Екатеринбург |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А60-29494/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Полуяктова А.С., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Свердловской области "Распорядительная дирекция Мингосимущества Свердловской области" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2022 по делу N А60-29494/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
государственного унитарного предприятия Свердловской области "Распорядительная дирекция Мингосимущества Свердловской области" - Нифонтова Н.Н. (доверенность от 17.01.2023 N 17);
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - Остапова М.И. (доверенность от 02.02.2023 N 17-01-25/2315);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - Кузнецова С.И. (доверенность от 08.12.2022 N 08-31/1616).
Государственное унитарное предприятие Свердловской области "Распорядительная дирекция Мингосимущества Свердловской области" (далее - предприятие СО "Распорядительная дирекция МУГИСО") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - управление), Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство):
о признании отсутствующим права хозяйственного ведения предприятия СО "Распорядительная дирекции МУГИСО" на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 66:41:0704007:307, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, 69, корп. 1;
признании незаконными действий управления по внесению в Единый государственный реестр недвижимости записи от 03.03.2022 за N 66:41:0704007:307-66/199/2022-44 о государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия СО "Распорядительная дирекция МУГИСО" на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 66:41:0704007:307, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, 69, корп. 1;
признании недействительной записи от 03.03.2022 за N 66:41:0704007:307-66/199/2022-44 о государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия СО "Распорядительная дирекция МУГИСО" с момента ее внесения;
обязании управления устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения указанной записи из Единого государственного реестра недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Свердловской области.
Решением суда первой инстанции от 21.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.12.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие СО "Распорядительная дирекция МУГИСО" просит указанные судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам. По мнению заявителя, арбитражные суды неправильно квалифицировали спорные правоотношения, в результате чего неверно определен предмет доказывания, что повлекло принятие незаконных судебных актов. Заявитель полагает, что при рассмотрении дела суды исходили из ошибочного предположения о том, что заявитель оспаривает распоряжение Правительства Свердловской области от 25.02.2022 N 71-РП, несмотря на то, что заявитель неоднократно подчеркивал, что указанное распоряжение не является предметом оспаривания.
Суды не приняли к сведению неоднократные пояснения заявителя о том, что Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области был нарушен порядок принятия решения в сфере распоряжения собственностью, что повлекло нарушение прав заявителя, поскольку с момента закрепления имущества на праве хозяйственного ведения заявитель приобретает обязанности, связанные с обладанием объектом.
Заявитель отмечает, что суды рассмотрели передачу имущества как процедуру по простому закреплению имущества на праве хозяйственного ведения, при этом проигнорировано то обстоятельство, что распоряжением Правительства Свердловской области от 25.02.2022 N 71-РП предусмотрена цель передачи имущества - имущество не просто закрепляется на праве хозяйственного ведения, а с целью увеличения уставного фонда заявителя. По мнению заявителя, распоряжение Правительства Свердловской области от 25.02.2022 N 71-РП не является надлежащим правоустанавливающим документом для целей регистрации перехода права, поскольку право хозяйственного ведения на имущество возникает только с момента его фактической передачи из казны Свердловской области в качестве вклада в уставный фонд заявителя. С учетом изложенного заявитель настаивает на том, что во исполнение распоряжения Правительства Свердловской области от 25.02.2022 N 71-РП министерством должны были быть изданы соответствующие приказы, являющиеся надлежащими документами-основаниями для регистрации права.
Также заявитель отмечает, что суды не рассмотрели по существу требование заявителя о признании отсутствующим права хозяйственного ведения предприятия СО "Распорядительная дирекция МУГИСО" на объект недвижимого имущества с момента его возникновения и до погашения записи о регистрации.
Министерство и Правительство Свердловской области предоставили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 37 Областного закона от 10.04.1995 N 9-ОЗ "Об управлении государственной собственностью Свердловской области" (далее - Областной закон от 10.04.1995 N 9-ОЗ) закрепление объектов областной собственности на праве хозяйственного ведения за государственными предприятиями Свердловской области или на праве оперативного управления за казенными предприятиями Свердловской области, государственными учреждениями Свердловской области осуществляется Правительством Свердловской области или уполномоченным органом по управлению государственным казенным имуществом Свердловской области в соответствии с разграничением компетенции, установленным настоящим Законом или принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Свердловской области.
В соответствии с пп. 33 статьи 8 Областного закона от 10.04.1995 N 9-ОЗ Правительство Свердловской области в сфере управления государственной собственностью Свердловской области принимает в соответствии с законодательством Свердловской области решения о закреплении объектов областной собственности за государственными унитарными предприятиями Свердловской области.
К компетенции Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в соответствии с пп. 2-1 п. 8 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2012 N 824-ПП "Об утверждении положения, структуры и предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области", относится принятие решение о закреплении объектов областной собственности за государственными унитарными предприятиями Свердловской области и государственными учреждениями Свердловской области в отношении имущества, балансовая (оценочная) стоимость которого не превышает пять миллионов рублей.
Согласно статье 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 14 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременения объекта недвижимости.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что распоряжением Правительства Свердловской области от 25.02.2022 N 71-РП "О приеме неиспользуемого недвижимого государственного имущества Свердловской области от государственного унитарного предприятия Свердловской области "Государственный региональный выставочный центр "ИнЭкспо" в государственную казну Свердловской области и закреплении его на праве хозяйственного ведения за предприятием Свердловской области "Распорядительная дирекция Мингосимущества Свердловской области" в отношении объекта государственной собственности Свердловской области - объекта культурного наследия "Гостиница "Исеть" с кадастровым номером: 66:41:0704007:307 площадью 7852 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, 69, корп. 1, принято решение о принятии названного объекта от предприятия СО "Государственный региональный выставочный центр "ИнЭкспо" в казну Свердловской области с последующим его закреплением на праве хозяйственного ведения за предприятием СО "Распорядительная дирекция МУГИСО" путем внесения данного объекта в уставный фонд предприятия.
