Екатеринбург |
|
05 мая 2023 г. |
Дело N А50-6795/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Тороповой М.В., Суспициной Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Погодиной Светланы Анатольевны на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 по тому же делу и кассационную жалобу Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 по делу N А50-6795/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании 02.03.2023 приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Погодиной С.А. - Чупина М.И. (доверенность от 20.10.2021 серии 59АА N 3747725);
Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (в режиме онлайн) (далее - Управление) - Зайцев А.Н. (доверенность от 28.11.2022 N 02-01-08-19).
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 02.03.2023 судебное разбирательство отложено на 03.05.2023.
После отложения судебное разбирательство возобновлено 03.05.2023 и продолжено, в судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Погодиной С.А. - Чупина М.И. (доверенность от 20.10.2021 серии 59АА N 3747725);
Управления (в режиме онлайн) - Зайцев А.Н. (доверенность от 28.11.2022 N 02-01-08-19).
От Управления в электронном виде 26.04.2023 поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - копий писем Управления на 16 л. в 1 экз., которое судом округа подлежит отклонению, поскольку в силу ч. 1 ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сбор и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда кассационной инстанции, который проверяет законность принятых судебных актов на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций.
От предпринимателя Погодиной С.А. также в электронном виде 02.05.2023 поступило ходатайство о приобщении к материалам дела письменных доказательств. Указанное ходатайство отозвано представителем предпринимателя в судебном заседании 03.05.2023, поэтому судом кассационной инстанции не рассматривается.
Определением суда от 02.03.2023 суд округа предложил сторонам принять меры по урегулированию возникшего спора мирным путем, в том числе путем обсуждения вариантов альтернативных мест размещения НТО в соответствии с нормативными правовыми актами Пермского края и Чайковского городского округа.
Как указал представитель Управления, в рамках исполнения определения суда от 02.03.2023 Управление направило 8 писем с предложением о выборе альтернативных мест для размещения НТО ответчика, включенных в Схему размещения НТО, утвержденной постановлением администрации Чайковского городского округа от 26.07.2019 N 1305. Однако до настоящего времени предприниматель на предложенные альтернативные варианты не отреагировал, письменный ответ в адрес Управления не направил.
Управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Погодиной С.А. о расторжении договоров от 15.11.2018 N 03-13/42, N 03-13/43 на размещение нестационарных торговых объектов; обязании ответчика демонтировать (снести) нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 59:12:0010334:11 площадью 49 кв. м, 59:12:0010334:12 площадью 46 кв. м по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Вокзальная, остановка "Контейнерная", за счет собственных средств; в случае неисполнения решения суда ответчиком добровольно в течение месяца после вступления в законную силу, предоставить Управлению либо администрации Чайковского городского округа право демонтажа нестационарных торговых объектов, указанных в пункте 2, с последующим взысканием с ответчика понесенных расходов.
Индивидуальный предприниматель Погодина С.А. обратилась со встречным иском о признании незаконным уведомления о демонтаже торговых объектов по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Вокзальная, остановка "Контейнерная" N 081 со специализацией "Мясо и мясная продукция" и N 082 со специализацией "Общественное питание и продукция общественного питания", содержащегося в письме Управления от 16.03.2022.
В рамках арбитражного дела N А50-10351/2022 предприниматель Погодина С.А. обратилась с заявлением (с учетом принятого судом ходатайства об изменении предмета требований) о признании незаконными действий администрации Чайковского городского округа (далее - администрация) по исключению из адресного перечня, части 1 Постановления администрации от 09.03.2022 N 249 "О внесении изменений в Схему нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации от 26.07.2019 N 1035 павильона N 081 со специализацией "Хлеб, хлебобулочные и кондитерский изделия" площадью 49,1 кв. м на земельном участке с кадастровым номером 59:12:0010334:11 и павильона N 082 со специализацией "Непродовольственные товары" площадью 45,9 кв. м на земельном участке с кадастровым номером 59:12:0010334:12 по ул. Вокзальная, остановка "Контейнерная".
