Екатеринбург |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А50-21895/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русь" (далее - ООО "Русь, общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.10.2022 по делу N А50-21895/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи приняла участие представитель Министерства агропромышленного комплекса Пермского края (далее - министерство) - Багина О.Ю. (доверенность от 01.03.2023, диплом, служебное удостоверение).
До начала судебного заседания от общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. Заявленное ходатайство рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ООО "Русь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к министерству о признании недействительным приказа от 31.05.2022 N 25-01.2-02-136 (далее - приказ) в части включения общества в раздел 5 Реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства на 2022 год.
ООО "Русь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к министерству о признании недействительным приказа от 31.05.2022 N 25-01.2-02-136 в части включения общества в раздел 5 Реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства на 2022 год.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.10. 2022 исковые требования удовлетворены; признан недействительным пункт 5.24.6 оспариваемого приказа в части включения общества в раздел 5 Реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства на 2022 год. С министерства в пользу ООО "Русь" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2023 по тому же делу решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Русь" просит обжалуемые судебные акты изменить, исключив из мотивировочной части указание на осуществленное восстановление прав и законных интересов общества, дополнив резолютивную часть решения суда первой инстанции о необходимости в полном объеме устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, настаивая на незаконном отказе судом о таком восстановлении нарушенного права, так как, по мнению заявителя жалобы, в приказ от 31.05.2022 министерством 28.09.2022 внесены изменения об исключении общества раздела 5 Реестра. Заявитель жалобы полагает, что, поскольку в период с 31.05.2022 по 29.09.2022 Раздел 5 Реестра действовал в прежней редакции, которая содержала незаконное указание об ООО "Русь", как сельскохозяйственного товаропроизводителя, якобы допустившего нецелевое использование бюджетных средств и не восстановившего их в доход бюджета Пермского края, оспариваемый приказ должен быть отменен с момента его издания.
Как следует из материалов дела, между министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края и обществом заключены соглашения о предоставлении субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат, направленных на создание, реконструкцию и модернизацию объектов агропромышленного комплекса от 24.12.2018 N 18-519 (КБ) и от 26.12. 2018 N 18-519. Размер предоставляемой субсидии обществу, в соответствии с пунктом 2.1 соглашений составляет 247 500 000 руб., в том числе, за счет средств федерального бюджета - 112 500 тыс. руб., за счет средств краевого бюджета Пермского края - 135 000 тыс. руб.
Министерством обязательства по указанным выше соглашениям исполнены в полном объеме на сумму 247 500 000 руб. (платежные поручения от 28.12. 2018 N 335990 на сумму 241 000 000 руб. и от 29.12.2018 N 650906 на сумму 6 500 000 руб).
В ходе анализа документов, предоставленных обществом, министерство выявлена недостоверность предоставленных сведений в отношении начала периода строительства объекта, что послужило основанием вынесения требования от 10.11.2021 N 25-04.2-01-336 о возврате субсидии.
Поскольку обществом требование не исполнено, министерством 31.05.2022 принят приказом N 25-01.2-02-136, согласно которому ООО "Русь" включено в раздел 5 Реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства на 2022 год (пункт п. 5.24.6 приказа).
Полагая, что включение в реестр не соответствуют закону, нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый приказ незаконным, признав права и законные интересы общества восстановленными.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, оставив решение суда без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
На основании статьи 198, части 4 статьи 200, статьи 201 Кодекса признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, признания недействительными принятых ими ненормативных правовых актов возможно при совокупности двух условий, а именно: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу абзаца 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
На основании указанных выше норм, суды обоснованно заключили, что для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами, в целях реализации основного мероприятия "Реализация инвестиционных проектов и обновление парка сельскохозяйственной техники и оборудования" государственной программы "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3.10.2013 N 1320-п, постановлением Правительства Пермского края от 21.09. 2018 N 519-п утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат, направленных на создание, реконструкцию и модернизацию объектов агропромышленного комплекса (далее - Порядок N 519-П), которым определены цели, условия и правила предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат, направленных на создание, и (или) реконструкцию, и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса (далее также - объект), из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (далее - субсидии), порядок возврата субсидий в случае нарушения целей, порядка предоставления субсидий и условий, установленных при их предоставлении.
Приказом министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края от 05.04.2013 N СЭД-25-01.1-02-46 утверждено Положение о порядке ведения реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства, которое устанавливает порядок ведения реестра получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства (далее - реестр) и внесения в него изменений. Реестр формируется Министерством ежегодно и состоит, в том числе из раздела 5 "Сельскохозяйственные товаропроизводители, допустившие нецелевое использование бюджетных средств и не восстановившие их в доход бюджета Пермского края".
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением требования о возврате субсидии от 10.11.2021 N 25-04.2-01-336 общество включено в раздел 5 указанного выше реестра на 2022 год.
Судами учтено, что вступившим в законную силу части 2 статьи 69 АПК РФ признаны судами преюдициальными по рассматриваемому делу.
Суды из материалов дела установили, что 28.09.2022 приказом N 25-01.2-02-265 министерством внесены изменения в приказ от 31.05.2022 N 25-01.2-02-136, ООО "Русь" исключено из раздела 5 Реестра, что являлось предметом оспаривания.
Оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды правомерно признали недействительным ненормативный акт в оспариваемой части, обоснованно посчитав восстановленными права и законные интересы общества.
Заявитель в жалобе настаивает на том, что мотивировочная и резолютивная часть решения должна содержать указание на необходимость возложения на министерство обязанности в полном объеме устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Русь", поскольку в период с 31.05.2022 по 29.09.2022 Раздел 5 Реестра действовал в прежней редакции, которая содержала незаконное указание об ООО "Русь", как сельскохозяйственного товаропроизводителя, якобы допустившего нецелевое использование бюджетных средств и не восстановившего их в доход бюджета Пермского края, в связи с чем оспариваемый приказ должен быть отменен с момента его издания.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, как верно заключено апелляционным судом исключение общества из раздела 5 Реестра само по себе устраняет нарушение его прав и законных интересов; при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав арбитражный суд не должен подменять орган, вынесший не соответствующий закону акт, обязывая его совершить определенные действия.
Кроме того, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителем жалобы в материалы дела, суду не представлено.
Все доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к несогласию её подателя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и судебной оценкой доказательств, для изменения которой кассационный суд в рассматриваемом случае не усматривает оснований. Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, доказательств, представленных в материалы дела, не свидетельствуют о незаконности принятых по делу обоснованных судебных актов.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами, в целях реализации основного мероприятия "Реализация инвестиционных проектов и обновление парка сельскохозяйственной техники и оборудования" государственной программы "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3.10.2013 N 1320-п, постановлением Правительства Пермского края от 21.09. 2018 N 519-п утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат, направленных на создание, реконструкцию и модернизацию объектов агропромышленного комплекса (далее - Порядок N 519-П), которым определены цели, условия и правила предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат, направленных на создание, и (или) реконструкцию, и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса (далее также - объект), из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (далее - субсидии), порядок возврата субсидий в случае нарушения целей, порядка предоставления субсидий и условий, установленных при их предоставлении."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 апреля 2023 г. N Ф09-2208/23 по делу N А50-21895/2022