Екатеринбург |
|
03 мая 2023 г. |
Дело N А60-36771/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Ивановой С. О., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Федерального агентства по недропользованию, Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Федеральное агентство по недропользованию заявило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы. Ходатайство отклонено.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу (далее - Департамент, Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу, Челябинскнедра) - Винаров А.Н.(доверенность от 01.07.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Ерофеевский горнообогатительный комбинат" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту о признании незаконным бездействия Департамента, выразившееся в нарушении приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.10.2020 г. N 428, части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ и обязании в течение 10 календарных дней с момента вынесения решения суда по настоящему делу устранить нарушение прав заявителя (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по недропользованию (далее - Агентство, Роснедра).
Решением суда от 27.12.2022 заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Агентство и Департамент просят указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного приказом Роснедр от 06.10.2020 N 428 (далее - Порядок N 428), так как спорное месторождение не относится к участкам недр местного значения; Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), пункта 2 части 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), неприменение положений Порядка подготовки перечней участков недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения) для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, или для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, утвержденного приказом Минприроды России, Роснедр N 22 от 28.10.2021 (далее - Порядок N 807), положений части 2 статьи 168, статей 198, 200 АПК РФ.
По мнению Агентства и Департамента, исходя из фактических обстоятельств Ерофеевское месторождение стекольных песков не относится к участкам недр местного значения, поэтому подлежит применению Порядок N 807; Порядок N 807 является специальным актом, устанавливающим порядок рассмотрения обращений в рамках конкретной процедуры лицензирования, а именно, включения участков недр в перечни участков недр для последующего предоставления таких участков в пользование; федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы осуществляют подготовку перечней участков недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения) для геологического изучения недр, для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, или для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр, и определяют условия предоставления таких участков недр, поэтому установленный специальными нормами порядок заинтересованным лицом соблюден.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 29.12.2020 г. по делу А60-43534/2020, постановления Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по тому же делу признан незаконным отказ Департамента, формализованный в письме от 20.07.2020 N 1055, по заявлению общества о включении участка Центральной части Ерофеевского месторождения стекольных песков в перечень участков недр, предлагаемых для предоставление в пользование, для последующей организации конкурса либо аукциона на право пользование данным участком недр; на Департамент по возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В связи с неисполнением решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-43534/2020, вступившего в законную силу 18.03.2021, общество 23.03.2021 обратилось с письменным обращением устранить нарушение его прав, а именно: включить участок Центральной части Ерофеевского месторождения стекольных песков в перечень участков недр, предлагаемых для предоставление в пользование, для последующей организации конкурса либо аукциона на право пользование данным участком недр, направив его в следующие ведомства:
1. Отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу по Челябинской области (Челябинскнедра) (обращение получено 29.03.2021, почтовое уведомление о вручении N 45655053928493);
2. Департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу г. Екатеринбург (обращение получено 09.04.2021, почтовое уведомление о вручении N 45655053928417);
3. Федеральное агентство по недропользованию (обращение направлялось на официальную электронную почту - rosnedra@rosnedra. gov.ru и почтой России - Список внутренних почтовых отправлений N 1 от 25.03.2021, почтовая квитанция от 25.03.2021 к Списку).
Ответов на указанные обращения обществу не поступило.
В телефонном разговоре с Челябинскнедра заявителю было предложено обращаться в Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), так как документы длительное время находятся на рассмотрении в данном ведомстве.
07.10.2021 г. заявитель вновь обратился по официальной электронной почте с письменным обращением в Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).
Ответ на обращение общества не поступил.
15.10.2021 общество обратилось с жалобой в Роснедра на бездействие должностных лиц, поскольку с момента первого обращения никаких уведомлений по результатам рассмотрения заявления в адрес заявителя не поступало.
31.12.2021 от Роснедра на обращение от 15.10.2021 г. в адрес заявителя направлен ответ, что вопрос о включении участка недр в Перечень будет рассмотрен на соответствующей комиссии Роснедр после положительных заключений от Минприроды России, ФСБ России, Минобороны России.
28.01.2022 заявитель вновь обратился с письменным обращением в Департамент по недропользованию по Уральскому Федеральному округу по Челябинской области с просьбой сообщить причину нарушения сроков рассмотрения обращения, учитывая, что ранее обществу на конкурсной основе предоставлялась лицензия на право пользования недрами с целевым назначением: добыча стекольных песков в Центральной части Ерофеевского месторождения.
