г. Пермь |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А50-6795/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Гуляевой Е.И., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой И.А.,
при участии:
от истца - Зайцев А.Н., паспорт, диплом, доверенность от 22.07.2022;
от ответчика - Чупина М.И., паспорт, диплом, доверенность от 20.10.2021;
от заинтересованного лица, администрации Чайковского городского округа - Зайцев А.Н., паспорт, диплом, доверенность от 14.07.2022;
(лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика индивидуального предпринимателя Погодиной Светланы Анатольевны,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 22 июля 2022 года по делу N А50-6795/2022
по иску Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (ОГРН: 1185958071562, ИНН: 5959002592)
к индивидуальному предпринимателю Погодиной Светлане Анатольевне (ОГРНИП: 304592035700141, ИНН: 592000768164)
о расторжении договора,
по встречному иску индивидуального предпринимателя Погодиной Светланы Анатольевны (ОГРНИП: 304592035700141, ИНН: 592000768164)
к Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (ОГРН: 1185958071562, ИНН: 5959002592)
о признании незаконным уведомления о демонтаже торговых объектов,
по заявлению индивидуального предпринимателя Погодиной Светланы Анатольевны (ОГРНИП: 304592035700141, ИНН: 592000768164)
к администрации Чайковского городского округа (ОГРН: 1185958069351, ИНН: 5959002433)
о признании незаконными действий,
третьи лица: Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Чайковского городского округа (ОГРН: 1185958071530, ИНН: 5959002560); Управление строительства и архитектуры администрации Чайковского городского округа (ОГРН: 1185958071529, ИНН: 5959002553);
Управление финансов администрации Чайковского городского округа (ОГРН: 1185958069395, ИНН: 5959002458); Управление экономического развития администрации Чайковского городского округа (ОГРН: 1215900024361, ИНН: 5959006734); Муниципальное казенное учреждение "Жилкомэнергосервис" (ОГРН: 1095920000274, ИНН: 5920031111); муниципальное казенное учреждение "Чайковское управление капитального строительства" (ОГРН: 1105920000097, ИНН: 5920033126),
УСТАНОВИЛ:
Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Погодиной Светлане Анатольевне (далее - ответчик, ИП Погодина С.А.) о расторжении договоров N 03-13/42, N 03-13/43 от 15.11.2018 на размещение нестационарных торговых объектов; обязании ответчика демонтировать (снеси) нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 59:12:0010334:11 площадью 49 кв.м, 59:12:0010334:12 площадью 46 кв.м. по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Вокзальная, остановка "Контейнерная", за счет собственных средств; в случае неисполнения решения суда ответчиком добровольно в течение месяца после вступления в законную силу, предоставить Управлению земельно-имущественным отношений администрации Чайковского городского округа либо администрации Чайковского городского округа право демонтажа нестационарных торговых объектов, указанных в пункте 2, с последующим взысканием с ответчика понесенных расходов.
Индивидуальный предприниматель Погодина Светлана Анатольевна обратилась со встречным иском о признании незаконным уведомления о демонтаже торговых объектов по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Вокзальная, остановка "Контейнерная" N 081 со специализацией "Мясо и мясная продукция" и N 082 со специализацией "Общественное питание и продукция общественного питания", содержащегося в письме Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от 16.03.2022 (т. 1 л.д. 129-132).
В рамках арбитражного дела N А50-10351/2022 ИП Погодина С.А. обратилась с заявлением (с учетом принятого судом ходатайства об изменении предмета требований - т. 5 л.д. 110) о признании незаконными действий администрации Чайковского городского округа (далее - администрация) по исключению из адресного перечня, части 1 Постановления администрации Чайковского городского округа от 09.03.2022 N249 "О внесении изменений в Схему нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации Чайковского городского округа от 26.07.2019 N1035" павильона N 081 со специализацией "Хлеб, хлебобулочные и кондитерский изделия" площадью 49,1 кв.м на земельном участке с кадастровым номером 59:12:0010334:11 и павильона N 082 со специализацией "Непродовольственные товары" площадью 45,9 кв.м на земельном участке с кадастровым номером 59:12:0010334:12 по ул. Вокзальная, остановка "Контейнерная".
