Екатеринбург |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А47-226/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Суспициной Л.А., Тороповой М.В.
при ведении протокола помощником судьи Косыревой И.Д., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Правительства Оренбургской области (далее - Правительство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.09.2022 по делу N А47-226/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Правительства - Яковлева О.С. (доверенность от 08.07.2022);
общества с ограниченной ответственностью "Холдингпромцентр" (далее - общество "Холдингпромцентр") - Тумин В.В. (доверенность от 18.10.2022).
От общества "Холдингпромцентр" поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела на основании статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Холдингпромцентр" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Правительству, к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство) о признании недействительным ответа Правительства от 08.11.2021 N АС12-24/28981 о невозможности принятия решения о реализации Оренбургской областью преимущественного права покупки земельных участков (с учетом принятого судом уточнения заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Мясная корпорация "Меркурий" (далее - общество "МК "Меркурий"), индивидуальный предприниматель глава Крестьянского фермерского хозяйства Ахмедова Елена Николаевна, индивидуальный предприниматель глава Крестьянского фермерского хозяйства Гололобов Анатолий Александрович, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра).
Решением суда от 26.09.2022 заявленные требования удовлетворены. Решение Правительства о невозможности принятия решения о реализации Оренбургской областью преимущественного права покупки земельных участков, оформленное письмом от 08.11.2021 N АС12-24/28981 признано недействительным. С Правительства в пользу общества "Холдингпромцентр" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. В кассационной жалобе Правительство указывает, что на момент рассмотрения извещения в Едином государственном реестре юридических лиц содержалась информация о введении в отношении общества "МК "Меркурий" процедуры наблюдения, определением от 28.07.2020 возбуждено дело N А47- 9581/2020 о признании несостоятельным (банкротом) общества "МК "Меркурий", определением арбитражного суда от 26.10.2020 в отношении должника введена процедура наблюдения. Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, органами управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, которое обществом "МК "Меркурий" представлено не было. Кроме того, по мнению Правительства, обществом "МК "Меркурий" при заключении договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 56:26:0000000:4704, 56:00:0000000:656, 56:26:0719001:24 нарушены требования статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), поскольку на момент их совершения извещение общества "МК "Меркурий" от 02.09.2021 не было рассмотрено, а наличие заключенных договор купли-продажи, является препятствием для принятия решения о приобретении Оренбургской областью земельных участков.
Общество "Холдингпромцентр" представило в суд отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить решение, постановление суда первой и апелляционной инстанции без изменения, считая приведенные в жалобе доводы несостоятельными.
Проверив законность судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Колос" 23.07.2020 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества "МК "Меркурий" (далее - должник), в связи с наличием задолженности в размере более 300 000 руб., а именно 30 361 846 руб. 15 коп.
Определением суда от 28.07.2020 по делу N А47-9581/2020 возбуждено дело о признании несостоятельным (банкротом) общества "МК "Меркурий".
Определением арбитражного суда от 26.10.2020 по делу N А47-9581/2020 в отношении должника введена процедура наблюдения. Временным управляющим должника утвержден Гузенко Иван Анатольевич.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.12.2021 по делу N А47-9581/2020 общество "МК "Меркурий" признано банкротом с открытием в отношении него процедуры конкурсного производства. Конкурсным управляющим должника утвержден Исаенков Вячеслав Николаевич.
Между Селезневой Г.Н. (продавец) и обществом "МК "Меркурий" (покупатель) 06.03.2015, 29.10.2015 заключены договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 56:26:0000000:4704, 56:00:0000000:656, 56:26:0719001:24, переход права зарегистрирован Управлением Росреестра в установленном порядке.
На основании протокола общего собрания участников долевой собственности от 10.07.2015, договора купли-продажи от 23.05.2015 за обществом "МК "Меркурий" зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:26:0000000:4904, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно справке общества "МК "Меркурий" от 05.10.2021 балансовая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:26:0000000:4704 составляет 270 000 рублей, балансовая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:00:0000000:656 - 500 000 рублей, балансовая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:26:0000000:4904 - 880 000 рублей, балансовая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:26:0719001:24 - 120 000 рублей.
Обществом "МК "Меркурий" в адрес Правительства 03.08.2021 подано извещение N 146 о продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения от 02.08.2021 (вх. N 01/22170 от 03.08.2021), с приложением свидетельств на праве собственности, отчетов оценщика.
