Екатеринбург |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А60-50293/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Вдовина Ю. В., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа приняли участие представители Министерства - Ананьев С.В. (доверенность от 19.12.2022, диплом, паспорт); общества с ограниченной ответственностью "Русград" (далее - общество "РусГрад") - Плаксей А.В. (доверенность от 31.08.2022, диплом, паспорт); общества с ограниченной ответственностью "Экоресурс" (далее - общество "Экоресурс") - Горкушенко Г.А., конкурсный управляющий (решение суда от 11.09.2020).
Общество "РусГрад" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству о признании незаконным отказа от 23.06.2022 N 12-01-82/11493 в предоставлении государственной услуги по переоформлению лицензии.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Экоресурс".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.11.2022 заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Министерства от 23.06.2022 N 12-01-82/11493 в предоставлении государственной услуги по переоформлению лицензии СВЕ 07389 ТР, на Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "РусГрад".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что рассмотрение и оценка представленных документов и сведений, дача оценки легитимности сделки и признание ее недействительной относится к компетенции Министерства как уполномоченного органа, осуществляющего полномочия собственника в отношении участков недр местного значения и лесных участков.
При этом, как полагает заявитель кассационной жалобы, судами не учтено отсутствие доказательств, подтверждающих получение согласия арендодателя на передачу прав и обязанностей по договору аренды. В связи с чем, заявитель кассационной жалобы считает, что договор является ничтожной сделкой независимо от признания его таковым.
Заявитель кассационной жалобы обращает внимание суда округа на то, что в качестве документов, подтверждающих приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 октября 2022 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) пользователя недр, признанного несостоятельным (банкротом), к заявлению приложен лишь договор от 10.03.2022 N 1 уступки права аренды по договору аренды лесного участка от 08.08.2008 N 35, иные предусмотренные подпунктом 5 пункта 17 Административного регламента по предоставлению Министерством государственной услуги по переоформлению лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Свердловской области, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 28.05.2012 N 236 (далее - Административный регламент) документы (извещения о проведении торгов, протоколы подведения итогов торгов, акты приема-передачи) обществом "РусГрад" не представлены.
Также, Министерство обращает внимание на то, что в данном случае общество приобрело право пользования лесным участком без соблюдения требований, предъявляемых к арендатору лесных участков для разработки изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, поскольку на момент приобретения такого права общество не имело лицензии на право пользования недрами.
Кроме того, Министерство полагает, что общество не представило документы, подтверждающие приобретение имущественного комплекса у предприятия - банкрота.
Общество "Экоресурс" и общество "Русград" представили в материалы дела отзывы на кассационную жалобу, в которых выражено несогласие с содержащимися в жалобе доводами.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.06.2022 общество "РусГрад" обратилось в Министерство с заявлением о переоформлении лицензии СВЕ N 07389 TP с целевым назначением для геологического изучения, разведки и добычи строительного камня из отвала N 6 Осокино-Александровского железорудного месторождения с приложением документов.
Министерством 23.06.2022 в адрес общества "РусГрад" направлено уведомление исх. N 12-01-82/11493 об отказе в предоставлении государственной услуги по переоформлению лицензии, в связи с тем, что заявителем не подтверждено приобретение имущества (имущественного комплекса) у пользователя недр, признанного банкротом.
Полагая, что отказ нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из наличии оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу положений пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий.
К основным принципам осуществления лицензирования в том числе, относится установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации и установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности (пункт 3, 4 статьи 4 Закона о лицензировании).
Таким федеральным законом, устанавливающим единый порядок лицензирования и исчерпывающий перечень лицензионных требований по недропользованию, является Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В соответствии с абзацами 1, 3 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с абзацем 8 статьи 17.1 Закона о недрах право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах.
Порядок переоформления лицензий на право недропользования установлен Административным регламентом по предоставлению Министерством природных ресурсов Свердловской области государственной услуги по переоформлению лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Свердловской области, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 28.05.2012 N 236 (далее - Административный регламент).
Согласно подпункту 7 пункта 13 Административного регламента государственная услуга по переоформлению лицензий на пользование участками недр предоставляется Министерством в случае приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством Российской Федерации о недрах.
В соответствии с пунктом 16 Административного регламента к заявлению на переоформление лицензий должны прилагаться следующие документы и сведения: 1) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов заявителя; 2) доверенность, в случае, если заявление на переоформление лицензии подписано не руководителем заявителя; 3) документы и сведения, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а именно документы и сведения, подтверждающие наличие необходимых финансовых и технических средств для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами, и наличие квалифицированных специалистов в соответствии с требованиями пунктов 18 - 20 Регламента (за исключением случая переоформления лицензий в связи с реорганизацией юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы).
Согласно подпункту 5 пункта 17 Административного регламента заявитель должен дополнительно к документам и сведениям, указанным в пункте 16 настоящего Регламента, представить документы, подтверждающие приобретение заявителем имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота, являющегося владельцем лицензии, необходимого для осуществления деятельности, указанной в лицензии (извещения о проведении торгов, протоколы подведения итогов торгов, договоры, акты приема-передачи).
Исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении государственной услуги предусмотрен пунктом 33 Административного регламента.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Судами установлено, что владельцем лицензии на право пользования недрами СВЕ N 07389 TP с целевым назначением и видами работ для геологического изучения, разведки и добычи строительного камня из отвала N 6 Осокино-Александровского железорудного месторождения является общество "Экоресурс".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.09.2020 общество "Экоресурс" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства.
В процедуре конкурсного производства конкурсным управляющим общества "Экоресурс" была проведена инвентаризация имущества должника, по результатам которой было установлено, что единственным активом, подлежащим включению в конкурсную массу", является право аренды земельного участка, который использовался должником для разработки месторождения полезных ископаемых.
