г. Пермь |
|
21 февраля 2023 г. |
Дело N А60-40230/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гребенкиной Н.А.,
судей Бородулиной М.В., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Можеговой Е.Х.,
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью "ПКК Энерго": Северина А.Р. по доверенности от 09.01.2023 N 7,
в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 ноября 2022 года
по делу N А60-40230/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Полевская коммунальная компания Энерго" (ИНН 6626020935, ОГРН 1106626000524)
к Органу местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа (ИНН 6626012250, ОГРН 1026601607053),
третье лицо: Администрация Полевского городского округа (ИНН 6626003560, ОГРН 1026601606635),
о взыскании долга за поставленный теплоресурс,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Полевская коммунальная компания Энерго" (далее - ООО "ПКК Энерго") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с Органа местного самоуправления Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа (далее - ОМС УМИ ПГО) 285 718 руб. 63 коп. долга за поставленный с ноября 2019 года по декабрь 2021 года теплоресурс (с учетом уточнения иска от 19.09.2022, принятого судом первой инстанции к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 26.10.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечена Администрация Полевского городского округа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.11.2022 иск удовлетворен.
Ответчик с принятым по делу судебным актом не согласился, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, приняв по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что его доводы, изложенные в письменных отзывах и ходатайствах по делу, судом не рассмотрены, в тексте решения отсутствует изложение мотивов, по которым суд доводы ответчика признал несостоятельными. Считает необоснованным взыскание истцом суммы повышающего коэффициента в заявленном объеме, начисленного в отношении услуги, которая фактически не оказывалась силу технических особенностей отдельных помещений.
Возражая на доводы апелляционной жалобы, истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направил отзыв.
В судебном заседании представитель истца сослался на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, просил оставить его без изменения по изложенным в отзыве основаниям, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению ИПУ, находящихся в собственности Полевского городского округа жилых помещений в многоквартирных домах, ООО "Полевская коммунальная компания Энерго" обратилось к ОМС УМИ ПГО с требованием об уплате задолженности как разницы между платой за горячее водоснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой за горячее водоснабжение по нормативу потребления.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, посчитав требования истца обоснованными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании пояснения представителя истца, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Постановлением Администрации Полевского городского округа от 15.10.2019 N 547-ПА ООО "ПКК Энерго" определена Единой теплоснабжающей организации на территории южной части г. Полевского.
ООО "ПКК Энерго" на территории южной части г. Полевской осуществляет регулируемый вид деятельности, а именно обеспечивает поставку энергоресурсов, в том числе тепловой энергии на отопление, компонент на тепловую энергию (ГВС), компонент на теплоноситель (ГВС).
Региональной энергетической комиссией Свердловской области в отношении ООО "ПКК Энерго", как для ресурсоснабжающей организации, утверждены тарифы на коммунальные услуги (тепловая энергия на отопление, компонент на тепловую энергию (ГВС), компонент на теплоноситель (ГВС)).
Руководствуясь частями 6.3, 7.1, 7.5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ООО "Полевская коммунальная компания Энерго" производит начисление за горячее водоснабжение (компонент на тепловую энергию и компонент на теплоноситель) собственникам жилых помещений в многоквартирных домах южной части г. Полевского напрямую, без участия управляющих организаций.
Собственники жилых помещений перечисляют ресурсоснабжающей организации в лице ООО "ПКК Энерго", плату за коммунальные услуги - горячее водоснабжение.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме (часть 2 статьи 61); вводит обязанность нанимателя жилого помещения по договору социального найма своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 5 части 3 статьи 67); предусматривает одинаковую структуру платы за коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, и собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 3 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 154) (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2013 N АКПИ13-56).
Руководствуясь частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, управляющие организации, обслуживающие многоквартирные дома, в которых располагаются муниципальные жилые помещения, необорудованные ИПУ ГВС, делегировали свои полномочия по начислению платы за коммунальные услуги, в том числе, горячее водоснабжение, ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с вышеизложенным, собственники жилых помещений вносят плату за коммунальные услуги (в том числе ГВС) напрямую ресурсоснабжающей организации в лице ООО "ПКК Энерго".