04.02.2022 поступил ответ в котором указано лишь то, что заявка общества от 23.03.2021 N 1 с необходимыми документами и сведениями находится в Федеральном агентстве по недропользованию.
26.01.2022 заявитель вновь обратился в Роснедра с просьбой сообщить о сроке рассмотрения документов (обращение получено 07.02.2022, что подтверждается уведомлением о вручении N 45655063623906).
Ответ на данное обращение в адрес общества не поступил.
Полагая, что указанное бездействие является незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции посчитал доказанным факт незаконности оспариваемого бездействия, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Изучив материалы, дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции счел решение суда законным.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10.1 Закона N 2395-1, к основаниям возникновения права на пользование относится решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней предусмотрен Порядком N 428.
В силу пункта 4 Порядка N 428 общий срок процедуры подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения не должен превышать 125 рабочих дней с даты регистрации заявки (обращения) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения.
Пунктом 8 Порядка N 428 предусмотрено, что орган государственной власти субъекта РФ проверяет заявку в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявки. В случае если заявка не соответствует требованиям данного порядка, заявка и прилагаемые к ней документы возвращаются заявителю в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки с указанием причин возврата.
Согласно пункту 9 Порядка N 428 в случае если заявка соответствует всем требованиям Порядка, орган государственной власти субъекта РФ в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявки, направляет запросы в Министерство обороны РФ и ФСБ РФ; в Министерство природных ресурсов и экологии РФ; в уполномоченные органы субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 428 в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты поступления в орган государственной власти субъекта РФ всех документов и сведений, данный орган рассматривает заявку и принимает одно из следующих решений:
- о включении участка недр в проект перечня участков недр;
- об отказе во включении участка недр в проект перечня.
Арбитражным судом установлено, что, несмотря на признание незаконным отказа по заявлению общества о включении участка Центральной части Ерофеевского месторождения стекольных песков в перечень участков недр, предлагаемых для предоставление в пользование, для последующей организации конкурса либо аукциона на право пользование данным участком недр и направление повторной заявки обществом заинтересованному лицу в марте 2021 года, по состоянию на 28.01.2022 и на момент рассмотрения судом заявления общества информация по вопросу включения участка Центральной части Ерофеевского месторождения стекольных песков в перечень участков недр, предлагаемых для предоставление в пользование, отсутствовала.
Таким образом, факт бездействия заинтересованного лица по не рассмотрению заявки в течение более двух лет подтвержден материалами дела, что, как обоснованно указали суды, свидетельствует о нарушении сроков, установленных Порядком N 428.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях заинтересованного лица имеются нарушения, выразившиеся в несоблюдении процедуры подготовки, рассмотрения и согласования документов по заявлению общества о включении участка Центральной части Ерофеевского месторождения стекольных песков в перечень участков недр, предлагаемых для предоставление в пользование, для последующей организации конкурса либо аукциона на право пользование данным участком недр.
При таких обстоятельствах имеются условия для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что данный порядок не применим в рассматриваемом случае, подлежат отклонению, поскольку вступившим в законную силу судебным актом по делу N А60-43534/2020 установлено, что заявка общества являлась заявкой на включение участка недр в перечень участков недр местного значения.
Иным доводам, изложенным в кассационных жалобах, суды ранее дали правильную оценку, поэтому они подлежат отклонению.
Ссылка судов на Федеральный закон N 59-ФЗ, представляет собой дополнительную аргументацию, в связи с чем она не может влечь отмены судебных актов, являющихся правильными по существу и учитывающих выводы, изложенные в судебных актах по делу N А60-43534/2020, которые основаны, в том числе на положениях Порядка N 428.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального агентства по недропользованию, Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 9 Порядка N 428 в случае если заявка соответствует всем требованиям Порядка, орган государственной власти субъекта РФ в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявки, направляет запросы в Министерство обороны РФ и ФСБ РФ; в Министерство природных ресурсов и экологии РФ; в уполномоченные органы субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 428 в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты поступления в орган государственной власти субъекта РФ всех документов и сведений, данный орган рассматривает заявку и принимает одно из следующих решений:
...
Ссылка судов на Федеральный закон N 59-ФЗ, представляет собой дополнительную аргументацию, в связи с чем она не может влечь отмены судебных актов, являющихся правильными по существу и учитывающих выводы, изложенные в судебных актах по делу N А60-43534/2020, которые основаны, в том числе на положениях Порядка N 428."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 мая 2023 г. N Ф09-2921/23 по делу N А60-36771/2022