Определением суда от 05.07.2022 указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением суда от 22.07.2022 исковые требования Управления удовлетворены. В удовлетворении заявленных предпринимателем Погодиной С.А. требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 решение суда отменено. В удовлетворении первоначального иска Управления отказано. Встречные требования предпринимателя Погодиной С.А. удовлетворены частично. Судом признано незаконным уведомление Управления, изложенное в письме от 16.03.2022, о демонтаже торговых объектов по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Вокзальная, остановка "Контейнерная" N 081 со специализацией "Мясо и мясная продукция" и N 082 со специализацией "Общественное питание и продукция общественного питания". В удовлетворении требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Погодина С.А. просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении встречных требований о признании незаконными действий администрации, полагая, что исключение администрацией из схемы мест N 081 и N 082 является неправомерным, т.к. договоры на размещение нестационарного торгового объекта от 15.11.2018 N 03-13/42, N 03-13/43, как указал суд апелляционной инстанции, не расторгнуты.
По мнению заявителя, отсутствие мест N 081 и N 082 в схеме нарушает права и законные интересы предпринимателя Погодиной С.А. в сфере предпринимательской деятельности, т.к. согласно пункту 1.10 постановления Правительства Пермского края от 28.11.2017 N 966-п "Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения настационарных торговых объектов" (далее - Порядок N 966-п) размещение НТО осуществляется в соответствии со Схемой, а размещение НТО, место которого не предусмотрено в Схеме, не допускается (пункт 1.9). Согласно пунктам 4.1. и 4.1.2. Решения Думы Чайковского городского округа от 03.09.2020 N 393 "Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения настационарных торговых объектов на территории Чайковского городского округа" (далее - Положение N 393) торговая деятельность в нестационарных торговых объектах осуществляется в нестационарных торговых объектах, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, организующим и осуществляющим торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов, на основании договора на право размещение нестационарного торгового объекта. Из названных норм следует, что торговля осуществляется в павильонах исключительно на местах в схеме на основании договора на право размещение нестационарного торгового объекта.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Пермского края от 6 июля 2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" предусмотрено продление на 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом Пермского края, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на право размещения НТО (павильонов, киосков, фуд-траков) и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2026 года, при соблюдении требований Правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края, установленных для данных объектов. Заявитель считает, что в связи с отсутствием мест в схеме предприниматель Погодина С.А. неправомерно лишена права продления срока действия договоров на 7 лет без проведения торгов.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Как пояснило Управление, предпринимателю предоставлена возможность выбрать ту или иную торговую территорию, которая включена в нормативный правовой акт (Схему НТО) для осуществления торговой деятельности и свободна от прав третьих лиц с последующим изменением в Схему НТО. После внесения таких изменений предполагалось заключение дополнительных соглашений на новых местах с прежними характеристиками НТО (специализации и площади) предпринимателя. В этом случае получение согласия на альтернативные места не являлось бы основанием для исключения из Схемы НТО, а наоборот, послужило бы основанием для внесения изменения в Схему НТО в отношении альтернативного места. При таких обстоятельствах заявитель считает, что вывод суда апелляционной инстанции о нарушении прав и законных интересов предпринимателя не соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции и доказательствам, имеющимся в деле.
Управление отметило, что истцом соблюден досудебный порядок, а именно, истец не менее, чем за 3 месяца до подачи иска в суд направил претензию от 10.12.2021, действовал добросовестно, предложил предпринимателю Погодиной С.А. максимально возможные альтернативные варианты для размещения НТО с последующим сохранением площади и специализацией НТО предпринимателя. Ответчик же действовал и продолжает действовать недобросовестно, исключительно с намерением извлечь наибольшую прибыль от торговли в спорных павильонах при отсутствии законных оснований и причинить вред общественным интересам граждан, которые своим волеизъявлением по результатам голосования приняли решение о благоустройстве общественной территории без нахождения на ней НТО ответчика.
