Екатеринбург |
|
16 мая 2023 г. |
Дело N А07-24549/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Поротниковой Е. А., Ивановой С. О.
при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р. рассмотрел в судебном заседании путем веб-конференции кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Уральского округа приняли участие представители:
Рамазанова Э.Д. - Султанова А.И. (доверенность от 15.09.2022, диплом);
Министерства - Галямова А.Г. (доверенность от 24.10.2022, диплом), Мухамедьянова Л.И. (доверенность от 22.06.2022, диплом).
В судебном заседании путем веб-конференции приняли участие:
Рамазанов Э.Д. (паспорт);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление) - Зотова Д.С. (доверенность от 10.01.2023, диплом).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению о признании недействительным предупреждения от 13.07.2022 N ТО 002/01/15-1276/2022.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рамазанов Э.Д., Исхаков Т.Ф
Решением суда от 25.11.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), поскольку отказ в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка Рамазанову Э.Д. был правомерен в связи с тем, что поступило заявление Исхакова Т.Ф. о намерении участвовать в аукционе и заявитель обязан был провести аукцион; отзыв Исхаковым Т.Ф. своего заявления не влияет на решение о проведении аукциона и обосновывает издание приказа от 27.05.2022 N М04ТО-05-38-П-99 об отказе Рамазанову Э.Д. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Мероприятия по образованию земельного участка являются следующим этапом после предварительного согласования и к полномочиям заявителя не относятся.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, антимонопольный орган, усмотрев наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства, вынесло в адрес последнего предупреждение от 12.07.2021 года по делу N 002/01/15-1403/2021, согласно которому необходимо в течение тридцати дней со дня получения настоящего предупреждения прекратить указанные действия путем:
1) отмены приказа от 27.05.2022 N М04ТО-05-38-П-99 об отказе Рамазанову Э.Д. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности;
2) проведения мероприятий по образованию земельного участка с кадастровым номером: 02:47:000000:375:ЗУ1 и постановки его на государственный кадастровый учет;
3) проведения мероприятий, предусмотренных частью 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) о выполнении данного предупреждения сообщить в антимонопольный орган в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Полагая, что предупреждение Управления о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 12.07.2021 по делу N 002/01/15-1403/2021 не соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству, статье 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), основания для его выдачи отсутствовали, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия совокупности условий для признания предупреждения антимонопольного органа недействительным (одновременное несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в экономической деятельности).
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, создание дискриминационных условий.
Статья 15 Закона о защите конкуренции представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов, квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий/бездействия органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу положений части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 22.01.2016 утвержден Порядок выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - Порядок).
Арбитражным судом установлено, что основанием для выдачи спорного предупреждения послужили следующие обстоятельства.
05.04.2022 Рамазановым Э.Д. в адрес Министерства направлено заявление о предварительном согласовании земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:375:ЗУ1 для сельскохозяйственного производства (площадь 159 017 кв.м.). К указанному заявлению приложен паспорт Рамазанова Э.Д., Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Министерством 11.05.2022 проведены мероприятия по опубликованию извещения о приеме заявлений с 12.05.2022 по 10.06.2022 граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе по продаже указанного земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://torgi.gov.ru/), на официальном сайте Минземимущества РБ, в газете "Аргументы и факты Башкортостан" (N 19), на сайте Администрации Зубовского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
В извещении, в том числе указывается информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка, подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды земельного участка (в соответствии с указанным извещением срок подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже указанного выше земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка с 12.05.2022 по 10.06.2022).
В адрес Министерства 23.05.2022 поступило заявление Исхакова Т.Ф. о намерении участвовать в аукционе по предоставлению земельного участка.
Министерством принят приказ от 27.05.2022 N М04ТО-05-38- П-99 об отказе Рамазанову Э.Д. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения.
Между тем 10.06.2022 Исхаковым Т.Ф. отозвано заявление от 23.05.2022 о намерении приобрести участок с кадастровым номером 02:47:000000:375:ЗУ1 согласно извещению N 110522/0037866/19 от 11.05.2022.
При этом арбитражным судом установлено, что иные лица, заинтересованные в приобретении прав на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:375:ЗУ1 по итогам размещения Министерством извещения, отсутствовали.
Согласно пункту 4 статьи 39.18 Земельного кодекса граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
В силу пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Руководствуясь названными положениями законодательства и фактическими обстоятельствами дела, арбитражный суд правомерно заключил, что, несмотря на то, что по итогам размещения вышеуказанного извещения, иные лица, изъявившие намерение участвовать в аукционе на право аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:47:000000:375:ЗУ1, отсутствовали, Министерством не предпринято мер по предоставлению данного земельного участка единственному заинтересованному лицу - Рамазанову Э.Д., в соответствии с положениями пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса.
Таким образом, непринятие Министерством мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса, после отзыва Исхаковым Т.Ф. заявления о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: 02:47:000000:375:ЗУ1, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда о том, что
у антимонопольного органа имелись основания для выдачи предупреждения от 12.07.2021 по делу N 002/01/15-1403/2021.
Арбитражный суд обоснованно указал, что указанная процедура направлена на выявление всех лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, и в случае отсутствия таких лиц, земельный участок предоставляется лицу, от которого поступило соответствующее заявление. При этом данная процедура позволяет сократить сроки для получения в аренду земельного участка для сельскохозяйственных нужд, что в свою очередь способствует развитию сельского хозяйства и конкуренции на данном рынке.
Таким образом, само по себе бездействие Министерства по принятию мер к предоставлению данного земельного участка единственному заинтересованному лицу - Рамазанову Э.Д. привело к тому, что данное лицо фактически не смогло приступить своевременно к сезонным работам на данном земельном участке, что могло привести к ограничению конкуренции на соответствующем рынке.
По своему содержанию оспариваемое предупреждение соответствует части 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, пункту 2.2 Порядка, прав заявителя не нарушают, является исполнимым по предложенным антимонопольным органам мерам по устранению нарушения антимонопольного законодательства.
Доводы Министерства подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
В силу пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
...
Таким образом, непринятие Министерством мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса, после отзыва Исхаковым Т.Ф. заявления о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: 02:47:000000:375:ЗУ1, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
...
По своему содержанию оспариваемое предупреждение соответствует части 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, пункту 2.2 Порядка, прав заявителя не нарушают, является исполнимым по предложенным антимонопольным органам мерам по устранению нарушения антимонопольного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 мая 2023 г. N Ф09-1404/23 по делу N А07-24549/2022