Екатеринбург |
|
03 мая 2023 г. |
Дело N А60-40230/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Гайдука А. А., Мындря Д. И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа (далее - Управление) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления - Неуймина М.А. (доверенность от 09.01.2023);
общества с ограниченной ответственностью "Полевская коммунальная компания Энерго" (далее - Общество) - Северина А.Р. (доверенность от 09.01.2023).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с Управления 285 718 руб. 63 коп. долга за поставленный с ноября 2019 г. по декабрь 2021 г. теплоресурс (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация Полевского городского округа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе, ссылаясь на необоснованное взыскание суммы повышающего коэффициента, начисленного в отношении услуги, которая фактически не оказывалась силу технических особенностей отдельных помещений.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, Постановлением Администрации Полевского городского округа от 15.10.2019 N 547-ПА Общество определено в качестве Единой теплоснабжающей организации на территории южной части г. Полевского. Общество на территории южной части г. Полевской осуществляет регулируемый вид деятельности, а именно обеспечивает поставку энергоресурсов, в том числе тепловой энергии на отопление, компонент на тепловую энергию (ГВС), компонент на теплоноситель (ГВС).
Региональной энергетической комиссией Свердловской области в отношении Общества как ресурсоснабжающей организации утверждены тарифы на коммунальные услуги (тепловая энергия на отопление, компонент на тепловую энергию (ГВС), компонент на теплоноситель (ГВС)).
Общество производит начисление за горячее водоснабжение (компонент на тепловую энергию и компонент на теплоноситель) собственникам жилых помещений в МКД южной части г. Полевского напрямую, без участия управляющих организаций.
Собственники жилых помещений перечисляют ТСО в лице Общества плату за коммунальные услуги - горячее водоснабжение.
В связи с тем, что собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению ИПУ, находящихся в собственности Полевского городского округа жилых помещений в многоквартирных домах, Общество обратилось к Управлению с требованием об уплате задолженности в виде разницы между платой за горячее водоснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой за горячее водоснабжение по нормативу потребления.
Как полагает истец, в настоящее время задолженность Управления перед Обществом в виде оплаты повышающего коэффициента в муниципальных жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, за период с ноября 2019 г. по декабрь 2021 г. составляет 285 718 руб. 63 коп.
Суды удовлетворили исковые требования, признав их обоснованными, правомерно исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В пункте 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Согласно абзацу третьему пункта 42 Правил N 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603) при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
В пункте 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
С учетом изложенного собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, горячей воды, а в случае отсутствия таких приборов учета с 01.07.2016 при расчете платы за коммунальные услуги (как для собственников, так и для нанимателей жилых помещений по договорам найма) применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" и от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Суды обоснованно исходили из того, что из буквального толкования положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, системного толкования положений Правил N 306, Правил N 354 следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей по их установке.
Таким образом, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены Критерии определения наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13). В отношении многоквартирных домов обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами предоставления коммунальных услуг на собственников этих помещений (пункт 81).
Принимая во внимание изложенное, суды верно исходили из того, что действующее законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирных домах обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2019 по делу N 307-ЭС19-6279.
Как установили суды, ответчик в соответствии с решением Думы муниципального образования "Город Полевской" от 22.12.2005 N 110 "Об утверждении Положений об органах местного самоуправления Полевского городского округа" (вместе с Положением об органе местного самоуправления Управление образованием Полевского городского округа, Положением об органе местного самоуправления Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа, Положением об органе местного самоуправления Управление культурой Полевского городского округа), является отраслевым органом местного самоуправления Полевского городского округа, осуществляющим управление муниципальным имуществом Полевского городского округа.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 3 статьи 158 Гражданского кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
С учетом изложенного и в соответствии с пунктами 1.7, 2.1, 2.2 Положения "Об органе местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа" Управление является главным распределителем средств, выделяемых на осуществление полномочий, предоставленных ему Уставом Полевского городского округа, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности (статья 40 Устава Полевского городского округа).
Как установили суды, до настоящего времени собственником - муниципальным образованием Полевской городской округ в лице Управления не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению ИПУ находящихся в собственности Полевского городского округа жилых помещений в многоквартирных домах.
Суды верно исходили из того, что, поскольку повышающий коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет определения наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, ответчик, доказывая неправомерность применения повышающего коэффициента, должен представить соответствующие доказательства невозможности его применения.
Между тем, как у становили суды, составленный в установленном порядке акт обследования, иные доказательств, подтверждающие отсутствие технической возможности установки приборов учета в спорных помещениях, не представлены, неправомерность применения в рассматриваемом случае повышающего коэффициента не доказана (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В спорном периоде Общество осуществляло поставку ресурса в многоквартирные дома (прямые расчеты), в которых имелись находившиеся в собственности Полевского городского округа жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета (далее - ИПУ) электроснабжения. Указанные жилые помещения на основании договоров найма заселены гражданами, которым Общество как ресурсоснабжающая организация начисляло плату за коммунальные услуги (прямые расчеты) и выставляло соответствующие счета для оплаты.
Ввиду того, что собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению ИПУ находящихся в собственности Полевского городского округа жилых помещений в многоквартирных домах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что требования Общества к Управлению об уплате задолженности как разницы между платой за горячее водоснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой за горячее водоснабжение по нормативу потребления заявлены правомерно.
При этом суды приняли во внимание, что с учетом возражений ответчика истец при рассмотрении дела судом первой инстанции уменьшил исковые требования, произвел расчет объемов с учетом исключения спорных жилых помещений, с дат, указанных в выписках из ЕГРН.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку, по мнению суда кассационной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к несогласию заявителя с оценкой фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств. Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Суды, удовлетворяя исковые требования, исходили из имеющихся в деле доказательств, которые исследовали и оценивали в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы судов основаны на совокупной оценке всех представленных в материалы дела доказательств, что соответствует положениям статей 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу норм части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13). В отношении многоквартирных домов обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами предоставления коммунальных услуг на собственников этих помещений (пункт 81).
...
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 3 статьи 158 Гражданского кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 мая 2023 г. N Ф09-2179/23 по делу N А60-40230/2022