Екатеринбург |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А71-11605/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Поротниковой Е.А., Ивановой С.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "М2" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной Управляющей компании "М2" (далее - общество УК "М2", управляющая компания, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным действий (бездействия) выразившегося в несвоевременном предоставлении государственной услуги по выдаче лицензии на право управления многоквартирными домами, об обязании выдать лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество УК "М2" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что управление рассмотрело заявление и прилагаемые к нему документы нарушив 30-тидневный срок, предусмотренный законодательством. Общество указывает, что документарная проверка полноты и достоверности предоставленных сведений окончена 03.06.2022, запись в реестр лицензий сведений о лицензиате внесена только через 61 день, а именно 02.08.2022.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 25.04.2022 общество УК "М2" направило посредством почтовой связи в адрес управления заявление о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, которое получено последним 04.05.2022 (вх. N 313).
В соответствии с приказом управления от 04.05.2022 N 313 в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в отношении общества УК "М2" проведена внеплановая документарная проверка полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах, в том числе соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям.
В рамках проведения проверки управлением в соответствии с пунктом 8 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 сформирован и 04.05.2022 направлен в Федеральную налоговую службу межведомственный запрос N 83647921 о получении сведений вида "выписка ЕГРЮЛ по запросам органов государственной власти", на который управлением 04.05.2022 получен ответ.
Также 04.05.2022 управлением сформирован и направлен межведомственный запрос N 83648412 в Министерство внутренних дел о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, сведения о нахождении в розыске, на который управлением также 04.05.2022 получен ответ.
По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 03.06.2022 N 313, согласно которому в ходе проверки установлено, что в заявлении и прилагаемых к нему документах указаны полные и достоверные сведения, соискатель лицензии соответствует лицензионным требованиям.
По результатам проверки 14.06.2022 управление подготовило и направило в адрес Лицензионной комиссии Удмуртской Республики мотивированное предложение от 14.06.2022 N 33-лк о предоставлении обществу УК "М2" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
17.06.2022 в связи с тем, что на заседании лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами участвовало менее половины членов комиссии, кворума для принятия решения не имелось, заместителем председателя лицензионной комиссии принято решение о переносе рассмотрения поступившего мотивированного предложения управления по результатам проведенной проверки соискателя лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на 01.07.2022 в 09-00 в формате видеоконференц-связи, что зафиксировано в протоколе заседания лицензионной комиссии N 76.
01.07.2022 на заседании лицензионной комиссии в связи с возникновением необходимости изучения обоснованности выводов, содержащихся в мотивированном предложении о предоставлении лицензии, в части отсутствие/наличия у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, членами лицензионной комиссии было принято решение: рассмотрение вопроса N 1 повестки перенести и повторно направить в МВД по УР запрос о предоставлении данных сведений, что отражено в протоколе заседания лицензионной комиссии N 76.
13.07.2022 управлением в адрес МВД по УР направлен запрос с просьбой в возможно короткие сроки сообщить сведения о судимости Кутдузова Н.Р., являющегося директором общества УК "М2".
28.07.2022 в управление поступил ответ МВД по УР от 15.07.2022 N 4/1-3185, согласно которому уголовные дела в отношении должностного лица общества УК "М2" N 06/69, N 11801940019121305 направлены в суд.
Сведений о судебных решениях по уголовным делам, возбужденным в отношении должностного лица общества УК "М2" не имеется.
02.08.2022 на заседании лицензионной комиссии было принято решение N 228 о предоставлении лицензии обществу УК "М2" на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, что зафиксировано в протоколе заседания Лицензионной комиссии от 02.08.2022 N 79.
02.08.2022 управлением издан приказ N 228 о предоставлении обществу УК "М2" лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 02.08.2022 N 018000228 на срок до 02.08.2027.
02.08.2022 обществу УК "М2" выдана лицензия N 018000228, согласно которой лицензируемым видом деятельности является предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Посчитав, что лицензионной комиссией нарушен срок рассмотрения заявления на выдачу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых бездействия, действий недействительными, поскольку действия заинтересованных лиц являются законными и обоснованными, а, следовательно, не нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно с части 1 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является: 1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; 2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации (часть 2 статьи 194 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 1 и 2 статьи 8 Закона о лицензировании, части 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).
Положение о лицензировании устанавливает порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией, а также порядок осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензионный контроль) (пункт 1).
Пунктом 2 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее лицензирующий орган).
