Екатеринбург |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А71-1280/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Ивановой С.О., Черкезова Е.О.,
при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р., рассмотрел в судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.08.2022 по делу N А71-1280/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством системы вэб-конференции принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" - Урсегов Д.А. (доверенность от 23.12.2022 N 350, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - заявитель, общество "Городская УК", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - заинтересованное лицо, Управление) с требованием о признании незаконным предписания от 20.10.2021 N 2960/06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Городская УК" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель указывает, что Управлением выполнен перерасчет корректировки размера платы за отопление за весь период проверки справкой от 07.07.2022 в ходе судебного разбирательства, что является признанием недостоверности акта внеплановой документарной проверки от 20.10.2021 N 2960/06-02, на основании которого выдано спорное предписание. Общество считает, что установление того факта, что в процессе рассмотрения дела административный орган исполнил требования общества "Городская УК", свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания и отказ в удовлетворении требований о признании предписания незаконным влечет негативные последствия.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что с целью рассмотрения обращения от 07.09.2021 N 5011-М, на основании приказа от 04.10.2021 N 2960/06-02 Управлением была проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества "Городская УК" на предмет соблюдения требований к определению размера платы за коммунальную услугу "отопление" для потребителей, проживающих в МКД по адресу г. Ижевск, ул. Воровского, д. 102.
В ходе проверки Управлением установлено, что общество получена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 29.04.2015 N 018-000082.
Потребителям (гражданам) на территории г. Ижевска плата за коммунальную услугу "отопление", предъявляется в течение календарного года ежемесячно, по 1/12, включая летние месяцы.
До 01.06. 2019 исполнителем коммунальном услуги "отопление" в МКД N 102 по ул. Воровского г. Ижевска являлось общество "Городская УК".
Минстроем России даны разъяснения по вопросу о корректировке размера платы за отопление (письмо от 02.09.2016 N 28483-А4/04), в котором указано, что корректировка размера платы за отопление в случае смены исполнителя производится каждым исполнителем коммунальных услуг.
Управление пришло к выводу, что у общества "Городская УК" имеется обязанность произвести корректировку платы за коммунальную услугу "отопление" за период январь - май 2019 года.
Управлением установлено, что площадь многоквартирного дома N 102 по ул. Воровского г. Ижевска составляет 5528,3 м2; МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, что подтверждается актами проверки работоспособности узла учета тепловой энергии у потребителя от 28.03.2018, от 19.06.2019.
По информации общества "Городская УК" в период с декабря 2018 по март 2019 года узел учета был неисправен.
Таким образом, в соответствии с пунктом 59 Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011N 354 (далее - Правила N 354) объем потребления тепловой энергии рассчитывается исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления не более 3 расчетных периодов подряд, а по истечении предельного количества расчетных периодов - исходя из нормативов потребления.
В ходе проверочных мероприятий Управлением произведены расчеты размера платы по коммунальной услуге "отопление" по кв. 51, 84, 50, 100 МКД N 102 по ул. Воровского г. Ижевска за период с января по май 2019 года, из которых установлено, что общество "Городская УК" излишне начислило по кв. 51 - 1119 руб. 06 коп., по кв. 84 - 655 руб. 50 коп., по кв. 50 - 936 руб. и по кв. 100 - 717 руб. 02 коп.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 20.10.2021 N 2960/06-02 и вынесено предписание N 2960/06-02, которым на общество возложена обязанность привести порядок определения размера платы за отопление в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства РФ, снизить размер платы за отопление на величину, излишне предъявленной суммы с 01.01.2019 по всему МКД N 102 по ул. Воровского г. Ижевска.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, общество "Городская УК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции не установил совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Пунктом 41 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению, произведенной и предоставленной с использованием тепловой энергии, поданной по централизованным системам теплоснабжения, и с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с использованием индивидуальных тепловых пунктов, вносит плату за отопление, рассчитанную в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 "О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению", за исключением муниципальных образований "Город Воткинск", "Город Можга", муниципальных образований - сельских поселений Завьяловского района: "Вараксинское", "Завьяловское", "Италмасовское", "Первомайское", "Ягульское", установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
Таким образом, потребителям (гражданам) на территории г. Ижевска плата за коммунальную услугу "отопление", предъявляется в течение календарного года ежемесячно, по 1/12, включая летние месяцы
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что до 01.06. 2019 исполнителем коммунальной услуги "отопление" в МКД N 102 по ул. Воровского г. Ижевска являлось общество "Городская УК", в связи с чем, с учетом разъяснений Минстроя России, изложенных в письме от 02.09.2016 N 28483-А4/04, у общества имеется обязанность произвести корректировку платы за коммунальную услугу "отопление" за период январь - май 2019 года.
