Екатеринбург |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А60-28326/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.
судей Перемышлева И. В., Сидоровой А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Режевской городской округ" в лице администрации Режевского городского округа (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2022 по делу N А60-28326/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании прияли участие представители:
муниципального унитарного предприятия "Реж-Водоканал" (далее - Предприятие) - Медведев А.В. (доверенность от 01.01.2023), Никонов И.В. (конкурсный управляющий);
Администрации - Лупин В.М. (доверенность от 04.05.2022).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации о взыскании 17 802 715 руб. 84 коп. задолженности за услуги водоотведения поверхностных сточных вод с земель общего пользования за период с 2019 по 2021 г.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что истец не представил доказательства, подтверждающие, что канализационные сети и очистные сооружения используются для водоотведения поверхностных сточных вод с земель общего использования города Реж, и что истцом оказывается услуга по приему поверхностных сточных вод. При этом заявитель кассационной жалобы указывает, что на территории Режевского городского округа отсутствует централизованная система ливневой канализации, наблюдаются элементы неорганизованного водосбора поверхностных сточных и талых вод по рельефу с земель общего пользования, соответственно, большая часть поверхностных сточных вод отводится естественным путем без участия централизованной системы водоотведения города Реж.
Ответчик считает, что истцом не представлено объективных данных о количестве, (объеме) поверхностных сточных вод и талых вод, поступающих в сеть канализации в результате ее значительного износа, а также фактической доли сточных вод, попадающих по рельефу в Режевской пруд, реки Реж, Быстрая и Хвощевка, в связи с чем определить объем сточных и талых поверхностных вод поступающих в составе хозяйственно-бытовых сточных вод, на очистные сооружения, не представляется возможным.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, Предприятие на основании постановления Администрации от 05.02.2016 N 175 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории Режевского городского округа" определено гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории г. Реж.
Истец в обоснование исковых требований указал, что в период с 01.01.2019 по 31.12.2021 в отсутствие заключенного договора на прием и очистку поверхностных сточных вод оказал ответчику услуги по водоотведению поверхностных сточных вод с земель общего пользования города Реж через используемые им канализационные сети и очистные сооружения на сумму 17 802 715 руб. 84 коп.
Ссылаясь на наличие задолженности по оплате оказанных услуг со стороны ответчика, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, исходя из их обоснованности, правильности расчета, произведенного истцом.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктами 2 и 23 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; сточные воды централизованной системы водоотведения (сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Согласно пункту 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 поверхностные сточные воды - принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.
Постановлением Администрации Режевского городского округа от 30.12.2014 N 2765 "Об утверждении Схемы водоснабжения и водоотведения Режевского городского округа" утверждена Схема водоотведения.
Согласно части 4 статьи 20 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.
Пунктами 23, 25 Правил организации коммерческого учета вод, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, предусмотрено, что при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, в случае если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.
Коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 25 Правил N 776).
Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/11 утверждены и введены в действие с 01.01.2013 Свод правил "СНИП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети сооружения" (актуализированная редакция СНиП 2.04.03-8, Приказ Минстроя от 17.10.2014 N 639/пр).
В соответствии с пунктом 3 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.10.2014 Кв 639/пр) атмосферные осадки отводятся в централизованные системы водоотведения в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей), а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей).
Отведение атмосферных осадков в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов, трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей), а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей является объективным процессом обусловленным текучестью воды. Такому водоотведению корреспондирует обязанность по оплате оказанных услуг.
При отсутствии ливневой канализации отведение поверхностных сточных вод через централизованную систему водоотведения является презюмируемым фактом, и как следствие, объем поверхностных сточных вод определяется исключительно расчетным методом (пункт 25 Правил N 776), пункт 7.2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/11).
В силу пункта 41 Типового договора водоотведения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645) отведение поверхностных сточных вод осуществляется с непосредственным подключением или без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.
Таким образом, суды верно исходили из того, что при наличии стока (земли общего использования) закон презюмирует их отведение через централизованную канализацию, что также согласуется с пунктом 13 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.10.2014 Кв 639/пр), в силу которого территории, не оформленные в установленном порядке в качестве земельного участка, поверхностный сток с которых поступает в централизованные системы водоотведения, допускается определять в пределах кратчайшего расстояния 50 метров в обе стороны от системы водоотведения (канализационной сети). Как правильно отметили суды, согласно действующим нормам права, на расстоянии 50 метров в обе стороны от системы водоотведения ливневые стоки в любом случае попадают в централизованную канализацию.