Определением суда от 05.07.2022 дела указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22 июля 2022 года исковые требования Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа удовлетворены. В удовлетворении заявленных ИП Погодиной С.А. требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ИП Погодина С.А., обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что оснований для признания договоров на размещение НТО расторгнутыми на основании пункта 7.5. Положения N 393 не имеется, действия Администрации об исключении мест 081 и 082 из Схемы не соответствуют п.7.5 Положения N 393 и являются незаконными, поскольку все три предложения об альтернативном месте размещения НТО до подачи иска в суд не соответствуют установленным требованиям абз. 4 п. 4.5 Постановления Правительства Пермского края от 28.11.2017 N 966-П N "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок N 966-П) и подп. в 7.6.2-7.6.4 Положения о порядке и условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории Чайковского городского округа, утвержденного решением Думы Чайковского городского округа от 03.09.2020 N 393 (далее - Положение N 393). Предпринимателю до обращения в суд не было направлено ни одного предложения с альтернативным местом, предусматривающим сохранение одновременно площади НТО, площади земельного участка под НТО и специализации НТО. Апеллянт указывает, что истец не имеет права на предложение Предпринимателю альтернативных мест и заключение соглашения о внесении изменений в договор до внесения изменений в Схему. Обращает внимание, что четвертое предложение альтернативного места, изложенное в письме от 12.07.2022 N 02-01-06-06-297, представлено представителем Истца в судебном заседании 18.07.2022, согласно сведениям с официального сайта "Почта России" срок хранения почтового уведомления по 13.08.2022, т.е. не истёк на дату вынесения решения судом первой инстанции (18.07.2022). Таким образом, момент, с которого начинаются последствия в виде расторжении договоров на размещение НТО, для Предпринимателя еще не наступил. Отмечает, что в данном случае реализация мероприятий по благоустройству улицы Вокзальная г.Чайковский Пермский край (2 этап), в результате которого 03.06.2021 с помощью голосования выбора дизайн-проекта принято решение о несохранении НТО Предпринимателя на данной территории, началась не ранее 04.06.2021, таким началом является Протокол голосования от 03.06.2021, поэтому ранее этой даты уведомление об альтернативном месте не основано на вышеуказанных нормах Порядка N 966-П. В результате оспариваемых действий были нарушены права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
В дополнении к апелляционной жалобе ИП Погодина С.А. указала, что после вынесения решения получила по почте четвертое предложение истца, просила приобщить к материалам дела четвёртое предложения УЗИО администрации СГО от 12.07.2022 N 02-01-06-06-297, ответчика Погодиной С.А. на предложение от 12.07.2022, письмо УЗИО администрации ЧГО от 29.08.2022 N 02-01-06-06-438 " О мировом соглашении".
До судебного разбирательства от Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец полагает судебный акт законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное разбирательство по делу отложено судом апелляционной инстанции в целях примирения сторон.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, представил дополнения к ранее озвученной позиции, представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, также представил дополнительные доказательства. Соглашение об урегулировании спора сторонами не достигнуто.
Дополнительно представленные сторонами доказательства приобщены судом к материалам дела в порядке ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.11.2018 Комитет по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения заключил с индивидуальным предпринимателем Погодиной С.А. договоры N 03-13/42, N 03-13/43 на размещение НТО.
В соответствии с пунктами 1.1. договоров предпринимателю предоставлено право на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках: с кадастровым номером 59:12:0010334:11 площадью 49 кв.м и с кадастровым номером 59:12:0010334:12 площадью 46 кв.м по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Вокзальная.
Согласно пунктам 2.7. договоров они заключены на 5 лет, вступили в силу с даты подписания.
В пункте 1.2. договоров указано, что они заключены в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чайковский, утвержденной постановлением администрации Чайковского городского поселения от 31.10.2016 N 2164.
В настоящее время действует схема размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная постановлением администрации Чайковского городского округа от 26.07.2019 N 1305 (далее - Схема НТО).
В Схему НТО были внесены изменения Постановлением администрации от 30.11.2020 N 1157 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов Чайковского городского округа, утвержденную постановлением администрации Чайковского городского округа от 26.07.2019 N 1305", в результате изменений в Схему НТО включены два объекта с адресным ориентиром: ул. Вокзальная, остановка "Контейнерная", а именно павильон с учетным номером 081, имеющий специализацию "Мясо и мясная продукция" и павильон с учетным номером 082, имеющий специализацию "Общественное питание и продукция общественного питания" (т. 1 л.д. 96-107).