Распоряжением Правительства Свердловской области от 25.02.2022 N 71-РП министерству предписано осуществить необходимые мероприятия по приему объекта недвижимого имущества в казну Свердловской области и закреплению его на праве хозяйственного ведения за предприятием СО "Распорядительная дирекция МУГИСО", а также принять решение об увеличении уставного фонда предприятия за счет передачи в него объекта и внести соответствующие изменения в устав предприятия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно выписке об основных характеристиках объекта недвижимости по объекту с кадастровым номером 66:41:0704007:307 на объект 03.03.2022 зарегистрировано право хозяйственного ведения предприятия СО "Распорядительная дирекция МУГИСО" (регистрационная запись 66:41:0704007:307-66/199/2022-44).
Заявитель пояснил, что в адрес предприятия СО "Распорядительная дирекция МУГИСО" какие-либо распорядительные акты министерства, реализующие распоряжение Правительства Свердловской области от 25.02.2022 N 71-РП, не поступали, в связи с чем заявитель никаких действий по государственной регистрации права на объект недвижимого имущества не осуществлял, прием объекта из казны от министерства с оформлением в надлежащем порядке актов приема-передачи недвижимого имущества не осуществлял. О принятии решения об увеличении уставного фонда за счет внесения объекта уставный фонд и государственной регистрации изменений в устав предприятия собственником имущества в лице министерства также не уведомлялось.
Полагая, что распоряжение Правительства Свердловской области от 25.02.2022 N 71-РП не является документом прямого действия, отмечая, что в распоряжении Правительства Свердловской области от 25.02.2022 N 71-РП содержится прямое указание уполномоченному органу государственной власти Свердловской области осуществить мероприятия по организации процесса передачи имущества, и предусмотрен порядок передачи имущества - через казну Свердловской области, заявитель полагает, что регистрирующим органом нарушен порядок осуществления государственной регистрации права, право хозяйственного ведения предприятия СО "Распорядительная дирекция МУГИСО" зарегистрировано без надлежащих документов-оснований государственной регистрации прав.
На основании изложенного, учитывая, что в результате действий заинтересованных лиц по государственной регистрации права хозяйственного ведения без предварительного его зачисления в казну Свердловской области и его фактической передачи в уставный фонд заявителя в противоречие с распоряжением Правительства Свердловской области от 25.02.2022 N 71- РП на заявителя необоснованно возложены дополнительные обязанности и расходы в виде содержания имущества, указанное создает угрозу незаконного пользования государственным имуществом третьими лицами, что влечет причинение ущерба имущественным интересам заявителя и Свердловской области, как собственника имущества, заявитель обратился в суд с соответствующими требованиями.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что Правительством Свердловской области принято решение о принятии объекта от ГУП СО "Государственный региональный выставочный центр "ИнЭкспо" в казну Свердловской области с последующим его закреплением на праве хозяйственного ведения за предприятием СО "Распорядительная дирекция МУГИСО" путем внесения данного объекта в уставный фонд предприятия.
Таким образом, Правительством от имени собственника имущества - Свердловской области выражено решение уполномоченного органа о закреплении объекта на праве хозяйственного ведения за предприятием СО "Распорядительная дирекция МУГИСО".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.06.2022 N КУВИ-001/2022-102403708 в отношении спорного объекта зарегистрировано право хозяйственного ведения ГУП СО "Государственный региональный выставочный центр "ИнЭкспо", право хозяйственного ведения предприятия СО "Распорядительная дирекция МУГИСО" прекращено 17.06.2022.
Приняв во внимание, что предоставление на государственную регистрацию акта приема-передачи имущества в хозяйственное ведение законом о регистрации ли иными федеральными законами не предусмотрено, при этом закрепление спорного имущества за заявителем произошло, в том числе с учетом его собственного обращения, изложенного в письме от 23.09.2021 N 21/1409, ссылка на которое имеется в Распоряжении N 71-РП, и руководствуясь правовой позицией, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, суды не усмотрели оснований для вывода о признании незаконными действий управления по внесению в Единый государственный реестр недвижимости записи от 03.03.2022 за N 66:41:0704007:307-66/199/2022-44 о государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия СО "Распорядительная дирекция МУГИСО" на объект недвижимого имущества, и вывода о том, что государственная регистрация права хозяйственного ведения предприятия СО Распорядительная дирекция МУГИСО" на объект нарушает права и законные интересы заявителя.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют, доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда и постановления апелляционного суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2022 по делу N А60-29494/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Свердловской области "Распорядительная дирекция Мингосимущества Свердловской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приняв во внимание, что предоставление на государственную регистрацию акта приема-передачи имущества в хозяйственное ведение законом о регистрации ли иными федеральными законами не предусмотрено, при этом закрепление спорного имущества за заявителем произошло, в том числе с учетом его собственного обращения, изложенного в письме от 23.09.2021 N 21/1409, ссылка на которое имеется в Распоряжении N 71-РП, и руководствуясь правовой позицией, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, суды не усмотрели оснований для вывода о признании незаконными действий управления по внесению в Единый государственный реестр недвижимости записи от 03.03.2022 за N 66:41:0704007:307-66/199/2022-44 о государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия СО "Распорядительная дирекция МУГИСО" на объект недвижимого имущества, и вывода о том, что государственная регистрация права хозяйственного ведения предприятия СО Распорядительная дирекция МУГИСО" на объект нарушает права и законные интересы заявителя."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 марта 2023 г. N Ф09-717/23 по делу N А60-29494/2022