г. Пермь |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А60-28326/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 16 января 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.,
судей Лихачевой А.Н., Ушаковой Э.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Можеговой Е.Х.,
при участии:
от истца - Муниципального унитарного предприятия "Режевское водопроводно-канализационное предприятие" (МУП "Реж-водоканал"): Медведева А.В. (паспорт, доверенность от 01.01.2023),
от ответчика - Администрации Режевского городского округа - исполнительно-распорядительный орган Муниципального образования (Администрации Режевского ГО): Лупина В.М. (паспорт, доверенность от 04.05.2022)
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - Администрации Режевского городского округа
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 октября 2022 года
по делу N А60-28326/2022
по иску МУП "Реж-водоканал" (ИНН 6628016211, ОГРН 1106628000203)
к Администрации Режевского ГО (ИНН 6628003011, ОГРН 1026601691247)
о взыскании задолженности за услуги водоотведения поверхностных сточных вод с земель общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
МУП "Реж-водоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации Режевского городского округа (далее - ответчик) о взыскании 17 802 715 руб. 84 коп. задолженности за услуги водоотведения поверхностных сточных вод с земель общего пользования за период с 2019 по 2021 гг.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 октября 2022 года (судья Л.М. Килина) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на непредставление истцом доказательств, подтверждающих, что канализационные сети и очистные сооружения используются для водоотведения поверхностных сточных вод с земель общего использования города Реж, и истцом оказывается услуга по приёму поверхностных сточных вод, так как на территории Режевского городского округа отсутствует централизованная система ливневой канализации, наблюдаются элементы неорганизованного водосбора поверхностных сточных и талых вод по рельефу с земель общего пользования. Ответчик считает, что наличие очистных сооружений не свидетельствует о том, что весь указанный истцом объём поверхностных сточных вод, проходит процесс очистки, а отсутствие договорных отношений подтверждает факт отсутствия технической возможности оказания данной услуги истцом.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу, согласуются с выводами суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, МУП "Реж-водоканал" на основании Постановления Администрации Режевского городского округа от 05.02.2016 N 175 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории Режевского городского округа" определено гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории г. Реж.
В период с 01.01.2019 по 31.12.2021 в отсутствие заключённого договора на приём и очистку поверхностных сточных вод МУП "Реж-водоканал" оказало Администрации Режевского городского округа услуги по водоотведению поверхностных сточных вод с земель общего пользования города Реж через используемые им канализационные сети и очистные сооружения в общем размере 17802715 руб. 84 коп.
Отсутствие оплаты оказанных услуг со стороны ответчика послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из их обоснованности, правильности расчёта, произведённого истцом, при этом отклонив возражения ответчика.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, выслушав в судебном заседании представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установил.
При рассмотрении дела по существу судом первой инстанции правильно приведены подлежащие применению нормы права и определены обстоятельства спора, не повторяя установленных судом первой инстанции обстоятельств и правильно изложенных выводов, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами судебного акта, вопреки доводам апеллянта, находит их правильными.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны возражениям ответчика, заявленным при рассмотрении дела по существу, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены в силу следующего.
Согласно пунктам 2 и 23 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ: водоотведение - приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; сточные воды централизованной системы водоотведения (сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
В силу пункта 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, поверхностные сточные воды - принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.
Постановлением Администрации Режевского городского округа от 30.12.2014 N 2765 "Об утверждении Схемы водоснабжения и водоотведения Режевского городского округа " утверждена Схема водоотведения.
Согласно части 4 статьи 20 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" коммерческий учёт осуществляется в узлах учёта путём измерения количества воды и сточных вод приборами учёта воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчётным способом.
Пунктами 23, 25 Правил организации коммерческого учёта вод, сточных вод, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, предусмотрено, что при отсутствии у абонента прибора учёта или неисправности прибора учёта (в том числе при демонтаже прибора учёта в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учёта, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объём отведённых абонентом сточных вод принимается равным объёму воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил. При этом учитывается объём поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, в случае если приём таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.
Коммерческий учёт поверхностных сточных вод осуществляется расчётным способом в соответствии с методическими указаниями по расчёту объёма принятых (отведённых) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 25 Правил N 776).
Приказом Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 N 635/11 утверждены и введены в действие с 01.01.2013 Свод правил "СНИП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети сооружения" (актуализированная редакция СНиП 2.04.03-8, Приказ Минстроя от 17.10.2014 N 639/пр).
Согласно пункту 3 Методических указаний по расчёту объёма принятых (отведённых) поверхностных сточных вод (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.10.2014 Кв 639/пр) атмосферные осадки отводятся в централизованные системы водоотведения в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей), а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей).