В 2019 году проходило голосование по проектам благоустройства общественных территорий Чайковского городского округа, в том числе общественной территории "Пешеходная улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина в г. Чайковский, Пермский край". Согласно итоговому протоколу общественной комиссии Чайковского городского округа об итогах голосования от 27 марта 2019 года за указанную территорию отдано 1302 голоса.
Постановлением администрации Чайковского городского округа от 23.07.2020 N 666 утверждена адресная программа "Формирование современной городской среды Чайковского городского округа на 2019-2022 годы", согласно которой на 2021-2022 запланировано благоустройство муниципальной территории общего пользования "Пешеходная улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина в г. Чайковский, Пермский край". В перечень работ по программе входит: устройство пешеходных дорожек, освещение, установка малых архитектурных форм (скамейки, урны), озеленение, объем работ составляет 102 000 кв.м. Реализация адресной программы "Формирование современной городской среды Чайковского городского округа на 2019-2022 годы" предполагает софинансирование из федерального, регионального и местного бюджетов в объемах, установленных в паспорте адресной программы. В паспорте адресной программы также указано, что целью программы является повышение качества и комфорта городской среды Чайковского городского округа Чайковского городского округа за счет повышения уровня благоустройства территории общего пользования округа, комплексного совершенствования уровня и организации благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов для повышения комфортности условий проживания населения в условиях сложившейся застройки. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: формирование единого облика населенных пунктов, входящих в состав округа; организация мероприятий по благоустройству общественных территорий; организация мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов; повышение уровня вовлеченности населения в реализацию мероприятий по благоустройству территории округа.
На основании постановления администрации Чайковского городского округа от 07.08.2020 N 706 "О назначении открытого голосования по проектам благоустройства общественных территорий Чайковского городского округа" в период с 6 по 12 августа 2020 года в режиме онлайн на электронных площадках в официальных аккаутнах администрации Чайковского городского округа: группа Вконтакте (https://vk.com/chaikokrug); группа в инстаграм (https://www.instagram.com/mychaik/) проведено открытое голосование по проектам благоустройства общественных территорий, подлежащих в первоочередном порядке благоустройству в 2021 году. В приложении к указанному выше постановлению содержится перечень проектов благоустройства общественных территорий города Чайковского, представленных на голосование. В данный перечень включено благоустройство муниципальной территории общего пользования "Пешеходная улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина в г. Чайковский, Пермский край". В итоговом протоколе общественной комиссии Чайковского городского округа об итогах голосования от 12 августа 2020 года отражено, что за указанную общественную территорию проголосовало 2334 человека - больше, чем за другие общественные территории.
Нестационарные торговые объекты, принадлежащие индивидуальному предпринимателю Погодиной С.А., расположены в границах общественной территории, подлежащей благоустройству, а именно вдоль улицы Вокзальная 39а, напротив здания Межрайонной ИФНС России N 18 по Пермскому краю в г. Чайковский.
В целях реализации программы благоустройства 01.11.2019 Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Чайковского городского округа заключило с ООО "Академия ландшафта" муниципальный контракт на выполнение дизайн-проекта общественной территории (т. 3 л.д. 9-18).
Разработанный дизайн-проект благоустройства общественной территории: "улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина, г. Чайковский, Пермский край" не предполагал размещение НТО и включал следующие виды работ: свод старых деревьев; устройство пешеходной зоны из тротуарной плитки; устройство велодорожки вдоль пешеходной зоны, с установкой велопарковок; устройство современных светодиодных светильников; озеленение территории, высадка новых деревьев; устройство малых архитектурных форм (лавки, урны, вазоны, качели); устройство дизайнерских беседок для осуществления торговли; частичное асфальтирование проездов; расширение проезжей части (устройство дополнительных парковочных мест); организация устройства сквера (т. 3 л.д. 61-212).
В 2021 проведены работы 1 этапа благоустройства муниципальной территории общего пользования "Пешеходная улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина в г. Чайковский, Пермский край".
В соответствии с постановлением администрации Чайковского городского округа от 21.04.2021 N 370 в период с 26 апреля по 30 мая 2021 года проведено интернет - голосование за дизайн - проект благоустройства общественной территории: улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина, г. Чайковский, Пермский край 8 (2 этап), подлежащей в первоочередном порядке благоустройству в 2022 году (т. 4 л.д. 14-17, 46-49).