Управлением установлено, что площадь многоквартирного дома N 102 по ул. Воровского г. Ижевска составляет 5528,3 м2.
Актами проверки работоспособности узла учета тепловой энергии у потребителя от 28.03.2018 и от 19.06.2019 подтверждается, что МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в период с декабря 2018 по март 2019 года узел учета был неисправен, в связи с чем, в соответствии с пунктом 59 Правил N 354 объем потребления тепловой энергии рассчитывается исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления не более 3 расчетных периодов подряд, а по истечении предельного количества расчетных периодов - исходя из нормативов потребления.
Судами установлено, что в акте проверки от 20.10.2021 N 2960/06-02 Управлением произведены расчеты размера платы по коммунальной услуге "отопление" по квартирам 50, 51, 84 и 100 МКД N 102 по ул. Воровского г. Ижевска, при этом при расчетах за апрель 2019 ошибочно учтен показатель объема потребленного ресурса - 83, 171 Гкал, тогда как в отчете о потреблении тепловой энергии за указанный период зафиксирован объем - 90,2 Гкал.
Кроме того, судом первой инстанции признаны обоснованными возражения общества, касающиеся применения Управлением при расчете неверного тарифа на тепловую энергию за период с января по май 2019 в размере 1800,2 руб., тогда как в соответствии с Приложением N 3 к приказу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20.12.2018 N 23/16 "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям", на период с 01.01.2019 - 30.06.2019 для населения установлен тариф в размере 1830,71 руб.
Управлением произведен перерасчет корректировки размера платы за отопление за период с января по май 2019 года.
На основании установленного суды пришли к выводу, что имеется факт излишнего начисления по МКД 102 по ул. Воровского г. Ижевска размера платы за коммунальную услугу "отопление" за период с января по май 2019 года на сумму 738 руб. 04 коп. по кв. 51, на сумму 432 руб. 30 коп. по кв. 84, на сумму 617 руб. 29 коп. по кв. 50, на сумму 472 руб. 89 коп. по кв. 100.
Таким образом, суды, принимая во внимание, что обстоятельства, на которые ссылалось общество "Городская УК" в обоснование заявленных требований, касающиеся того, что Управлением в акте проверки ошибочно отражены объемы потребления коммунальной услуги "отопление" за апрель 2019 года, а также применения неверного тарифа за период с января по май 2019 года, нашли свое подтверждение, вместе с тем установив, что Управлением произведен перерасчет корректировки размера платы за данную коммунальную услугу за период январь - май 2019 года, пришли к выводу, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, и не нарушает права и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительным предписания Управления, отказав обществу "Городская УК" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Иное толкование заявителем применимых в настоящем деле нормативных положений не свидетельствует об ошибочном толковании и применении судами двух инстанций норм права, не подтверждает существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены принятых судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.08.2022 по делу N А71-1280/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 41 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
...
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
...
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в период с декабря 2018 по март 2019 года узел учета был неисправен, в связи с чем, в соответствии с пунктом 59 Правил N 354 объем потребления тепловой энергии рассчитывается исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления не более 3 расчетных периодов подряд, а по истечении предельного количества расчетных периодов - исходя из нормативов потребления."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 марта 2023 г. N Ф09-352/23 по делу N А71-1280/2022