На данное извещение 23.08.2021 Правительством подготовлен ответ N АС-12-24/21428, в котором сообщено о невозможности в силу подпункта 4 пункита 10 Положения N 861-п от 11.12.2017 принятия решения о реализации преимущественного права покупки земельных участков с кадастровыми номерами 56:26:0000000:4904, 56:00:0000000:656, 56:26:0000000:4704, 56:26:0719001:24.
Между обществом "МК "Меркурий", индивидуальным предпринимателем главой Крестьянского фермерского хозяйства Ахмедовой Еленой Николаевной и индивидуальным предпринимателем главой Крестьянского фермерского хозяйства Гололобовым Анатолием Александровичем 27.08.2021 заключены предварительные договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 56:26:0000000:4904, 56:00:0000000:656, 56:26:0719001:24, 56:26:0000000:4704.
Между обществом "МК "Меркурий", индивидуальным предпринимателем главой Крестьянского фермерского хозяйства Ахмедовой Еленой Николаевной и индивидуальным предпринимателем главой Крестьянского фермерского хозяйства Гололобовым Анатолием Александровичем 07.09.2021 и 08.09.2021 заключены договоры купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 56:26:0000000:4904, 56:00:0000000:656, 56:26:0000000:4704.
Письмом от 07.09.2021 N 179 Управление Росреестра сообщило обществу "МК "Меркурий" о том, что записи об аресте в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 56:26:0000000:4704, 56:26:0211001:35, 56:00:0000000:656, 56:26:0000000:4904, 56:26:0719001:24, 56:26:0912001:11, внесенные на основании определения Арбитражного суда Оренбургской области от 28.06.2019 по делу N А47-2861/2014, погашены 10.09.2021 на основании определения Арбитражного суда Оренбургской области от 06.09.2021 по делу N А47-2861/2014.
Управлением Росреестра письмом от 29.09.2021 N 03-09-2-00447/21@ обществу "МК "Меркурий" сообщено о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 56:26:0000000:4904, 56:00:0000000:656, 56:26:0000000:4704, в связи с тем, что не получены отказы Оренбургской области, муниципального образования Саракташский район Оренбургской области от преимущественного права покупки.
Администрация Саракташского района, в ответ на запросы от 13.09.2021 N 03-09-2-00428/21@, N 03-09-2-00429/21@ сообщила государственному регистратору, что отказывается от реализации преимущественного права покупки в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 56:26:0000000:4904, 56:00:0000000:656, 56:26:0000000:4704.
Управлением Росреестра на основании уведомления от 17.11.2021 сообщено о невозможности возобновления государственной регистрации права собственности, поскольку не представлен отказ от преимущественного права покупки Оренбургской области.
Обществом "МК "Меркурий" 02.09.2021 в адрес Правительства подано извещение N 176 о продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения от 02.09.2021 (вх. N 01/25228 от 02.09.2021), с приложением свидетельств на праве собственности.
На данное извещение Правительством 29.09.2021 подготовлен ответ N АС-12-24/25308, согласно которому решение о реализации преимущественного права покупки земельных участков с кадастровыми номерами 56:26:0000000:4904, 56:00:0000000:656, 56:26:0000000:4704, 56:26:0719001:24 не может быть принято, в связи с тем, что сделка подлежит согласованию с временным управляющим на основании статьи 64 Закона о банкротстве.
В дополнение к направленному ранее письму N 176 от 02.09.2021 в адрес Правительства 06.10.2021 поступило заявление общества "МК "Меркурий" N 202 (вх. 01/28719 от 06.10.2021), к которому приложены справка о балансовой стоимости исх. N 202/1 от 04.10.2021, копии годовой отчетности за 2020 г., копия решения о приостановлении регистрации Управления Росреестра N 03-09-2-00447/21 от 29.09.2021, определение суда по делу N А47-9581/2020, копия пояснений в суд, копия ответа Управления Росреестра о снятии обременений, отказы от преимущественного права Администрации Саракташского района Оренбургской области.
В дополнение к письму N 202 в адрес Правительства 11.11.2021 поступило заявление N 222 от 11.11.2021 о приобщении документов - оборотно-сальдовой ведомости, копий договоров, копий бухгалтерских балансов за 2019, 2020 годы.