Голосование проводилось в режиме онлайн на интернет - портале za.gorodsreda.ru. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", итоги голосования отражены в протоколе общественной комиссии по итогам проведения рейтингового голосования за выбор дизайн-проекта общественной территории от 03 июня 2021 года.
23.09.2021 МКУ "Чайковское управление капитального строительства" по результатам электронного аукциона заключило с ООО "Строительнокоммерческая фирма "Континент" муниципальный контракт N 127-21 на выполнение работ по благоустройству муниципальной территории общего пользования: улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина, г. Чайковский, Пермский край (2 этап), срок выполнения работ установлен по 18.08.2022.
10.12.2021 в адрес индивидуального предпринимателя Погодиной С.А. управлением направлена претензия-требование, в которой указано, что в 2019 году на территории Чайковского городского округа проходило голосование по проектам благоустройства общественных территорий, в результате на территории улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина, г. Чайковский, Пермский край в рамках мероприятий по организации благоустройства не предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов, принадлежащих предпринимателю.
На этом основании управление требовало расторжения договоров N 03- 13/42, N 03-13/43 от 15.11.2018 на размещение НТО. Претензия направлена предпринимателю почтой по адресу регистрации, вернулась в связи с истечением срока хранения, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80087267874878 на официальном сайте АО "Почта России".
В результате внесения изменений в Схему НТО постановлением администрации от 09.03.2022 N 249 места с учетными номерами 081 и 082 для размещения нестационарных объектов по адресу ул. Вокзальная остановка "Контейнерная" исключены из Схемы НТО (т. 5 л.д. 8-10).
16.03.2022 управление направило предпринимателю уведомление о расторжении договоров N 03-13/42, N 03-13/43 от 15.11.2018 с даты вступления в силу с момента официального опубликования постановления администрации от 09.03.2022 N 249, а именно с 11.03.2022 (т. 1 л.д. 135).
Возражая против удовлетворения заявленного иска, Погодина С.А. обжаловала уведомление о демонтаже торговых объектов, изложенное в письме Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от 16.03.2022, а также действия администрации Чайковского городского округа по исключению из адресного перечня, части 1 Постановления администрации Чайковского городского округа от 09.03.2022 N 249 "О внесении изменений в Схему нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации Чайковского городского округа от 26.07.2019 N 1035" павильонов N N 081, 082.
Удовлетворяя первоначальный иск и отказывая в удовлетворении встречных требований, суд указал на внесение изменений в схему НТО, расторжение договоров в порядке, регламентированном Положением N 393, необоснованность доводов заявителя о несоответствии предложенных альтернативных мест размещения НТО.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с п.п.1, 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В пункте 2 ст. 451 ГК РФ указано, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Истцом заявлено требование о расторжении договоров N 03-13/42, N 03-13/43 от 15.11.2018 на размещение нестационарных торговых объектов; обязании ответчика демонтировать (снеси) нестационарные торговые объекты (НТО), расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 59:12:0010334:11, 59:12:0010334:12.
В свою очередь ИП Погодина С.А. просит признать незаконными уведомление Управления о демонтаже торговых объектов, изложенное в письме от 16.03.2022; действия Администрации по исключению из адресного перечня, части 1 Постановления администрации Чайковского городского округа от 09.03.2022 N 249 "О внесении изменений в Схему нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации Чайковского городского округа от 26.07.2019 N 1035" павильонов N N 081, 082.
Материалами дела подтверждается предоставление ответчику права на размещение НТО, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 59:12:0010334:11, 59:12:0010334:12, на основании договоров N 03-13/42, N 03-13/43 от 15.11.2018. Указанные договоры заключены в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чайковский, утвержденной постановлением администрации Чайковского городского поселения от 31.10.2016 N 2164, сроком на пять лет.
В настоящее время действует схема размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная постановлением администрации Чайковского городского округа от 26.07.2019 N 1305.
Специализация павильонов "Мясо и мясная продукция" и "Общественное питание и продукция общественного питания", площадь по 40 кв.м (изменение Схемы НТО N 1305 постановление N 1157) (т.1 л.д.96-103).
