Екатеринбург |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А76-43974/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Беляевой Н. Г., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.10.2022 по делу N А76-43974/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области, приняли участие представители:
Министерства сельского хозяйства Челябинской области (далее - Министерство) - Белов М.И. (доверенность от 20.05.2021 N 13);
сельскохозяйственного потребительского перерабатывающе-сбытового кооператива "Уральское подворье" (далее - кооператив "Уральское подворье") - Озеров В.М. (доверенность от 14.04.2022).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к кооперативу "Уральское подворье" о взыскании суммы гранта в размере 6 492 550 руб. (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 10.03.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Метсервис" (далее - общество "Метсервис"), временного управляющего Свистунова Антона Юрьевича.
Решением суда от 01.03.202 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить. Заявитель считает, что грант подлежал возврату в бюджет Челябинской области в полном объеме, поскольку в соответствии с письмом ответчика от 20.08.2021 N 18 ранее представленная в Министерство отчетность о поставке оборудования, на приобретение которого был предоставлен грант, не соответствует действительности в нарушение пункта 2.3.6 соглашения от 13.06.2018 N 1-02-08. Заявитель отмечает, что соглашение не содержит положений об освобождении от ответственности в виде возврата средств гранта в связи с предполагаемыми мошенническими действиями в отношении получателя гранта. Государственная поддержка, предоставляемая в виде гранта имеет целевой характер и направление даже части гранта не по целевому назначению влечет за собой возврат всей суммы полученных денежных средств. Закрепляя такие условия предоставления гранта в соглашении, государство, в лице государственных органов, преследует цель ответственного и добросовестного отношения по расходованию средств гранта его получателями.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Уральское подворье" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 13.06.2018 между Министерством (орган государственной власти Челябинской области) и кооперативом "Уральское подворье" (получатель) заключено соглашение N 1-02-08 на предоставление в 2018 году субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы (далее именуется грант) за счет средств областного бюджета, в том числе средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета в рамках Подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21.121.2 N 724-П.
На основании пункта 1.2 соглашения орган государственной власти обязуется предоставить получателю грант в размере 10 000 000 руб.
В силу пункта 2.2 соглашения орган государственной власти вправе проводить проверки исполнения получателем условий соглашения, условий предоставления и целевого использования гранта.
Получатель обязан использовать средства гранта и собственные средства в соответствии с планом расходов согласно приложению к настоящему соглашению (пункт 2.3.1 соглашения).
В соответствии с пунктом 2.3.6 соглашения получатель обязан предоставлять достоверные сведения, содержащиеся в документах, в составе отчетности.
Получатель обязан использовать средства гранта в течение 24 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет и использовать имущество, приобретаемое за счет средств гранта, исключительно на развитие хозяйства (пункт 2.3.10 соглашения).
В силу пункта 3.1. соглашения получатель несет ответственность за правильность оформления, достоверность, полноту, актуальность представленных для получения гранта документов, информации, сведений в составе заявки.
На основании пункта 3.2 соглашения грант подлежит возврату в бюджет Челябинской области:
- в полном объеме в случае несоблюдения следующих условий:
выполнение условий участия в конкурсном отборе, предусмотренных пунктом 96 Порядка;
представление отчетности и документов, предусмотренных пунктами 121 - 123 Порядка, в сроки, установленные пунктом 121 Порядка;
предоставление кооперативом достоверных сведений, содержащихся в документах, представленных для получения гранта, либо в составе отчетности;
имущество, приобретаемое кооперативом с участием средств гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения гранта;
оплата приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, предусмотренных пунктом 95 настоящего Порядка, производится по безналичному расчету;
приобретение за счет средств гранта кооперативу оборудования, техники, транспорта, не бывших в употреблении, в соответствии с перечнями, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.07.2017 N 373;
- в части неиспользованного остатка средств гранта в течение 24 месяцев со дня поступления средств на отдельный расчетный счет;
- в части объема средств гранта, рассчитанного по формуле, предусмотренной пунктом 125 Порядка, в случае невыполнения следующих условий:
создание одного нового постоянного рабочего места на каждые 3 млн. рублей гранта в году получения гранта, но не менее одного нового рабочего места;
обеспечение прироста объема сельскохозяйственной продукции, реализованной кооперативом по состоянию на 31 декабря года получения гранта, не менее чем на 10 процентов от объемов по отношению к году, предшествующему году получения гранта.
Согласно пункту 3.3 соглашения Министерство в течение 10 рабочих дней со дня, когда Министерству стало известно о нарушении условий предоставления грантов, предусмотренных пунктом 89 Порядка, направляет получателю гранта требование о возврате гранта (части неиспользованного остатка средств гранта) с указанием причин возврата и объема средств гранта, необходимых к возврату, в соответствии с пунктом 3.2 настоящего соглашения. Возврат средств гранта осуществляется в течение 30 календарных дней со дня получения получателем гранта указанного требования о возврате гранта, а в случае неисполнения требования получателем гранта - в судебном порядке.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области, а также условиями настоящего соглашения (пункт 3.4. соглашения).
Дополнительным соглашением от 20.11.2019 N 1-02-08/2 к соглашению от 13.06.2018 N 1-02-08 стороны утвердили новую редакцию приложения к соглашению "План расходов".
Платежным поручением от 20.07.2018 N 895523 Министерство перечислило ответчику 10 000 000 руб.
Между кооперативом "Уральское подворье" (заказчик) и обществом "Метсервис" (поставщик) 21.01.2018 подписан договор поставки N 08218РQQ000692180358/5, в соответствии с которым поставщик обязуется выполнить по заданию заказчика поставку и монтаж комплекта оборудования для убойного цеха по адресу: Челябинская обл., Агаповский район, в 300 м на север от п. Ближний, указанную в пункте 1.2 настоящего договора и сдать заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить его.
В силу пункта 2.2.1 договора поставщик обязан предоставить на утверждение заказчиком комплект оборудования в соответствии с настоящим договором (Приложение N 1 к договору) не позднее 180 рабочих дней с момента подписания и оплаты договора.
На основании пункта 3.1 договора стоимость комплекта оборудования для убойного цеха в количестве 5 единиц согласно спецификации составляет 5 845 750 руб.
Согласно пункту 3.1.2. договора платеж в размере 3 507 450 руб. покупатель вносит на расчетный счет поставщика за счет средств гранта в течение 5-ти банковских дней.
Платежным поручением от 04.06.2020 N 46 кооператив "Уральское подворье" перечислило на расчетный счет общества "Метсервис" 3 507 393 руб. 44 коп.
В материалы настоящего дела представлена копия заявления о привлечении к уголовной ответственности, а также копии материалов проверки КУСП по факту совершения хищения мошенническим путем денежных средств.
Согласно протоколу заседания комиссии для осуществления контроля соблюдения условий и целей и порядка предоставления грантов 03.09.2021 в Министерство от ответчика поступило письмо от 23.08.2021 N 18292, в котором кооператив "Уральское подворье" сообщило, что оборудование для убойного цеха в количестве 5 ед. по договору от 21.01.2020 N 08218РQQ000692180358/5 не поставлено, обязательства поставщиком не исполнены, в связи с чем, ответчиком написано заявление о возбуждении уголовного дела по факту хищения.
По результатам заседания комиссии 15.09.2021 вынесен приказ N 888 о признании кооператива "Уральское подворье" допустившим нарушения условий предоставления гранта.
Министерство 16.09.2021 направило в адрес ответчика требование N 17841 о возврате гранта в полном объеме.
Данное требование осталось без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Министерства с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктами 2, 3 и 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и определять помимо прочего:
1) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
2) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Постановлением Правительства Челябинской области от 11.04.2017 N 174-П утвержден Порядок предоставления в 2017 - 2020 годах субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 121 Порядка, в целях обеспечения целевого и эффективного расходования бюджетных средств получатель гранта - кооператив представляет в Министерство в течение 5 лет со дня получения гранта кооперативу:
1) отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса по формам и в сроки, утвержденные Министерством в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в течение 5 лет со дня получения гранта кооперативу;
2) отчеты по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, один раз в полгода в год получения гранта, в последующие годы - один раз в год в течение 5 лет со дня получения гранта в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В силу пункта 125 Порядка, при нарушении условий предоставления грантов кооперативам, предусмотренных пунктом 89 настоящего Порядка, за исключением подпунктов 4 (в части срока использования средств гранта кооперативу), 8, 10 пункта 89 настоящего Порядка, средства гранта кооперативу подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме.
