Екатеринбург |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А60-38475/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Территория - Север" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.10.2022 по делу N А60-38475/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Территория - Север" (далее - заявитель, общество УЖК "Территория - Север") обратилось в суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) о признании недействительным предписания о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований от 28.02.2022 N 29-08-27-128.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество УЖК "Территория - Север" просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что Департаментом в связи с обращением гражданина от 07.02.2022 N 29-01-01-2302/4 и на основании приказа от 16.02.2022 N 29-08-25-128 инициирована проверка в отношении общества УЖК "Территория - Север".
Проверка инициирована с целью проверки соблюдения обязательных требований по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в части предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества, а также соблюдение обязательных требований энергоэффективности в отношении многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Калинина, д. 22.
В ходе проведения проверки установлено, что минимальное значение температуры горячего водоснабжения в точке на вводе в МКД составило 60.3 °C, в связи с чем, нарушений при предоставлении данной коммунальной услуги со стороны ПАО "Т Плюс" не обнаружено.
Нарушения температурного режима горячего водоснабжения на вводе в многоквартирный дом в момент проведения проверки отсутствовали.
Вместе с тем при замерах температуры горячего водоснабжения в точках водоразбора в жилом помещении N 144 указанного МКД температура горячего водоснабжения составила 54.8 °C, из чего следует, что обществом УЖК "Территория - Север" нарушены лицензионные требования при предоставлении коммунальных услуг собственникам/нанимателям жилых помещений многоквартирного дома.
По результатам проведения проверки 28.02.2022 составлен акт N 29-08-26-128.
В отношении общества УЖК "Территория - Север" Департаментом вынесено предписание от 28.02.2022 N 29-08-27-128 с требованием в срок до 01.06.2022 обеспечить норматив температуры горячего водоснабжения в точке водоразбора в жилых помещениях МКД по адресу: г. Екатеринбург, ул. Калинина, д. 22.
Департаментом 03.06.2022 продлен срок исполнения предписания на 90 календарных дней.
Не согласившись с содержанием предписания, в том числе с порядком его предоставления, общество УЖК "Территория-Север" в рамках досудебного обжалования решения надзорного органа 31.05.2022 посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) направлена жалоба на предписание.
В адрес общества УЖК "Территория-Север" 20.06.2022 поступило решение об отказе в удовлетворении жалобы на предписание.
Не согласившись с вынесенным предписанием общество УЖК "Территория-Север" обратилось в суд заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия (вынесения) ненормативного правового акта (предписания) о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере связи, возлагается на административный орган.
В соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа подлежит признанию недействительным в судебном порядке, если он не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении требований о признании недействительным предписания в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, оценка законности оспариваемого предписания, нарушение прав и законных интересов лица, в отношении которого вынесено предписание.
На основании части 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, осуществляется лицензионный контроль, порядок организации и проведения которого установлен статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110), пунктом 2 которого установлено, что лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Положения N 1110 при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП утверждено Положение о Департаменте, согласно которому Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля на территории Свердловской области и наделен полномочиями выдавать предписания об устранении нарушений требований законодательства.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Департаментом в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации иные лицензионные требования, не указанные в части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанная компетенция реализована Положением N 1110.
На основании подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения лицензионные требования к лицензиату, устанавливаются в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и к которым относятся: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуга и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в гаком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 (далее - Правила N 354), качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354 обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании является требованием к качеству предоставляемых коммунальных услуг. Допустимое отклонение составляет не более 5 °С - в ночное время и не более 3 °С - в дневное.
В соответствии с пунктом 84 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже +60 °С и не выше +75 °С.
Абзацем 3 пункта 5.3.1 Правил N 170 установлено, что температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее +60°С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее +50°С - в закрытых. Температура теплоносителя на выходе для системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более +75°С. При этом организации, осуществляющие горячее водоснабжение, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Судами из материалов дела установлено, что на дату проведения Департаментом обследования 28.02.2022 обществом УЖК "Территория - Север" не обеспечено соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения не ниже + 60 °С и не выше +75 °С, а именно: в точке водоразбора в санузле жилого помещения N 144 МКД температура горячего водоснабжения составила + 54,8 °С.
Вместе с тем, согласно показаниям контрольно-измерительных приборов, установленных на трубопроводе горячего водоснабжения, температура горячей воды на вводе в жилой дом составила +65 °С, согласно проводимым замерам, температура горячего водоснабжения составила на вводе составила +60,3 °С, что является достаточным для обеспечения жителей дома услугами по горячему водоснабжению надлежащего качества.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что обществом УЖК "Территория - Север", осуществляющей деятельность по управлению МКД, нарушены обязательные лицензионные требования в части предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме по адресу: г. Екатеринбург, ул. Калинина, д. 22, ненадлежащей температуры.
Суд округа соглашается с выводами судов о том, что независимо от применяемой системы водоснабжения температура горячей воды должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C, что соответствует требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов.
Таким образом, организация, деятельность которой связана с осуществлением горячего водоснабжения, обязана исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды, в том числе обеспечить температуру горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения надлежащего качества.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали обществу УЖК "Территория - Север" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания от 28.02.2022 N 29-08-27-128.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.10.2022 по делу N А60-38475/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания "Территория - Север" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354 обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании является требованием к качеству предоставляемых коммунальных услуг. Допустимое отклонение составляет не более 5 °С - в ночное время и не более 3 °С - в дневное.
В соответствии с пунктом 84 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже +60 °С и не выше +75 °С."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2023 г. N Ф09-1603/23 по делу N А60-38475/2022