С целью определения рыночной стоимости права аренды земельного участка, конкурсным управляющим общества "Экоресурс" была проведена оценка имущества должника с привлечением независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью "ИнвестАктив-Оценка".
По результатам проведения оценки был подготовлен отчет N О/21-10-06 от 12.10.2021 и в конкурсную массу общества "Экоресурс" было включено имущество должника - право аренды земельного участка площадью 438 166 кв.м., состоящего из части земельного (лесного) участка с учетным кадастровым номером /7, сформированной на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0000000:3, общей площадью 2148650000 кв.м., расположенном по адресу: Свердловская область, Муниципальное образование город Кушва; ориентир: лесхоз - в границах участка, находящегося в федеральной собственности. Лесной участок площадью 438 166 кв.м., предоставляемый в аренду по договору от 08.08.2008 г. N 35, расположен на территории Кушвинского городского округа Свердловской области, на землях лесного фонда, включенных в границы Кушвинского лесничества, в кварталах N32 (части выделов 57,53), 33 (часть выдела 4) Баранчинского участка Баранчинского участкового лесничества, категория - земли лесного фонда (далее - земельный участок).
Собранием кредиторов общества "Экоресурс" от 10.01.2022 утверждено Положение "О порядке, сроках и условиях продажи имущества, принадлежащего ООО "Экоресурс", в соответствии с которым конкурсным управляющим проведены торги в форме аукциона по продаже имущества.
Информационное сообщение о проведении торгов опубликовано на сайте ЕФРСБ 21.01.2021 и в газете "Коммерсантъ" 22.01.2022.
По результатам проведенных торгов 03.03.2022 подписан протокол N 21271-1 об определении участников торгов, согласно которому общество "Русград" явилось победителем аукциона по лоту N 1. "Право аренды на земельный участок 43,8166 га", на основании которого 10.03.2022 между обществом "Экоресурс" и обществом "Русград" заключен договор N1 уступки права аренды на указанный земельный участок.
С учетом изложенного, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, установив, что в рассматриваемом случае договор N 1 уступки права аренды от 10.03.2022 и документы, указанные в пункте 16, подпункте 5 пункта 17 Административного регламента, по которым общество "Русград" приобретено имущество предприятия-банкрота, связанное с пользованием соответствующим участком недр, были представлены им в Министерство вместе с заявкой на переоформление лицензии, учитывая, что данное обстоятельство подтверждается согласием общества "Экоресурс" с приложениями полного пакета документов, представленного вместе с заявкой на переоформление лицензии, суды пришли к верному выводу о предоставлении обществом "Русград" всех соответствующих документов, подтверждающих приобретение имущества у общества "Экоресурс".
Судами также учтено, что проверка соблюдения процедуры продажи имущества Административным регламентом не предусмотрена.
В связи с чем, учитывая, что иных оснований отказа в переоформлении лицензии в оспариваемом отказе Министерства не содержалось, суды правомерно заключили, что отказ от 23.06.2022 N 12-01- 82/11493 в предоставлении государственной услуги по переоформлению лицензии является незаконным и нарушает права и законные интересы общества "Русград".
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доказательств, опровергающих выводы судов, материалы дела не содержат (статьи 9, 65, части 5 статьи 200 АПК РФ).
Доводы, приведенные Министерством в кассационной жалобе относительно ничтожности договора уступки права аренды от 10.03.2022 N 1 в связи с отсутствием согласия арендодателя на передачу прав и обязанностей по договору аренды, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора исходя из положений пункта 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом того, что, как справедливо указал суд апелляционной инстанции, Министерство являлось одним из кредиторов общества "Экоресурс", было извещено о порядке продажи права аренды, и никаких возражений арбитражному управляющему не направляло.
Доводы Министерства об отсутствии у общества лицензии на право пользования недрами признаются судом округа несостоятельными, поскольку согласно частью 2 статьи 17.1 Закона о недрах при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Кроме того, как правомерно указал суд апелляционной инстанции, указанные обстоятельства основанием для отказа в переоформлении лицензии не являлись.
Доводы Министерства о том, что общество не представило документы, подтверждающие приобретение имущественного комплекса у предприятия - банкрота, отклоняются судом округа, поскольку понятия "имущество" и "имущественный комплекс" применительно к абзацу 8 статьи 17.1 Закона о недрах, а также с учетом положений статьи 110, части 3 статьи 111 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", допускающих реализацию в рамках банкротства как продажу предприятия (имущественного комплекса), так и части имущества должника, в том числе имущественных прав, не являются тождественными.
Иные доводы, вновь приведенные в кассационной жалобе, по существу выражают несогласие с произведенной судами оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может быть положено в основу отмены принятых по делу обжалуемых судебных актов по результатам кассационного производства.
В соответствии с абзацем вторым пункта 32 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм процессуального права и не может служить достаточным основанием для их отмены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Министерства об отсутствии у общества лицензии на право пользования недрами признаются судом округа несостоятельными, поскольку согласно частью 2 статьи 17.1 Закона о недрах при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
...
Доводы Министерства о том, что общество не представило документы, подтверждающие приобретение имущественного комплекса у предприятия - банкрота, отклоняются судом округа, поскольку понятия "имущество" и "имущественный комплекс" применительно к абзацу 8 статьи 17.1 Закона о недрах, а также с учетом положений статьи 110, части 3 статьи 111 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", допускающих реализацию в рамках банкротства как продажу предприятия (имущественного комплекса), так и части имущества должника, в том числе имущественных прав, не являются тождественными."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2023 г. N Ф09-1829/23 по делу N А60-50293/2022