Екатеринбург |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А76-14775/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Вдовина Ю.В., Ивановой С.О.
при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - ТФОМС Челябинской области) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.10.2022 по делу N А76-14775/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыли представители:
ТФОМС Челябинской области - Казанцева Е.Э. (доверенность от 23.12.2022, диплом);
Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Уральский научно-практический центр радиационной медицины Федерального медико-биологического агентства" (далее - учреждение) - Клименко Н.В. (доверенность от 01.06.2022, диплом).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ТФОМС Челябинской области о признании недействительным акта от 31.03.2022 в части: требования о возврате средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению в рамках территориальной программы ОМС в сумме 279 881 руб. 74 коп., требования о перечислении в бюджет штрафа за использование не по целевому назначению средств ОМС в размере 27 899 руб. 17 коп. (с учетом уточнений требования, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.10.2022 заявленные требования удовлетворены частично, акт ТФОМС Челябинской области от 31.03.2022 признан недействительным в части требования возврата в бюджет ТФОМС Челябинской области суммы 166 457 руб. 70 коп. и требования о перечислении в бюджет ТФОМС Челябинской области штрафа в сумме 16 645 руб. 77 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ТФОМС Челябинской области просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что учреждением осуществляется деятельность как в рамках договора на оказание и оплату услуг медицинской помощи от 19.01.2021 N 174-ОМС, заключенного заявителем с ТФОМС Челябинской области, так и в рамках договора от 18.01.2021 N 13-2021-00233, заключенного с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) и по смыслу статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) состав бюджетов указанных фондов различен, равно как и программы ОМС. При этом ТФОМС Челябинской области также ссылается на то, что им выявлено расходование средств ОМС на выплаты лицам, не участвующим в реализации территориальной программы ОМС (акт проверки от 26.09.2022 N 931и-юр.
В связи с этим ТФОМС Челябинской области полагает, что средства ОМС, полученные в качестве оплаты за оказанную медицинскую помощь по договору N 13-2021-00233, надлежало учитывать (расходовать) отдельно от средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь при исполнении договора N 171-ОМС. ТФОМС Челябинской области отмечает, что работники учреждения, которым выплачена заработная плата, не исполняли трудовую функцию, направленную на реализацию территориальной программы ОМС
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу ТФОМС Челябинской области - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа ТФОМС Челябинской области от 25.02.2022 N 101 проведена выездная плановая комплексная проверка по вопросу использования средств ОМС, полученных учреждением за период с 01.01.2020 по 31.12.2021. ТФОМС Челябинской области 31.03.2022 составлен акт выездной плановой комплексной проверки, где требуется в течение 10 рабочих дней возвратить в бюджет ТФОМС средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в рамках территориальной программы ОМС в сумме 279 881 руб. 74 коп., путем перечисления на счет ТФОМС Челябинской области.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, ТФОМС Челябинской области потребовал от учреждения перечислить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 27 988 руб. 17 коп.
Полагая, что названное требование ТФОМС Челябинской области незаконно, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявление, суды исходили из того, что в части суммы 166 457 руб. 70 коп. нецелевого расходования денежных средств не допущено ввиду недоказанности указанного события ТФОМС Челябинской области.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 1). Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2).
На основании статьи 21 Федерального закона N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются за счет различных источников, в том числе за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда. Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для выставления учреждению требования о возврате в бюджет ТФОМС Челябинской области средств в сумме 166 457 руб. 70 коп. и перечисления штрафа в сумме 16 645 руб. 77 коп. послужил вывод ТФОМС Челябинской области об использовании учреждением этих средств не по целевому назначению в рамках Территориальной программы ОМС. При этом ТФОМС Челябинской области выявлено, что заработная плата сотрудников: Козлова В.И. (водителя); Варфаламеевой Т.А. (биолога); Кирюшкина В.В. (врача УЗД); Пятниченко Т.В. (старшей медсестры); Райд Н.П. (медицинская сестра функциональной диагностики); Царенко Н.И. (процедурной медсестры); Рябова А.В. (вахтера); Кунициной И.А. (специалиста по закупкам); Гончаровой С.Н. (врача КДЛ); Кочетковой Е.С. (палатной медицинской сестры); Дизендорф Н.Ф. (лаборанта КДЛ) за период с июня 2021 г. по декабрь 2021 г. на общую сумму 166 457 руб. 70 коп. начислена за счет средств ФФОМС, а выплачена за счет средств ТФОМС, страховые взносы начислены и перечислены за счет средств ФФОМС. ТФОМС Челябинской области по результатам проверки сделан вывод о том, что средства, перечисленные учреждением на оплату труда работников, зарплата которых финансируется из других источников, в общей сумме 166 457 руб. 70 коп. являются нецелевым использованием средств ТФОМС Челябинской области.
При этом факт работы указанных выше работников в учреждении ТФОМС Челябинской области не оспаривается, как и факт начисления и соответствие выплаченных сумм сотрудникам учреждения.
Судами, при анализе представленного учреждением одностороннего акта сверки выплаченных за июнь - декабрь 2021 г. денежных средств сотрудникам установлено, что денежные средства в сумме 166 457 руб. 70 копеек, ошибочно выплаченные заявителем за счет средств ТФОМС Челябинской области, сотрудникам: Козлову В.И. (водитель); Варфаламеевой Т.А. (биолог); Кирюшкина В.В. (врач УЗД); Пятниченко Т.В. (старшая медсестра); Райд Н.П. (медицинская сестра функциональной диагностики); Царенко Н.И. (процедурная медицинская сестра); Рябова А.В. (вахтер); Кунициной И.А. (специалист по закупкам); Гончаровой С.Н. (врач КДЛ); Кочетковой Е.С. (палатная медицинская сестра); Дизендорф Н.Ф. равны денежным средствам в сумме 166 457 руб. 70 коп., ошибочно выплаченным учреждением за счет средств ФФОМС, сотрудникам Бойко Д.В. (врач гематолог), Суровцевой А.В. (врач терапевт), Махмутовой Ю.С. (врач терапевт). Указанное, как верно отмечено судами, свидетельствует о наличии бухгалтерской ошибки в результате неверного оформления платежных поручений.
Ошибочное отражение сведений в платежных поручениях не свидетельствует о нецелевом использовании средств ТФОМС Челябинской области. Таким образом, нецелевого расходования денежных средств ТФОМС Челябинской области учреждением не допущено, поскольку средства ТФОМС Челябинской области были направлены на оплату труда сотрудников учреждения: Бойко Д.В. (врач гематолог), Суровцева А.В. (врач терапевт), Махмутова Ю.С. (врач терапевт).
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды обоснованно удовлетворили требование учреждения в части признания акта ТФОМС Челябинской области от 31.03.2022 недействительным в части требования возврата в бюджет ТФОМС Челябинской области суммы 166 457 руб. 70 коп. и требования о перечислении в бюджет ТФОМС Челябинской области штрафа в сумме 16 645 руб. 77 копеек.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.10.2022 по делу N А76-14775/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 5 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда. Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2023 г. N Ф09-669/23 по делу N А76-14775/2022