Управление указало, что из буквального толкования Положения N 393 следует, что договор на право размещения нестационарного торгового объекта считается расторгнутым с момента вступления в силу постановления администрации Чайковского городского округа о внесении изменений в Схему. Постановление администрации Чайковского городского округа от 09.03.2022 N 249 "О внесении изменений в Схему размещения НТО" вступило в законную силу 12.03.2022, дата официального опубликования в печатном издании 11.03.2022. Данное постановление судом первой и апелляционной инстанций признано не противоречащим действующему законодательству. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, вывод суда апелляционной инстанции о нарушении порядка расторжения договоров основан на неправильном применении норм материального права, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
При этом Положением N 393 установлено, что при досрочном прекращении договора на размещение НТО субъекты торговли в тридцатидневный срок обязаны демонтировать НТО и восстановить нарушенное благоустройство территории в течение трех рабочих дней. При неисполнении субъектами торговли обязанности по своевременному демонтажу НТО при досрочном прекращении договора на НТО, в том числе в местах, не включенных в Схему, НТО считаются незаконно размещенными нестационарными торговыми объектами. Поскольку постановлением администрации от 09.03.2022 N 249 прекратились договорные обязательства, НТО ответчика исключены из Схемы НТО, а потому, по мнению Управления, они считаются незаконно размещенными в силу Положения N 393.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что Положение N 393 обязывает уполномоченный орган представить не менее трех альтернативных мест размещения НТО, основан на неправильном применении норм материального права, поскольку в п. 7.1 ПоложенияN 393 указано, что Управление обязано предложить субъекту торговли одно альтернативное место размещения НТО.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что предложенные варианты размещения НТО не соответствуют размещенным НТО ответчика ни по площади, ни по специализации не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не дана оценка тем доказательствам, что ответчику предложены альтернативные места, которые имеются в наличии, включены в Схему и свободны от других предпринимателей.
Управление утверждает, что истец, действуя открыто, добросовестно, с целью соблюдения интересов ответчика, внес изменения в Схему НТО относительно предложенных 8 альтернативных мест в части разделения альтернативных мест, под два НТО ответчика по специализации и по площади. Но ответчик в очередной раз не согласился с предложением Управления, тем самым проявил поведение эстоппеля.
По мнению Управления, размещение НТО ответчика нарушает концепцию адресной программы "Формирование современной городской среды Чайковского городского округа на 2019-2022 годы", мероприятия благоустройства в соответствии с проектом благоустройства общественной территории: "Улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина, г. Чайковский, Пермский край", противоречит общественным интересам, выраженным посредством открытого публичного голосования. НТО ответчика размещены без соблюдения правил благоустройства: отсутствуют подъездные пути для разгрузки/выгрузки товара, создают помехи пешеходному движению.
От предпринимателя Погодиной С.А. поступил отзыв на кассационную жалобу Управления, в которой предприниматель просит отказать в удовлетворении жалобы, удовлетворить встречные требования о признании незаконными действий администрации.
От Управления также поступил отзыв на кассационную жалобу предпринимателя Погодиной С.А., в которой оно просит оставить жалобу предпринимателя без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 15.11.2018 Комитет по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения заключил с индивидуальным предпринимателем Погодиной С.А. договоры N 03-13/42, N03-13/43 на размещение НТО.
В соответствии с пунктами 1.1. договоров предпринимателю предоставлено право на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках: с кадастровым номером 59:12:0010334:11 площадью 49 кв. м и с кадастровым номером 59:12:0010334:12 площадью 46 кв. м по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Вокзальная.
Согласно пунктам 2.7. договоров они заключены на 5 лет, вступили в силу с даты подписания.
В пункте 1.2. договоров указано, что они заключены в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Чайковский, утвержденной постановлением администрации Чайковского городского поселения от 31.10.2016 N 2164.
В настоящее время действует схема размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная постановлением администрации Чайковского городского округа от 26.07.2019 N 1305.
В Схему НТО были внесены изменения Постановлением администрации от 30.11.2020 N 1157 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов Чайковского городского округа, утвержденную постановлением администрации от 26.07.2019 N 1305, в результате изменений в Схему НТО включены два объекта с адресным ориентиром: ул. Вокзальная, остановка "Контейнерная", а именно павильон с учетным номером 081, имеющий специализацию "Мясо и мясная продукция" и павильон с учетным номером 082, имеющий специализацию "Общественное питание и продукция общественного питания".
В 2019 году проходило голосование по проектам благоустройства общественных территорий Чайковского городского округа, в том числе общественной территории "Пешеходная улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина в г. Чайковский, Пермский край". Согласно итоговому протоколу общественной комиссии Чайковского городского округа об итогах голосования от 27 марта 2019 года за указанную территорию отдано 1302 голоса.