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, предусмотренное частью 1 статьи 13 Закона о лицензировании, в форме электронного документа посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг (далее - заявление о предоставлении лицензии).
До 01.0.2022 соискатель лицензии вправе представить заявление о предоставлении лицензии на бумажном носителе в лицензирующий орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям проводится в форме документарной оценки (пункт 7(1) Положения о лицензировании).
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании к соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, предъявляются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 1-5 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что лицензионными требованиями являются: 1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются: 1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее; 2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата; 3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; 4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии; 5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее предоставленной лицензиату, соискателю лицензии.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о лицензировании в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19.1 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Решение о предоставлении лицензии принимается лицензирующим органом в форме приказа (распоряжения) и подписывается уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. В приказе (распоряжении) лицензирующего органа о предоставлении лицензии указываются сведения, предусмотренные пунктами 2 - 8 части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Решение о предоставлении лицензии может быть оформлено посредством подписания уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в информационной системе, в которой осуществляется ведение реестра лицензий, усиленной квалифицированной электронной подписью проекта вносимой в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии (часть 2 статьи 14 Закона о лицензировании).
В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии запись о предоставлении лицензии вносится в реестр лицензий в день принятия такого решения (часть 3 статьи 14 Закона о лицензировании).
Как установлено судами и следует из материалов дела, 25.04.2022 общество УК "М2" направило посредством почтовой связи в адрес управления заявление о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Управлением в соответствии с действующим регламентом были выполнены действия по своевременному принятию заявления общества УК "М2", назначении проведения документарной оценки заявления соискателя лицензии с одновременным направлением предусмотренных законодательством межведомственных запросов, составлению акта оценки заявления соискателя лицензии, направлении мотивированного предложения в Лицензионную комиссию Удмуртской Республики и в дальнейшем, после принятия лицензионной комиссией решения о предоставлении лицензии обществу УК "М2", изданию приказа и выдаче соответствующей лицензии заявителю.
Как следует из материалов дела, действия лицензионной комиссии по переносу сроков рассмотрения заявления общества были связаны с отсутствием кворума для принятия решения (17.06.2022), а также с устранением сомнений в полноте проверки лицензирующим органом на соответствие всем лицензионным требованиям соискателя лицензии и направлением запросов в уполномоченные органы в целях последующего принятия мотивированного решения лицензирующего органа по выдаче (отказе) в выдаче лицензии (01.07.2022).
Положение о лицензионной комиссии не содержит положений, запрещающих перенос лицензионной комиссией своих заседаний, а также содержит конкретный перечень случаев переноса заседаний.
Действия лицензионной комиссии о принятии решения о переносе заседаний на другую дату, являются законными, соответствующими пункту 15 Положения о Лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Указом Главы Удмуртской Республики от 23.09.2014 N 307.
Довод заявителя о том, что срок рассмотрения его заявления заинтересованным лицом составил более 45 рабочих дней, не может послужить основанием для признания обжалованных действий (бездействия) заинтересованного лица незаконными, поскольку допущенное нарушение лицензионной комиссией норм на выдачу лицензии не привело к принятию неправильного решения лицензирующего органа. Нарушение срока рассмотрения заявления о выдаче лицензии не свидетельствует о незаконности принятого решения, поскольку судами установлено и материалами дела подтверждается, что лицензия не могла быть выдана заявителю без подтверждения запрашиваемых управлением сведений. Соответственно, оспариваемые действия (бездействие) лицензионной комиссии не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении требований заявителя о признании незаконными действий (бездействия) лицензионной комиссии, выразившегося в несвоевременном предоставлении государственной услуги по выдаче лицензии на право управления многоквартирными домами, об обязании заинтересованного лица выдать лицензию обществу на право управления многоквартирными домами.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Все доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "М2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 14 Закона о лицензировании в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19.1 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Решение о предоставлении лицензии принимается лицензирующим органом в форме приказа (распоряжения) и подписывается уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. В приказе (распоряжении) лицензирующего органа о предоставлении лицензии указываются сведения, предусмотренные пунктами 2 - 8 части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Решение о предоставлении лицензии может быть оформлено посредством подписания уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в информационной системе, в которой осуществляется ведение реестра лицензий, усиленной квалифицированной электронной подписью проекта вносимой в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии (часть 2 статьи 14 Закона о лицензировании).
В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии запись о предоставлении лицензии вносится в реестр лицензий в день принятия такого решения (часть 3 статьи 14 Закона о лицензировании)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2023 г. N Ф09-2786/23 по делу N А71-11605/2022