При нарушении условия, предусмотренного подпунктом 4 пункта 89 настоящего Порядка (в части срока использования средств гранта кооперативу), средства гранта кооперативу подлежат возврату в областной бюджет в части неиспользованного остатка средств гранта кооперативу.
На основании подпункта 3 пункта 89 Порядка, одним из условий предоставления гранта является представление кооперативом достоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для получения гранта кооперативу, а также в отчетности и документах, прилагаемых к ней, предусмотренных пунктами 121 - 123 настоящего Порядка.
Согласно пункту 84 Порядка Министерство в течение 10 рабочих дней со дня, когда Министерству стало известно о нарушении условий предоставления грантов хозяйству, предусмотренных пунктом 49 настоящего Порядка, направляет получателю гранта - хозяйству требование о возврате гранта хозяйству (части неиспользованного остатка средств гранта хозяйству) с указанием причин возврата. Возврат средств гранта хозяйству осуществляется в течение 30 календарных дней со дня получения получателем гранта - хозяйством указанного требования о возврате гранта хозяйству, а в случае неисполнения требования - в судебном порядке.
В настоящий момент данный документ утратил силу с 09.04.2020 в связи с изданием Постановления Правительства Челябинской области от 09.04.2020 N 136-П.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что ответчику предоставлена субсидия на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в размере 10 000 000 руб.
Материалами дела подтверждается, что ответчик, получив грант, предпринял меры к его использованию по назначению - строительство убойного цеха по адресу: Челябинская область, Агаповский район, в 300 м на север от п.Ближний. Ответчик заключил договоры с иными организациями, перечислил этим организациям денежные средства за строительные материалы, земляные работы, проект цеха, строительные и монтажные работы, приобрел специальный транспорт, причем израсходовал на эти работы как средства гранта (6 492 550 руб.), так и собственные средства членов кооператива (8 080 249 руб. 64 коп.).
При этом не отработанными в данном случае стали средства в размере 3 507 393 руб. 44 коп., перечисленные ответчиком в адрес общества "Метсервис". Ответчик возвратил истцу часть суммы от гранта в размере 3 507 450 руб.
Как пояснил истец в письме от 20.08.2021 N 18 ответчик сообщил о фактическом неполучении им оборудования, на приобретение которого Министерством перечислено 3 507 450 руб., в связи с чем он обратился в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества в отношении должностного лица недобросовестного поставщика - общества "Метсервис". В остальной части бюджетные средства потрачены и освоены согласно плану расходов. В частности, здание убойного цеха находится на завершающей стадии строительства (выполняется отделка), приобретен скотовоз, подготовлен цех по переработке мясной продукции.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе сводную таблицу затрат по реализации ответчиком проекта убойного цеха, представленные ответчиком договоры поставки, подряда, счета на оплату, универсальные передаточные документы и платежные поручения, учитывая, что грант предоставлен кооперативу "Уральское подворье" на строительство убойного цеха, приобретение оборудования, предназначенного для убоя и первичной обработки сельскохозяйственных животных, заготовки, хранения, переработки и упаковки, а также на приобретение специального транспорта - скотовоза, принимая во внимание, что целевое использование средств гранта ответчиком не нарушено, приобретенная техника используется исключительно для целей деятельности предприятия, а также, что сумма 3 507 450 руб. возвращена Министерству и последним не оспаривается, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности ответчиком целевого расходования гранта на сумму 6 492 550 руб., в соответствии с планом расходов.
Доказательств того, что кооперативом "Уральское подворье" были представлены недостоверные сведения относительно использования субсидии, истцом не представлено.
Судами правомерно отмечено, что письмо от 20.08.2021 N 18, на которое ссылается истец не свидетельствует о предоставлении недостоверной информации, а является лишь констатацией тех фактов, которые имели место во взаимоотношениях ответчика с обществом "Метсервис". Применительно к настоящему спору ответчик стал жертвой мошеннических действий, по данному факту возбуждено уголовное дело.
Кроме того, судами учтено, что в указанном письме кооператив "Уральское подворье" ссылается на то, что в остальной части полученные средства потрачены и освоены согласно плану расходов.
Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
В данном случае субсидия компенсировала ответчику часть затрат при строительстве убойного цеха, следовательно была использована в соответствии с ее предназначением.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию Министерства по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом округа не выявлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.10.2022 по делу N А76-43974/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктами 2, 3 и 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
...
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
...
Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 апреля 2023 г. N Ф09-1379/23 по делу N А76-43974/2021