Постановлением администрации Чайковского городского округа от 23.07.2020 N 666 утверждена адресная программа "Формирование современной городской среды Чайковского городского округа на 2019-2022 годы", согласно которой на 2021-2022 запланировано благоустройство муниципальной территории общего пользования "Пешеходная улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина в г. Чайковский, Пермский край". В перечень работ по программе входит: устройство пешеходных дорожек, освещение, установка малых архитектурных форм (скамейки, урны), озеленение, объем работ составляет 102 000 кв. м. Реализация адресной программы "Формирование современной городской среды Чайковского городского округа на 2019-2022 годы" предполагает софинансирование из федерального, регионального и местного бюджетов в объемах, установленных в паспорте адресной программы. В паспорте адресной программы также указано, что целью программы является повышение качества и комфорта городской среды Чайковского городского округа Чайковского городского округа за счет повышения уровня благоустройства территории общего пользования округа, комплексного совершенствования уровня и организации благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов для повышения комфортности условий проживания населения в условиях сложившейся застройки. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: формирование единого облика населенных пунктов, входящих в состав округа; организация мероприятий по благоустройству общественных территорий; организация мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов; повышение уровня вовлеченности населения в реализацию мероприятий по благоустройству территории округа.
На основании постановления администрации Чайковского городского округа от 07.08.2020 N 706 "О назначении открытого голосования по проектам благоустройства общественных территорий Чайковского городского округа" в период с 6 по 12 августа 2020 года в режиме онлайн на электронных площадках в официальных аккаунтах администрации Чайковского городского округа: группа Вконтакте (https://vk.com/chaikokrug); группа в инстаграм (https://www.instagram.com/mychaik/) проведено открытое голосование по проектам благоустройства общественных территорий, подлежащих в первоочередном порядке благоустройству в 2021 году. В приложении к указанному выше постановлению содержится перечень проектов благоустройства общественных территорий города Чайковского, представленных на голосование. В данный перечень включено благоустройство муниципальной территории общего пользования "Пешеходная улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина в г. Чайковский, Пермский край". В итоговом протоколе общественной комиссии Чайковского городского округа об итогах голосования от 12 августа 2020 года отражено, что за указанную общественную территорию проголосовало 2334 человека - больше, чем за другие общественные территории.
Нестационарные торговые объекты, принадлежащие индивидуальному предпринимателю Погодиной С.А., расположены в границах общественной территории, подлежащей благоустройству, а именно вдоль улицы Вокзальная 39а, напротив здания Межрайонной ИФНС России N 18 по Пермскому краю в г. Чайковский.
В целях реализации программы благоустройства 01.11.2019 Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Чайковского городского округа заключило с ООО "Академия ландшафта" муниципальный контракт на выполнение дизайн-проекта общественной территории.
Разработанный дизайн-проект благоустройства общественной территории: "улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина, г. Чайковский, Пермский край" не предполагал размещение НТО и включал следующие виды работ: свод старых деревьев; устройство пешеходной зоны из тротуарной плитки; устройство велодорожки вдоль пешеходной зоны, с установкой велопарковок; устройство современных светодиодных светильников; озеленение территории, высадка новых деревьев; устройство малых архитектурных форм (лавки, урны, вазоны, качели); устройство дизайнерских беседок для осуществления торговли; частичное асфальтирование проездов; расширение проезжей части (устройство дополнительных парковочных мест); организация устройства сквера.
В 2021 проведены работы 1 этапа благоустройства муниципальной территории общего пользования "Пешеходная улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина в г. Чайковский, Пермский край".
В соответствии с постановлением администрации Чайковского городского округа от 21.04.2021 N 370 в период с 26 апреля по 30 мая 2021 года проведено интернет - голосование за дизайн - проект благоустройства общественной территории: улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина, г. Чайковский, Пермский край 8 (2 этап), подлежащей в первоочередном порядке благоустройству в 2022 году.
Голосование проводилось в режиме онлайн на интернет - портале za.gorodsreda.ru. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", итоги голосования отражены в протоколе общественной комиссии по итогам проведения рейтингового голосования за выбор дизайн-проекта общественной территории от 03 июня 2021 года.
23.09.2021 МКУ "Чайковское управление капитального строительства" по результатам электронного аукциона заключило с ООО "Строительно-коммерческая фирма "Континент" муниципальный контракт N 127-21 на выполнение работ по благоустройству муниципальной территории общего пользования: улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина, г. Чайковский, Пермский край (2 этап), срок выполнения работ установлен по 18.08.2022.
В адрес индивидуального предпринимателя Погодиной С.А. 10.12.2021 Управлением направлена претензия-требование, в которой указано, что в 2019 году на территории Чайковского городского округа проходило голосование по проектам благоустройства общественных территорий, в результате на территории улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина, г. Чайковский, Пермский край в рамках мероприятий по организации благоустройства не предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов, принадлежащих предпринимателю.
На этом основании Управление требовало расторжения договоров от 15.11.2018 N 03-13/42, N 03-13/43 на размещение НТО. Претензия направлена предпринимателю почтой по адресу регистрации, вернулась в связи с истечением срока хранения.
В результате внесения изменений в Схему НТО постановлением администрации от 09.03.2022 N 249 места с учетными номерами 081 и 082 для размещения нестационарных объектов по адресу ул. Вокзальная остановка "Контейнерная" исключены из Схемы НТО.
Управление 16.03.2022 направило предпринимателю уведомление о расторжении договоров от 15.11.2018 N 03-13/42, N 03-13/43 с даты вступления в силу с момента официального опубликования постановления администрации от 09.03.2022 N 249, а именно с 11.03.2022.
Истцом заявлено требование о расторжении договоров от 15.11.2018 N 03-13/42, N 03-13/43 на размещение нестационарных торговых объектов; обязании ответчика демонтировать (снести) нестационарные торговые объекты (НТО), расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 59:12:0010334:11, 59:12:0010334:12.
Предприниматель Погодина С.А. просит признать незаконными уведомление Управления о демонтаже торговых объектов, изложенное в письме от 16.03.2022; действия Администрации по исключению из адресного перечня, части 1 Постановления администрации от 09.03.2022 N 249 "О внесении изменений в Схему нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации Чайковского городского округа от 26.07.2019 N 1035" павильонов NN 081, 082.
Удовлетворяя первоначальный иск и отказывая в удовлетворении встречных требований, суд первой инстанции не усмотрел несоответствия оспариваемых действий и решения требованиям действующего законодательства, кроме того, заявителем не доказано нарушение прав и законных интересов в сфере экономической деятельности.
Суд первой инстанции исходил из того, что основанием для исключения из Схемы НТО постановлением администрации от 09.03.2022 N 249 мест с учетными номерами 081 и 082 для размещения нестационарных объектов по адресу ул. Вокзальная остановка "Контейнерная" послужила реализация органом местного самоуправления мероприятий по благоустройству территории муниципального образования Пермского края, в результате которых не предполагается размещение на данной территории нестационарных торговых объектов, в связи с чем посчитал оспариваемые действия администрации правомерными, соответствующими пункту 4.1 Положения N39. Суд признал обоснованной позицию Управления о том, что нахождение НТО на спорной территории, паспорт объекта, схема с изображением прямоугольника на чертеже, не отменяют правовых оснований исключения НТО из схемы, и как следствие, прекращение договорных отношений, не опровергают процедуру согласования и утверждения дизайн-проекта, публичные процедуры относительно проведенных и запланированных мероприятий по благоустройству общественной территории, которая прошла общественное голосование. Судом также принято во внимание, что к действующему павильону не имеется подъездных путей для загрузки/выгрузки товара; дверь на задней стене павильона выходит на велосипедную (тротуарную) дорожку, которая расположена вплотную к павильону, что создает аварийную ситуацию при открывании двери. Доводы заявителя о несоответствии предложенных альтернативных мест размещения НТО судом признаны необоснованными, предприниматель четыре раза не принял предложение о выборе альтернативного места, своим бездействием выразил несогласие с предлагаемыми альтернативными вариантами мест размещения нестационарных торговых объектов, при этом из представленных управлением документов следует, что имеется возможность фактического размещения двух павильонов на предложенных заявителю альтернативных местах НТО.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда, отказал в удовлетворении исковых требований Управления в полном объеме и частично удовлетворил встречные требования предпринимателя с учетом следующего.
В силу пунктов 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В пункте 2 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Материалами дела подтверждается предоставление ответчику права на размещение НТО, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 59:12:0010334:11, 59:12:0010334:12, на основании договоров от 15.11.2018 N 03-13/42, N 03-13/43. Указанные договоры заключены в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чайковский, утвержденной постановлением администрации Чайковского городского поселения от 31.10.2016 N 2164, сроком на пять лет.
В настоящее время действует схема размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная постановлением администрации от 26.07.2019 N 1305.
В Схему НТО были внесены изменения Постановлением администрации от 30.11.2020 N 1157. В результате изменений в Схему НТО включены два объекта с адресным ориентиром: ул. Вокзальная, остановка "Контейнерная", а именно павильон с учетным номером 081, имеющий специализацию "Мясо и мясная продукция" и павильон с учетным номером 082, имеющий специализацию "Общественное питание и продукция общественного питания".
Постановлением администрации от 09.03.2022 N 249 в результате внесения изменений в Схему НТО места с учетными номерами 081 и 082 для размещения нестационарных объектов по адресу ул. Вокзальная остановка "Контейнерная" исключены из Схемы НТО.
Порядком N 966-п предусмотрено (пункт 4.1.8), что изменения и (или) дополнения в Схему вносятся при наличии мотивированных предложений от исполнительных органов государственной власти Пермского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края в случае реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования Пермского края, в результате которых не предполагается размещение на данной территории нестационарных торговых объектов.
В разделе 7 Положения N 393 содержится порядок предоставления альтернативного места размещения нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 7.1. Положения N 393 в случае внесения в Схему изменений по основаниям, указанным в пункте 4.1 Порядка разработки и утверждения Схемы, в результате которых место размещения нестационарного торгового объекта исключается из Схемы, Управление обязано предложить Субъекту торговли, осуществляющему торговую деятельность в данном нестационарном торговом объекте, альтернативное место размещения нестационарного торгового на период до окончания срока действия договора на право размещения нестационарного торгового объекта на месте, исключаемом из Схемы.
Субъекту торговли заблаговременно (не менее чем за 3 месяца) направляется уведомление об исключении нестационарного торгового объекта из Схемы с предложением выбрать альтернативное место (пункт 7.2 Положения N 393).
Альтернативное место предоставляется без проведения аукциона из числа мест, включенных в Схему и свободных от договорных отношений (пункт 7.3 Положения N 393).
В случае несогласия Субъекта торговли более трех раз на изменение места размещения нестационарного торгового объекта из предложенных мест договор на право размещения нестационарного торгового объекта считается расторгнутым с момента вступления в силу постановления администрации Чайковского городского округа о внесении изменений в Схему (пункт 7.5 Положения N 393).
Согласно пункту 7.6 Положения N 393 альтернативное место для размещения нестационарного торгового объекта должно обеспечивать сохранение: 7.6.1. внешнего вида (облика) нестационарного торгового объекта; 7.6.2. площади нестационарного торгового объекта; 7.6.3. площади земельного участка, занимаемого нестационарным торговым объектом; 7.6.4. специализации нестационарного торгового объекта.
Из материалов дела следует, что Управление в письмах от т 24.03.2021 N 241-02-01-06.6-63исх, от 28.06.2021 N 241-02-01-06.6-108исх, от 24.08.2021 N 241-02-01-06.6-116исх предлагало предпринимателю альтернативные места размещения нестационарного торгового объекта. Четвертое предложение альтернативного места на размещение НТО было направлено предпринимателю в письме от 12.07.2022 N 02-01-06-06-297, т.е. в период рассмотрения спора судом.
Суд апелляционной инстанции с учетом положений пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, согласно которым внесение изменений в схему не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, принимая во внимание установленный Положением N 393 порядок расторжения договоров, который предполагает представление не менее трех раз альтернативных мест размещения НТО, учитывая, что предложенные Управлением варианты размещения НТО не соответствуют размещенным ответчиком НТО ни по площади, ни по специализации НТО, пришел к обоснованному выводу о нарушении истцом порядка расторжения договоров.
Поскольку Управлением нарушен порядок расторжения договоров, суд апелляционной инстанции признал уведомление, изложенное в письме от 16.03.2022, о демонтаже торговых объектов N N 081, 082 незаконным, нарушающим права и законные интересы предпринимателя Погодиной С.А. в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем требования предпринимателя Погодиной С.А. в части признания незаконным уведомления от 16.03.2022 о демонтаже торговых объектов NN 081, 082 являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание допущенные Управлением нарушения порядка расторжения договоров, установленного Положением N 393, незаконность уведомления от 16.03.2022 о демонтаже торговых объектов NN 081, 082, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования Управления о расторжении договоров и обязании предпринимателя Погодиной С.А. произвести демонтаж НТО.
Отказывая в удовлетворении требования предпринимателя в части признания незаконными действий Администрации по исключению из адресного перечня, части 1 Постановления администрации от 09.03.2022 N 249 павильонов NN 081, 082 судом апелляционной инстанции учтено следующее.
Внесение изменений в схему НТО обусловлено реализацией мероприятий по благоустройству территории муниципального образования Пермского края, в результате которых не предполагается размещение на данной территории нестационарных торговых объектов, что соответствует пункту 4.1.8. Порядка N 966-п.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что благоустройство муниципальной территории общего пользования "Пешеходная улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина в г. Чайковский, Пермский край", на которой расположены НТО предпринимателя Погодиной С.А., производится в рамках реализации адресной программа "Формирование современной городской среды Чайковского городского округа на 2019-2022 годы", указанная территория выбрана по результатам открытого голосования.
На заседании Градостроительного Совета Чайковского городского округа 09 апреля 2021 года вынесено решение о замене малых архитектурных форм в "Сквере Любви" (протокол от 15.04.2021 N 15).
Следовательно, первоначальный и доработанный дизайн-проект территории не предусматривают размещение торгового павильона. Из содержания утвержденного дизайн-проекта благоустройства общественной территории по ул. Вокзальная усматривается, что в сквере предполагается устройство тротуара с пешеходной зоной и велодорожкой, разместить газоны, цветники и прочие объекты озеленения, площадки для отдыха населения.
Довод предпринимателя о том, что отсутствие мест N 081 и N 082 в схеме нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, судом кассационной инстанции во внимание не принимается.
Судебная коллегия отмечает, положение части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) Схемы размещения НТО баланса интересов сторон местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования.
Согласно пункту 4.1.8 Порядка N 966-п реализация мероприятий по благоустройству территории муниципального образования Пермского края, в результате которой не предполагается размещение на данной территории НТО, является основанием для внесения изменения в Схему размещения НТО.
Факт реализации указанных мероприятий по благоустройству территории, равно как и то, что в результате реализации данных мероприятий не предполагается размещение на данной территории НТО, подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Осуществление указанных мероприятий относится к решению вопросов местного значения, обеспечивает повышение качества и комфорта городской среды Чайковского городского округа за счет повышения уровня благоустройства территорий общего пользования, не предусматривает размещение спорных павильонов.
Поэтому спорные павильоны правомерно исключены из Схемы размещения НТО в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, в том числе с Порядком N 966-п.
Вместе с тем в целях реализации положений пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2019 N 381-ФЗ, Порядка N 966-п и Положения N 393 нормативно предусмотрена необходимость предоставления альтернативных мест размещения НТО на период до окончания срока действия договоров.
Установив, что предложенные Управлением альтернативные варианты не соответствовали установленным требованиям, суд апелляционной инстанции правомерно счел возможным сохранить действие договоров на размещение НТО на период до окончания срока их действия, что соответствует вышеуказанным нормативным правовым актам.
Доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения постановления. Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 по делу N А50-6795/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Погодиной Светланы Анатольевны и Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции с учетом положений пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, согласно которым внесение изменений в схему не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, принимая во внимание установленный Положением N 393 порядок расторжения договоров, который предполагает представление не менее трех раз альтернативных мест размещения НТО, учитывая, что предложенные Управлением варианты размещения НТО не соответствуют размещенным ответчиком НТО ни по площади, ни по специализации НТО, пришел к обоснованному выводу о нарушении истцом порядка расторжения договоров.
...
Судебная коллегия отмечает, положение части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) Схемы размещения НТО баланса интересов сторон местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 мая 2023 г. N Ф09-379/23 по делу N А50-6795/2022