Постановлением администрации от 09.03.2022 N 249 в результате внесения изменений в Схему НТО места с учетными номерами 081 и 082 для размещения нестационарных объектов по адресу ул. Вокзальная остановка "Контейнерная" исключены из Схемы НТО (т. 5 л.д. 8-10).
В соответствии с п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Как указано в ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Решением Думы Чайковского городского округа от 03.09.2020 N 393 утверждено Положение о порядке и условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории Чайковского городского округа (далее - Положение N 393).
В соответствии с подпунктом 4.1.8. Положения N 393 изменения и (или) дополнения в Схему вносятся при наличии мотивированных предложений от исполнительных органов государственной власти Пермского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края в случае реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования Пермского края, в результате которых не предполагается размещение на данной территории нестационарных торговых объектов.
В разделе 7 Положения N 393 содержится порядок предоставления альтернативного места размещения нестационарного торгового объекта.
Согласно п. 7.1. Положения N 393 в случае внесения в Схему изменений по основаниям, указанным в пункте 4.1 Порядка разработки и утверждения Схемы, в результате которых место размещения нестационарного торгового объекта исключается из Схемы, Управление обязано предложить Субъекту торговли, осуществляющему торговую деятельность в данном нестационарном торговом объекте, альтернативное место размещения нестационарного торгового на период до окончания срока действия договора на право размещения нестационарного торгового объекта на месте, исключаемом из Схемы.
В силу действия положений пунктов 7.2 Положения N 393 субъекту торговли заблаговременно (не менее чем за 3 месяца) направляется уведомление об исключении нестационарного торгового объекта из Схемы с предложением выбрать альтернативное место.
Альтернативное место предоставляется без проведения аукциона из числа мест, включенных в Схему и свободных от договорных отношений (п. 7.3 Положения N 393).
В случае несогласия Субъекта торговли более трех раз на изменение места размещения нестационарного торгового объекта из предложенных мест договор на право размещения нестационарного торгового объекта считается расторгнутым с момента вступления в силу постановления администрации Чайковского городского округа о внесении изменений в Схему (п. 7.5 Положения N 393).
Как указано в п. 7.6 Положения N 393, альтернативное место для размещения нестационарного торгового объекта должно обеспечивать сохранение: 7.6.1. внешнего вида (облика) нестационарного торгового объекта; 7.6.2. площади нестационарного торгового объекта; 7.6.3. площади земельного участка, занимаемого нестационарным торговым объектом; 7.6.4. специализации нестационарного торгового объекта.
09.04.2021 управлением по адресу регистрации предпринимателя направлено письмо от 24.03.2021 N 241-02-01-06.6-63исх, в котором сообщалось об исключении места ответчика из Схемы НТО и предлагалось альтернативное место размещения НТО - павильона N 016 по адресу: ул. Вокзальная г. Чайковский (чрез дорогу от существующего объекта), площадью 100 кв.м, со специализацией "Общественное питание и продукция общественного питания".
22.07.2021 управлением в адрес предпринимателя направлено письмо от 28.06.2021 N 241-02-01-06.6-108исх, в котором сообщалось об исключении места ответчика из Схемы и предлагалось альтернативное место размещения нестационарного торгового объекта - павильона N 054 по адресу: Сиреневый бульвар, рядом с домом N 9 площадью 100 кв.м, со специализацией "Общественное питание и продукция общественного питания".
25.08.2021 управлением в адрес предпринимателя направлено письмо от 24.08.2021 N 241-02-01-06.6-116исх, в котором сообщалось об исключении места ответчика из Схемы и предлагалось альтернативное место размещения нестационарного торгового объекта - павильона N 008 по адресу: ул. Советская, возле дома N 30 площадью 50 кв.м, со специализацией "Хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия".
Четвертое предложение альтернативного места на размещение НТО было направлено предпринимателю в письме от 12.07.2022 N 02-01-06-06-297, т.е. в период рассмотрения спора судом.
В соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Принимая во внимание положения п. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, согласно которым внесение изменений в схему не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, установленный Положением N 393 порядок расторжения договоров, который предполагает представление не менее трех раз альтернативных мест размещения НТО, предложенные Управлением варианты размещения НТО, которые не соответствуют размещенным ответчиком НТО ни по площади, ни по специализации НТО, следует признать обоснованными возражения ответчика о нарушении истцом порядка расторжения договора.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку Управлением нарушен порядок расторжения договоров, уведомление, изложенное в письме от 16.03.2022, о демонтаже торговых объектов N N 081, 082, является незаконным, нарушает права и законные интересы ИП Погодиной С.А. в сфере предпринимательской деятельности.