По расчету истца сумма платы за спорный период составила 17 802 715 руб. 84 коп., в том числе, за 2019 г. - 6 885 220 руб. 80 коп., за 2020 г. - 5 302 635 руб. 80 коп., за 2021 год - 5 614 859 руб. 24 коп.
Для расчетов отведения поверхностных сточных вод за исковой период взяты данные из Генерального плана города Реж Свердловской области (утвержден решением Режевской Думы от 20.03.2013 N 27) об общей площади земель в городской черте, площади земель, занятых многоэтажной и среднеэтажной застройкой. Улицы и прилегающая к ним территория в пределах кадастровых кварталов, по которым проходит централизованная система водоотведения, имеют частые перепады высот, что приводит к стоку поверхностных вод в канализационные колодцы.
Количество атмосферных осадков (суточные, месячные, сезонные и годовые слои), сведения по температуре, влажности воздуха определяются по информации, получаемой от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в том числе в виде данных из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, иных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в том числе по среднемесячным данным за последние 3 года), либо в соответствии со стандартами по строительной климатологии (пункт 4 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.10.2014 N 639/пр).
Сведения о количестве атмосферных осадков за 2019, 2020, 2021 г. получены истцом от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды за последние 3 года (справка ФГБУ "Уральское УГМС" за 2019, 2020, 2021 г. от 25.02.2022 исх. N ОМ-11-136/87)
Размер платы за услуги водоотведения определен истцом в соответствии с Методическими указаниями по расчету объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.10.2014 N 639/пр.
Довод ответчика относительно того, что не может быть принята во внимание площадь земель общего пользования Режевского городского округа, судами исследован и правильно отклонен.
В соответствии с расчетом объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод за период с 2019 по 2021 г., представленным в материалы дела, площадь территории, с которой осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, взята из Генерального плана городского округа Реж Свердловской области, утвержденного Думой Режевского городского округа 20.03.2013 (пункт 4.2. Современное использование территории, таблица 4.1.). Общая площадь земель в городской черте составляет 10785,0 га, в том числе территории: пункт 1. (строка 4 таблицы) "Многоэтажная и средне этажная застройка" - 118 га.; пункт 2. (строка 18 таблицы) "Улицы, дороги, проезды" 233 га.
На основании схемы водоснабжения и водоотведения Режевского городского округа из этой площади выделена протяженность автомобильных дорог и проездов, по которым сточные воды поступают в централизованную систему водоотведения.
Согласно данным Публичной кадастровой карты Росреестра рассчитана протяженность дорог автомобильного пользования по районам городского округа Реж. Общая протяженность дорог, проездов города, по которым сточные воды поступают в централизованную систему водоотведения - 28,7 км.
Суды пришли к верному выводу о том, что расчет истца носит документально обоснованный характер как в части определения общей площади территории, с которой осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, так и в части определения средневзвешенного коэффициента дождевого стока.
Судами расчет проанализирован, признан верным, не нарушающим прав и законных интересов ответчика, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
С учетом изложенного исковые требования правомерно признаны судами подлежащими удовлетворению.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов, не свидетельствуют о нарушении судом норм права и подлежат отклонению по мотивам, изложенным в настоящем постановлении.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу норм части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2022 по делу N А60-28326/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "Режевской городской округ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
И.В. Перемышлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 23, 25 Правил организации коммерческого учета вод, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, предусмотрено, что при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, в случае если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.
...
При отсутствии ливневой канализации отведение поверхностных сточных вод через централизованную систему водоотведения является презюмируемым фактом, и как следствие, объем поверхностных сточных вод определяется исключительно расчетным методом (пункт 25 Правил N 776), пункт 7.2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/11).
В силу пункта 41 Типового договора водоотведения (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645) отведение поверхностных сточных вод осуществляется с непосредственным подключением или без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 апреля 2023 г. N Ф09-2064/23 по делу N А60-28326/2022