Правительством 09.12.2021 подготовлено письмо N АС-12-24/32216 о том, что заявление о приобщении документов от 11.11.2021 N 222 не может быть принято во внимание, поскольку информация о результате рассмотрения извещения направлена письмом от 08.11.2021 N АС-12-24/28981.
06.10.2021 (вх. 01/28789 от 06.10.2021) поступило извещение от 05.10.2021 N 203 о продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения, которое подписано генеральным директором общества А.Г. Круговым.
По результатам рассмотрения извещения Правительством 08.11.2021 подготовлен ответ о невозможности принятия решения о реализации Оренбургской областью преимущественного права покупки, ввиду отсутствия согласования осуществления сделки временным управляющим.
От общества "МК "Меркурий" 09.11.2021 (вх. 12-22/38139) поступило дополнение к письму N 203 от 05.10.2021 (исх. N 221 от 01.11.2021), данное письмо не было рассмотрено заинтересованным лицом, поскольку поступило после рассмотрения извещения.
Обществом "МК "Меркурий" 30.11.2021 подано извещение N 236 о продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения от 30.11.2021 (вх. 01/34726 от 30.11.2021), в качестве приложений указаны пояснения к извещению о процедуре наблюдения и об отсутствии согласования с временным управляющим с подтверждающим документами.
На вышеуказанное извещение Правительством 27.12.2021 подготовлен ответ N АС-12-24/34230, согласно которому решение о реализации преимущественного права покупки не может быть принято на основании подпункта 2 пункта 10 Положения N 861-п, в связи с тем, что решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.12.2021 по делу N А47-9581/2020 общество "МК "Меркурий" признано несостоятельным (банкротом), прекращены полномочия руководителя должника.
Полагая, что ответ от 08.11.2021 N АС12-24/28981 о невозможности принятия решения о реализации Оренбургской областью преимущественного права покупки земельных участков является незаконным и нарушающим права и законные заявителя, общество "Холдингпромцентр" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
По смыслу положений статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу установленного частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правила распределения бремени доказывания обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на их совершение, а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, Законом Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ).
Одним из принципов оборота указанных земель является преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов (подпункт 3 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается (пункт 1 статьи 8 Закона N 101-ФЗ).
Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 2 статьи 8 Закона N 101-ФЗ).
В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей (пункт 3 статьи 8 Закона N 101-ФЗ).
Таким образом, статьей 8 Закона N 101-ФЗ предусмотрено преимущественное перед иными лицами право публично-правовых субъектов, указанных в пункте 1 названной статьи, на покупку земельных участков их состава земель сельскохозяйственного назначения.
Аналогичные положения закреплены в статье 8 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного закона при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Оренбургская область или в случаях, предусмотренных настоящим Законом, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
На основании пункта 2 статьи 8 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме Правительство Оренбургской области о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 8 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ в случае, если Оренбургская область откажется от покупки земельного участка, преимущественное право покупки до истечения месячного срока с момента получения Правительством Оренбургской области письменного извещения о намерении продать земельный участок переходит к муниципальному образованию. Оренбургская область извещает об отказе соответствующий орган местного самоуправления муниципального района с указанием срока поступления в Правительство Оренбургской области извещения о намерении продать земельный участок. В случае, если муниципальное образование по истечении тридцати дней с момента получения извещения Правительством Оренбургской области откажется от преимущественного права покупки либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок, то продажа осуществляется любому заинтересованному лицу по цене не ниже указанной в извещении.
При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что Администрация Саракташского района, в ответ на запросы Управления Росреестра от 13.09.2021 N 03-09-2-00428/21@, N 03-09-2-00429/21@ сообщила государственному регистратору, что отказывается от реализации преимущественного права покупки в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 56:26:0000000:4904, 56:00:0000000:656, 56:26:0000000:4704.
В силу пункта 1 статьи 11 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ уполномоченным органом на совершение сделок с земельными участками и земельными долями из земель сельскохозяйственного назначения, в которой одной из сторон является Оренбургская область, определено министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
В соответствии с Законом N 101-ФЗ, Законом Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ разработано Положение о порядке реализации Оренбургской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения от 11.12.2017 N 861-п (далее - Положение N 861-п), которое определяет порядок реализации Оренбургской областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В порядке пункта 2 Положения N 861-п собственники земельных участков, намеревающиеся продать земельный участок, либо их уполномоченные представители (далее - продавцы) в соответствии со статьей 8 Закона N 101-ФЗ, статьей 8 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ извещают в письменной форме Правительство Оренбургской области о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет (далее - извещение).
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на основании статьи 8 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ, Положения N 861-п, 06.10.2021 общество "МК "Меркурий" обратилось в Правительство с извещением о намерении продать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами:
- 56:26:0000000:4904, площадью 6468000 кв. м, с местоположением: Оренбургская область, Саракташский район, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:26:0000000, по цене 19 712 000 рублей;
- 56:26:0000000:4704, площадью 1314666 кв. м, с местоположением: Оренбургская область, Саракташский район, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала 56:26:0, по цене 4 007 000 рублей;
- 56:26:0719001:24, площадью 696000 кв. м, с местоположением: Оренбургская область, Саракташский район, с/с Каировский, земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала 56:26:0719001, по цене 2 121 000 рублей;
- 56:00:0000000:656, площадью 2980000 кв. м, с местоположением: Оренбургская область, Саракташский район, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:26:2022001, по цене 9 082 000 рублей.
Из пункта 3 Положения N 861-п следует, что при поступлении извещения в Правительство Оренбургской области аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области в течение 3 рабочих дней со дня регистрации извещения обеспечивает направление извещения в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области для рассмотрения, которое направляет копию извещения в министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области для рассмотрения и внесения предложений по реализации Оренбургской областью преимущественного права покупки земельного участка (подпункт "б" пункт 4).
Минсельхоз в срок не позднее 7 рабочих дней со дня поступления извещения направляет в министерство информацию о наличии (отсутствии) предложений (пункт 5 Положения N 861-п).
Из материалов дела следует, что 14.10.2021 Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области дан ответ N 01-01-04/2979, согласно которому оно не имеет предложений по использованию преимущественного права покупки данных земельных участков Оренбургской области.
Пунктом 9 Положения N 861-п закреплено, что в случае направления Минсельхозом информации об отсутствии предложений министерство с учетом сведений, указанных в пункте 4 настоящего Положения, в срок не позднее 29 дней со дня поступления извещения в аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области готовит уведомление Правительства Оренбургской области за подписью министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в адрес продавца и органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) по месту нахождения земельного участка об отказе Оренбургской области от реализации преимущественного права покупки земельного участка.
В пункте 10 Положения N 861-п указаны основания, при которых решение о реализации Оренбургской областью преимущественного права покупки земельного участка не может быть принято.
При наличии оснований, указанных в пункте 10 Положения N 861-п, министерство в срок не позднее 30 дней со дня поступления извещения в аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области готовит мотивированный ответ продавцу о невозможности принятия решения о реализации Оренбургской областью преимущественного права покупки земельного участка (пункт 11 Положения N 861-п).
Учитывая вышеизложенные нормы права, правомочием по рассмотрению извещений и даче ответов по результатам их рассмотрения обладает именно Правительство.
Из материалов дела следует, что оспариваемый ответ Правительства от 08.11.2021 N АС12-24/28981 о невозможности принятия решения о реализации Оренбургской областью преимущественного права покупки земельных участков мотивирован тем, что согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении общества "МК "Меркурий" введена процедура наблюдения; согласие временного управляющего не представлено; информация генерального директора общества "МК "Меркурий" N 202 не может быть принята во внимание в качестве документа, необходимого в соответствии со статьей 64 Закона о банкротстве.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 64 Закона о банкротстве органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения.
Согласие временного управляющего на совершение сделок преследует цель обеспечить сохранность имущества должника и представляет собой форму контроля за законностью таких сделок. Необходимость получения органом управления согласия временного управляющего на совершение сделок вызвано необходимостью защиты прав кредиторов должника, находящегося в процедуре наблюдения. Исходя из изложенного, согласие временного управляющего на отчуждение имущества должника, находящегося в процессе банкротства, должно быть выражено конкретно, трактоваться однозначно и не допускать какого-либо толкования, что требует его оформления в письменной форме.