Требования ИП Погодиной С.А. в части признания незаконным уведомления от 16.03.2022 о демонтаже торговых объектов N N 081, 082 заявлено правомерно и подлежит удовлетворению.
Учитывая допущенные Управлением нарушения порядка расторжения договоров, установленного Положением N 393, незаконность уведомления от 16.03.2022 о демонтаже торговых объектов NN 081, 082, требование Управления о расторжении договоров и обязании ИП Погодиной С.А. произвести демонтаж НТО заявлены безосновательно, удовлетворению не подлежат.
Что касается требования ИП Погодиной С.А. о признании незаконными действий Администрации по исключению из адресного перечня, части 1 Постановления администрации Чайковского городского округа от 09.03.2022 N 249 "О внесении изменений в Схему нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением администрации Чайковского городского округа от 26.07.2019 N 1035", павильонов NN 081, 082, то оснований для удовлетворения требования не установлено.
Выводы суда первой инстанции в указанной части являются правильными.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
В данном случае внесение изменений в схему НТО обусловлено реализацией мероприятий по благоустройству территории муниципального образования Пермского края, в результате которых не предполагается размещение на данной территории нестационарных торговых объектов, что соответствует п. 4.1.8. Положения N 393.
Судом установлено, что благоустройство муниципальной территории общего пользования "Пешеходная улица Вокзальная от пересечения Приморского бульвара до пересечения с улицей Ленина в г. Чайковский, Пермский край", на которой расположены НТО индивидуального предпринимателя Погодиной С.А., производится в рамках реализации адресной программа "Формирование современной городской среды Чайковского городского округа на 2019-2022 годы", указанная территория выбрана по результатам открытого голосования.
09 апреля 2021 года на заседании Градостроительного Совета Чайковского городского округа вынесено решение о замене малых архитектурных форм в "Сквере Любви", что подтверждается протоколом N 15 от 15.04.2021 (т. 3 л.д. 213-225).
Таким образом, как первоначальный, так и доработанный дизайн-проект территории не предусматривают размещение торгового павильона (т. 2 л.д. 79-136). Из содержания утвержденного дизайн-проекта благоустройства общественной территории по ул. Вокзальная усматривается, что в сквере предполагается устройство тротуара с пешеходной зоной и велодорожкой, разместить газоны, цветники и прочие объекты озеленения, площадки для отдыха населения.
При названных обстоятельствах решение Арбитражного суда Пермского края от 22 июля 2022 года подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Судебные расходы заявителя на оплату государственной пошлины в связи с подачей заявления в сумме 300 руб. и апелляционной жалобы в сумме 150 руб. относятся на заинтересованное лицо (ст. 110 АПК РФ). Излишне уплаченная заявителем по чек-ордеру от 17.08.2022 в составе суммы 1500 руб. государственная пошлина в сумме 1350 руб. подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 июля 2022 года по делу N А50-6795/2022 отменить.
В удовлетворении первоначального иска Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа отказать.
Встречные требования индивидуального предпринимателя Погодиной Светланы Анатольевны удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, изложенное в письме от 16.03.2022, о демонтаже торговых объектов по адресу: Пермский край, г. Чайковский, ул. Вокзальная, остановка "Контейнерная" N 081 со специализацией "Мясо и мясная продукция" и N 082 со специализацией "Общественное питание и продукция общественного питания".
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Взыскать с Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа в пользу индивидуального предпринимателя Погодиной Светланы Анатольевны судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 450 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Погодиной Светлане Анатольевне из федерального бюджета излишне уплаченную по чек-ордеру от 17.08.2022 в составе суммы 1500 руб. государственную пошлину в сумме 1350 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6795/2022
Истец: Погодина Светлана Анатольевна, Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа
Ответчик: Погодина Светлана Анатольевна
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЖИЛКОМЭНЕРГОСЕРВИС", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЧАЙКОВСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА", УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРАНСПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ЧАЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, Управление строительства и архитектуры администрации Чайковского городского округа, УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧАЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, Управление экономического развития администрации Чайковского городского округа, АДМИНИСТРАЦИЯ ЧАЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА