Екатеринбург |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А50-19791/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Ященок Т.П., рассмотрел кассационные жалобы Пермской таможни и Приволжской оперативной таможни на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2023 по тому же делу.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения установленного определением суда о принятии жалобы к производству срока для представления отзыва на неё.
Уральская транспортная прокуратура (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Пермской таможни от 16.06.2022 N 10411000-643/2022 о привлечении акционерного общества "УралСтройКомфорт" (далее - общество, АО "УралСтройКомфорт") к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также решения Приволжской оперативной таможни от 14.07.2022 N 10415000/81п/51А по протесту прокуратуры на постановление от 16.06.2022 N 10411000-643/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "УралСтройКомфорт".
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Пермская таможня и Приволжская оперативная таможня просят названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявители кассационных жалоб настаивают на том, что к спорным правоотношениям часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенная в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 70-ФЗ), применению не подлежит, поскольку ведение статистики таможенными органами не является формой государственного контроля в смысле, указанном в Федеральном законе от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), следовательно, таможенный орган правомерно назначил административное наказание в виде предупреждения за каждое из 2 фактов нарушения срока представления статистической формы.
В отзыве на кассационные жалобы прокуратура просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы Пермской таможни и Приволжской оперативной таможни - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 288.2 названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела, обществом 01.06.2022 представлены в Пермскую таможню статистические формы за отчетные периоды "февраль 2022 года" (статистическая форма N 10411000/010622/С713293), "март 2022 года" (статистическая форма N 10411000/010622/С713913) по ввезенным из Республики Беларусь товарам.
Из представленных АО "УралСтройКомфорт" документов со статистической формой N 10411000/010622/С713293, Пермской таможней выявлено, что статистическую форму на товары, полученные в феврале 2022 года, общество должно было представить в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произошло получение товаров, то есть, до 15.03.2022 включительно.
Из представленных АО "УралСтройКомфорт" документов со статистической формой N 10411000/010622/С713913 Пермской таможней установлено, что статистическую форму на товары, полученные в марте 2022 года, общество должно было представить в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произошло получение товаров, то есть, до 14.04.2022 включительно.
По фактам нарушения обществом установленного срока представления статистических форм учета, Пермской таможней составлен в отношении общества 02.06.2022 протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и вынесено 16.06.2022 постановление N 10411000-643/2022 о назначении обществу административного наказания по указанной части в виде предупреждения за каждое из двух правонарушений.
Решением Приволжской оперативной таможни от 14.07.2022 N 10415000/81п/51А по протесту прокуратуры оставлено без изменения постановление Пермской таможни от 16.06.2022 N 10411000-643/2022.
Полагая, что вынесенные постановление Пермской таможни о назначении административного наказания и решение Приволжской оперативной таможни являются незаконными и подлежащими отмене, прокуратура обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Сделав вывод о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности, суд первой инстанции применил положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, признав оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене в части назначения обществу административного наказания в виде предупреждения за второй факт правонарушения, а также л недействительным решение Приволжской оперативной таможни.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из части 6 статьи 210 АПК РФ следует, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протоколу о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение N 4 к договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами-членами Евразийского экономического союза (далее также - ЕАЭС) во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с Перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) в функции таможенных органов Российской Федерации входит, в том числе, ведение таможенной статистики Российской Федерации.
Исходя из статьи 276 Закона N 289-ФЗ, таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику (части 1). Таможенная статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (часть 2).
На основании пункта 1 статьи 278 Закона N 289-ФЗ статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статистическая форма учета перемещения товаров утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года N 1329", которым и определены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила).
Согласно пункту 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров. Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью через личный кабинет.
В соответствии с пунктом 10 Правил местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
В силу пункта 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт несвоевременного представления обществом в таможенный орган статистической формы учета о перемещении в Российскую Федерацию из Республики Беларусь товаров за отчетные периоды "февраль 2022 года", "март 2022 года" - 01.06.2022, установлен судами, подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности, в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды, обоснованно сделали вывод о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ суды установили, что при наличии возможности для соблюдения требований действующего законодательства, обществом не предприняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения АО "УралСтройКомфорт" возложенной на него обязанности, а также доказательств совершения обществом действий, направленных на надлежащее исполнение требования действующего законодательства, судами не установлено и материалы дела не содержат.
С учетом установленного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры производства по делу и привлечения общества к административной ответственности не установлено.
Привлечение заявителя к административной ответственности осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, оснований для признания его малозначительными и освобождения его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
Судами установлено, что оспариваемым постановлением обществу, с учетом положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения за каждое из 2 фактов нарушения срока представления статистической формы.
Признавая незаконным привлечение АО "УралСтройКомфорт" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ по второму факту вменяемого нарушения, суды верно сослались на положения Федерального закона N 70-ФЗ, в силу которых статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения. Федеральный закон N 70-ФЗ вступил в силу 06.04.2022, в связи с этим подлежал обязательному применению к рассматриваемым правонарушениям (совершенным 01.06.2022).
В связи с этим, поскольку рассматриваемые правонарушения выявлены при проведении одного контрольного мероприятия, суд первой инстанции обоснованно применил положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ при определении обществу административного наказания, с чем правомерно согласился суд апелляционной инстанции.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки выявленных нарушений, суды правомерно удовлетворили заявленные требования общества, признав незаконными и отменив постановление Пермской таможни от 16.06.2022 N 10411000-643/2022, решение Приволжской оперативной таможни от 14.07.2022 N 10415000/81п/51А в части назначения обществу административного наказания в виде предупреждения за второй факт административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Все доводы заявителей кассационных жалоб, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела. Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели юридическое значение и влияли бы на обоснованность, законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены законных судебных актов. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 АПК РФ).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288.2, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Пермской таможни и Приволжской оперативной таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая незаконным привлечение АО "УралСтройКомфорт" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ по второму факту вменяемого нарушения, суды верно сослались на положения Федерального закона N 70-ФЗ, в силу которых статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения. Федеральный закон N 70-ФЗ вступил в силу 06.04.2022, в связи с этим подлежал обязательному применению к рассматриваемым правонарушениям (совершенным 01.06.2022).
В связи с этим, поскольку рассматриваемые правонарушения выявлены при проведении одного контрольного мероприятия, суд первой инстанции обоснованно применил положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ при определении обществу административного наказания, с чем правомерно согласился суд апелляционной инстанции.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки выявленных нарушений, суды правомерно удовлетворили заявленные требования общества, признав незаконными и отменив постановление Пермской таможни от 16.06.2022 N 10411000-643/2022, решение Приволжской оперативной таможни от 14.07.2022 N 10415000/81п/51А в части назначения обществу административного наказания в виде предупреждения за второй факт административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2023 г. N Ф09-2027/23 по делу N А50-19791/2022