Обществом "МК "Меркурий" в материалы дела представлены справки о балансовой стоимости от 05.10.2021, в соответствии с которой балансовая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:26:0000000:4904 составляет 880 000 рублей, балансовая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:26:0000000:4704 составляет 270 000 рублей, балансовая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:00:0000000:656 составляет 500 000 рублей, балансовая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:26:0719001:24 составляет 120 000 рублей.
Балансовая стоимость имущества общества "МК "Меркурий" по состоянию на 31.12.2020 составляет 258 008 000 руб., балансовая стоимость имущества общества "МК "Меркурий" по состоянию на 31.12.2019 составляет 238 032 000 руб.
Из представленных в материалы дела документов следует, что, справка о балансовой стоимости исх. N 202/1 от 04.10.2021, копия годовой отчетности за 2020 год были приложены к письму от 06.10.2021, которые направлялись обществом "МК "Меркурий" в дополнение к ранее направленному в адрес Правительства письму N 176 от 02.09.2021.
Также 11.11.2021 в дополнение к письму N 202 обществом "МК "Меркурий" в адрес Правительства поступило заявление от 11.11.2021 N 222 о приобщении документов - оборотно-сальдовой ведомости, копий договоров, копий бухгалтерских балансов за 2019, 2020 годы.
Между тем, как установлено судами, указанные документы Правительством не рассматривались по существу.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что согласие временного управляющего общества "МК "Меркурий" на осуществление сделок в данном случае не требовалось, поскольку балансовая стоимость имущества должника (1 770 000 руб.) не превышала пяти процентов балансовой стоимости активов должника (5% составляют 12 900 400 руб. в 2020 году и 11 901 600 руб. в 2019 году) на дату введения наблюдения (19.10.2020).
Судом апелляционной инстанции отмечено, что доказательств недостоверности балансовой стоимости Правительством не представлено, равно как и не представлено доказательств причин, по которым Правительство пришло к выводу о том, что балансовая стоимость отчуждаемого имущества превышает 5%.
Доводы Правительства о том, что обществом "МК "Меркурий" при заключении договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 56:26:0000000:4704, 56:00:0000000:656, 56:26:0719001:24 нарушены требования статьи 8 Закона N 101-ФЗ, поскольку на момент их совершения извещение общества "МК "Меркурий" от 02.09.2021 не было рассмотрено, а наличие заключенных договор купли-продажи, является препятствием для принятия решения о приобретении Оренбургской областью земельных участков были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены им на основании следующего.
Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области 14.10.2021 дан ответ N 01-01-04/2979, согласно которому оно не имеет предложений по использованию преимущественного права покупки данных земельных участков Оренбургской области.
В соответствии с пунктом 9 Положения N 861-п в случае направления Минсельхозом информации об отсутствии предложений министерство с учетом сведений, указанных в пункте 4 настоящего Положения, в срок не позднее 29 дней со дня поступления извещения в аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области готовит уведомление Правительства Оренбургской области за подписью министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в адрес продавца и органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) по месту нахождения земельного участка об отказе Оренбургской области от реализации преимущественного права покупки земельного участка.
Принимая во внимание вышеизложенное суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что права Правительства не нарушены.
Судом апелляционной инстанции так же отмечено, что указанные доводы Правительства не имеют правового значения для настоящего спора, поскольку его предметом является оценка законности действий заинтересованного лица, указанные договоры представлены, прежде всего, в подтверждение реальности намерения реализовать земельные и участки и в подтверждении того, что было сделано всё зависящее для этого.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, основаны на неправильном толковании приведенных норм права применительно к установленным судами обстоятельствам, в части, выражают несогласие заявителя с оценкой доказательств и выводами судов о фактических обстоятельствах, переоценка которых не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ) судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.09.2022 по делу N А47-226/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 64 Закона о банкротстве органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения.
...
Доводы Правительства о том, что обществом "МК "Меркурий" при заключении договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 56:26:0000000:4704, 56:00:0000000:656, 56:26:0719001:24 нарушены требования статьи 8 Закона N 101-ФЗ, поскольку на момент их совершения извещение общества "МК "Меркурий" от 02.09.2021 не было рассмотрено, а наличие заключенных договор купли-продажи, является препятствием для принятия решения о приобретении Оренбургской областью земельных участков были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены им на основании следующего."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2023 г. N Ф09-850/23 по делу N А47-226/2022