Отведение атмосферных осадков в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов, трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей), а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей является объективным процессом обусловленным текучестью воды. Такому водоотведению корреспондирует обязанность по оплате оказанных услуг.
При отсутствии ливневой канализации отведение поверхностных сточных вод через централизованную систему водоотведения является презюмируемым фактом, и как следствие, объем поверхностных сточных вод определяется исключительно расчётным методом (пункт 25 Правил N 776), пункт 7.2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/11).
Согласно пункту 41 Типового договора водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645) отведение поверхностных сточных вод осуществляется с непосредственным подключением или без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.
Таким образом, при наличии стока (земли общего использования) закон презюмирует их отведение через централизованную канализацию, что также согласуется с пунктом 13 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.10.2014 Кв 639/пр) согласно которому территории, не оформленные в установленном порядке в качестве земельного участка, поверхностный сток с которых поступает в централизованные системы водоотведения, допускается определять в пределах кратчайшего расстояния 50 метров в обе стороны от системы водоотведения (канализационной сети). Тем самым закон устанавливает, что, по крайней мере, на расстоянии 50 метров в обе стороны от системы водоотведения ливневые стоки в любом случае попадают в централизованную канализацию.
По расчёту истца сумма платы за спорный период составила 17 802 715 руб. 84 коп, в том числе, за 2019 год - 6 885 220 руб. 80 коп., за 2020 год - 5 302 635 руб. 80 коп., за 2021 год - 5 614 859 руб. 24 коп.
Данный расчёт судом проанализирован, признан верным, не нарушающим прав и законных интересов ответчика.
Отклоняя доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Для расчётов отведения поверхностных сточных вод за исковой период взяты данные из Генерального плана города Реж Свердловской области (утверждён Решением Режевской думы от 20.03.2013 N 27) об общей площади земель в городской черте, площади земель, занятых многоэтажной и среднеэтажной застройкой. Улицы и прилегающая к ним территория в пределах кадастровых кварталов, по которым проходит централизованная система водоотведения, имеют частые перепады высот, что приводит к стоку поверхностных вод в канализационные колодцы.
Количество атмосферных осадков (суточные, месячные, сезонные и годовые слои), сведения по температуре, влажности воздуха определяются по информации, получаемой от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в том числе в виде данных из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, иных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в том числе по среднемесячным данным за последние 3 года), либо в соответствии со стандартами по строительной климатологии (пункт 4 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.10.2014 N 639/пр).
Сведения о количестве атмосферных осадков за 2019, 2020, 2021 гг. получены истцом от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды за последние 3 года (справка ФГБУ "Уральское УГМС" за 2019, 2020, 2021 гг. исх. N ОМ-11-136/87 от 25.02.2022)
Судом установлено, что размер платы за услуги водоотведения определён истцом в соответствии с Методическими указаниями по расчету объемов принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.10.2014 N 639/пр.
Довод ответчика относительно того, что не может быть принята во внимание площадь земель общего пользования Режевского городского округа, судом первой инстанции рассмотрен и отклонен.
Согласно расчёту объёмов принятых (отведённых) поверхностных сточных вод за период с 2019 по 2021 года, представленного в материалы дела, следует, что площадь территории, с которой осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, взята из Генерального плана городского округа Реж Свердловской области, утвержденного Думой Режевского городского округа 20.03.2013 (пункт 4.2. Современное использование территории, таблица 4.1.).
Согласно данному документу, общая площадь земель в городской черте составляет 10785,0 га, в том числе территории: п.1. (строка 4 таблицы) "Многоэтажная и средне этажная застройка" - 118 га.; п.2. (строка 18 таблицы) "Улицы, дороги, проезды" 233 га.
На основании схемы водоснабжения и водоотведения Режевского городского округа из этой площади выделена протяжённость автомобильных дорог и проездов, по которым сточные воды поступают в централизованную систему водоотведения.
По данным Публичной кадастровой карты Росреестра рассчитана протяжённость дорог автомобильного пользования по районам городского округа Реж. Общая протяженность дорог, проездов города, по которым сточные воды поступают в централизованную систему водоотведения - 28,7 км.
Расчёт истца носит документально обоснованный характер как в части определения общей площади территории, с которой осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, так и в части определения средневзвешенного коэффициента дождевого стока.
Таким образом, представленный истцом расчёт признается соответствующим фактическим обстоятельствам дела, его применение права ответчика не нарушает.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 64, 65, 67, 68, 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 октября 2022 года по делу N А60-28326/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.А. Яринский |
Судьи |
А.Н. Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28326/2022
Истец: МУП "РЕЖЕВСКОЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ РЕЖЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