Части 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают, что общим собранием собственников помещений многоквартирного дома (или общим собранием ТСЖ) может быть установлена возможность внесения оплаты за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. В этом случае внесение собственниками платы за коммунальные услуги напрямую в ресурсоснабжающую организацию считается выполнением своих обязательств по оплате коммунальных услуг. При этом никаких договоров между потребителями и ресурсоснабжающей организацией не заключается, оплата производится на основании договора управления.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме или члены ТСЖ, ЖСК приняли решение об оплате коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающей организации в силу ранее действовавших частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, то такой порядок расчета сохраняется. В таком случае, оплачивая коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации, собственники выполняют обязательства по оплате перед управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК. Это прямо предусматривает часть 6 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации".
В соответствии с частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ договоры, заключенные до дня вступления в силу указанного Федерального закона между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Согласно части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
В связи с вступлением в силу части 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключенные ресурсоснабжающими организациями с собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах по состоянию на 30.06.2015 на основании пунктов 6-9, 14, 15, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 30 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), в том числе путем совершения потребителями конклюдентных действий, действуют до истечения срока действия таких договоров или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В настоящее время задолженность ОМС УМО ПГО перед ООО "ПКК Энерго" в виде оплаты повышающего коэффициента в муниципальных жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, за период с ноября 2019 года по декабрь 2021 года, составляет 285 718 руб. 63 коп.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Пунктом 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Согласно абзацу третьему пункта 42 Правил N 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603), при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу вышеприведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, Правил N 354 и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, горячей воды, а в случае отсутствия таких приборов учета с 01.07.2016 при расчете платы за коммунальные услуги (как для собственников, так и для нанимателей жилых помещений по договорам найма) применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" и от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Из буквального толкования положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, системного толкования положений Правил N 306, Правил N 354 следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей по их установке.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены критерии определения наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13). В отношении многоквартирных домов обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами предоставления коммунальных услуг на собственников этих помещений (пункт 81).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирных домах обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.
Вышеуказанная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 18.07.2019 по делу N 307-ЭС19-6279.
Ответчик в соответствии с Решением Думы МО "Город Полевской" от 22.12.2005 N 110 "Об утверждении Положений об органах местного самоуправления Полевского городского округа" (вместе с Положением об органе местного самоуправления Управление образованием Полевского городского округа, Положением об органе местного самоуправления Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа, Положением об органе местного самоуправления Управление культурой Полевского городского округа), является отраслевым органом местного самоуправления Полевского городского округа, осуществляющим управление муниципальным имуществом Полевского городского округа.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 3 статьи 158 Гражданского кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Исходя из положений указанных норм и принимая во внимание, что в соответствии с пунктами 1.7, 2.1, 2.2 Положения "Об органе местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа" Управление является главным распределителем средств, выделяемых на осуществление полномочий, предоставленных ему Уставом Полевского городского округа, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности (статья 40 Устава Полевского городского округа).
До настоящего времени собственником - муниципальным образованием Полевской городской округ в лице Органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению ИПУ находящихся в собственности Полевского городского окурга жилых помещений в многоквартирных домах.
Поскольку повышающий коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет определения наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, ответчик, доказывая неправомерность применения повышающего коэффициента, должен представить соответствующие доказательства невозможности его применения. Однако составленный в установленном порядке акт обследования суду не представлен, каких-либо иных доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности установки приборов учета в спорных помещениях, также не представлено, неправомерность применения в рассматриваемом случае повышающего коэффициента суду не доказана (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В спорном периоде общество осуществляло поставку ресурса в многоквартирные дома (прямые расчеты), в которых имелись находившиеся в собственности Полевского городского округа жилые помещения, не оборудованные индивидуальными приборами учета (далее - ИПУ) электроснабжения. Эти жилые помещения на основании договоров найма заселены гражданами, которым общество как ресурсоснабжающая организация начисляло плату за коммунальные услуги (прямые расчеты) и выставляло соответствующие счета для оплаты.
В связи с тем, что собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению ИПУ находящихся в собственности Полевского городского округа жилых помещений в многоквартирных домах, ООО "ПКК Энерго" обратилось к ОМС УМИ ПГО с требованием об уплате задолженности как разницы между платой за горячее водоснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой за горячее водоснабжение по нормативу потребления.
Таким образом, требования истца обоснованы.
Вместе с тем судом принимается во внимание, что с учетом возражений ответчика истец при рассмотрении дела судом первой инстанции уменьшил исковые требования, произвел расчет объемов с учетом исключения спорных жилых помещений, с дат, указанных в выписках из ЕГРН.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда от 23.11.2022 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 ноября 2022 года по делу N А60-40230/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40230/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, ООО ПОЛЕВСКАЯ КОММУНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ЭНЕРГО
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА