от 25.08.1993 N 799 принято решение перерегистрировать землепользования предприятиям, организациям и учреждениям, товариществам, посторонним землепользователям и закрепить используемые ими земельные участки на условиях аренды, согласно приложению, и обязать указанных в приложениях лиц заключить с администрацией города договоры о предоставлении участков на условиях аренды. В приложении N 2 к постановлению под номером 33 указан автокооператив "Уралец".
После принятия названных ненормативных актов землепользование оформлено не было, договор аренды не заключался.
На основании Постановления администрации Чайковского городского поселения от 07.02.2018 N 319 проведены 12.03.2018 публичные слушания по Проекту планировки и проекту межевания территории части кадастрового квартала 59:12:0010246 площадью 2,75 га, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, микрорайон "Сайгатский".
Постановлением Администрации Чайковского городского поселения от 04.04.2018 N 670 утверждены проект планировки и проект межевания части кадастрового квартала 59:12:0010246 площадью 2,75 га, расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, микрорайон "Сайгатский".
Из проектов следует, что на проектируемой территории планируется строительство архитектурно - этнографического комплекса "Сайгатский", при этом размещение гаражей или гаражного кооператива согласно проекту планировки и проекту межевания в вышеуказанном квартале не предусмотрено.
Помимо памятника регионального значения на проектируемой территории расположены памятники истории и культуры местного значения - Крестьянская изба начало XX века и Крестьянская изба конец XIX века, утвержденные Постановлением администрации города Чайковского Пермской области от 18.12.2002 N 3262.
Постановлением Правительства Пермского края от 11.04.2019 N 252-п "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Изба курная", а также режима использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон" установлена зона охраны объекта культурного наследия, а также режим использования земель в границах данной зоны. Размещение автостоянок и гаражей (капитальных и некапитальных) в соответствии с вышеуказанным постановлением запрещено.
Из материалов дела следует, что 04.12.2018 сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 59:12:0010246:272, общей площадью 15 157 кв. м, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Гагарина, с видом разрешенного использования обслуживание жилой застройки, для объектов жилой застройки, на участок зарегистрировано право собственности Муниципального образования Чайковский городской округ Пермского края, право постоянного (бессрочного) пользования МБУ культуры "Чайковский историко-художественный музей".
Земельный участок образован путем перераспределения участка с кадастровым номером 59:12:0010246:20 площадью 2744,4 кв. м с землями.
На данном земельном участке располагается объект культурного наследия регионального значения "Изба курная", расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Гагарина, д. 98, который включен в Государственный список недвижимых памятников истории и культуры регионального значения на основании распоряжения Губернатора Пермской области от 05.12.2000 N 713-р. В соответствии с приказом Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края от 14.12.2017 N СЭД-55-01-05-377 установлены границы территории, предмет охраны, режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения - памятника "Изба курная", расположенного по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Гагарина, д. 98.
На кадастровый учет 01.03.2022 поставлен земельный участок с кадастровым номером 59:12:0000000:21422 общей площадью 7 500 кв. м с видом разрешенного использования - для установки металлических гаражей индивидуального пользования, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, с северо-востока ул. Камская, с юго-востока - ул. Гагарина в Прикамском районе, без установления границ земельного участка.
Из заключения кадастрового инженера ООО "ЧКЦ "Земля" следует, что земельный участок с кадастровым номером 59:12:0000000:21422 накладывается на земельный участок с кадастровым номером 59:12:0010246:272. По мнению кадастрового инженера, в данном случае имеет место реестровая ошибка, ввиду неиспользования сведений ЕГРН.
Обращаясь в суд с рассматриваемым заявлением, кооператив указал, что уточнить границы участка, предоставленного гаражному кооперативу при наличии утвержденной документации по планировке территории, невозможно, при этом, по мнению кооператива, проект планировки и межевания является незаконным, так как он не был опубликован в газете "Чайковский вестник" и не размещен на сайте администрации, отсутствует информация об опубликовании извещения о проведении публичных слушаний и заключения по их результатам, проект не соответствует Генеральному плану Чайковского городского округа, имеет противоречия, предполагает фактическое изъятие земельных участков в отсутствие информации об изымаемых участках, не учитывает нахождение на образуемом участке более 300 штук гаражей и отведение земельного участка под их размещение с 1987 года, в связи с чем, нарушает права истца.
Суды первой и апелляционной инстанции отказали в удовлетворении исковых требований с учетом следующего.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункта 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся иски об установлении границ земельного участка.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов; при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (пункты 2 и 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В статье 42 названного кодекса предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется, в том числе для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры (часть 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).
В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (часть 1). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3).
Утверждение проекта планировки и межевания территории, предполагающего ее развитие в соответствии с генеральным планом поселения, является элементом градостроительной деятельности и не означает нарушение прав и законных интересов несогласных лиц.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.07.2010 N 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
По смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав пользователей земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Судами установлено, что Генеральный план Чайковского городского округа Пермского края утвержден решением Думы Чайковского городского округа от 20.10.2021 N 549, и содержит существующие объекты культурного наследия, а также сведения о планируемом развитии архитектурно-этнографического комплекса "Сайгатка".
Материалами дела подтверждается факт публикации как постановления о проведении публичных слушаний, заключения по результатам публичных слушаний, так и постановления об утверждении проекта планировки и межевания со всеми материалами.
Суды правильно исходили из того, что проект планировки и межевания не нарушает права кооператива. В данном случае планировка и межевание призваны обеспечить публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований и сохранением объектов культурного наследия.
Сведения о наличии территории, на которой расположены гаражи, имеются в проекте, в связи с чем соответствующие доводы кооператива отклонены судами как противоречащие материалам дела.
Кроме того, кооператив не доказал наличие прав на участок с кадастровым номером 59:12:0000000:21422, в том числе ранее возникших, доказательств наличия на нем объектов недвижимости (статья 65 АПК РФ).
Судами установлено, что на момент утверждения проекта планировки и межевания, а также при формировании участка с кадастровым номером 59:12:0010246:272, земельный участок гаражного кооператива не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, отсутствовали сведения о правах гаражного кооператива на участок, а также отсутствовали принадлежащие гаражному кооперативу объекты недвижимости.
Доказательств того, что участок кооператива формировался и в отношении него был заключен договор аренды, материалы дела не содержат.
Отсутствие у кооператива прав на земельный участок с кадастровым номером 59:12:0000000:21422 также было установлено судами ранее в деле N А50-19044/2020.
Таким образом, поскольку кооперативом не доказано наличие ранее возникших прав на земельный участок, не доказано расположение на нем объектов недвижимости, принадлежащих кооперативу или его членам, у судов не имелось оснований для вывода о том, что при формировании участка с кадастровым номером 59:12:0010246:272 была допущена реестровая ошибка, а разработанные проекты планировки и межевания территории являются незаконными и нарушают права кооператива.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, в части направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов первой и апелляционной инстанций о фактических обстоятельствах, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 02.09.2022 по делу N А50-26780/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу гаражного кооператива N 28 "Уралец" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.07.2010 N 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
По смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 марта 2023 г. N Ф09-1031/23 по делу N А50-26780/2021